Чинопоследование Всенощного бдения под воскресный и праздничный седмичный дни (Часть II, Утреня).
Чтец: «Слава в вышних Богу…» (3).
«Господи, устне мои отверзеши…» (2).
Чтец читает Ексапсалмы: Псалмы 3, 37, 62, после которых: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3 раза, без поклонов и без крестного знамения) «Господи, помилуй» (3) Слава и ныне:; Псалмы 87, 102, 142; по окончании чтения Шестопсаломия: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Священник во время чтения Ексапсалмов тайно читает 12 утренних молитв на амвоне перед Царскими вратами.
Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…».
Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…».
Клирос: «Аминь».
Диакон: «Бог Господь и явися нам...».
Клирос: «Бог Господь и явися нам...».
Диакон: стих 1-й: «Исповедайтеся Господеви яко благ...».
Клирос: «Бог Господь и явися нам...» .
Диакон: стих 2-й: «Обышедше обыдоша мя...».
Клирос: «Бог Господь и явися нам...».
Диакон: стих 3-й: «Не умру, но жив буду...».
Клирос: «Бог Господь и явися нам...».
Диакон: стих 4-й: «Камень, его же небрегоша зиждущии...».
Клирос: «Бог Господь и явися нам...».
Воскресный день |
Седмичный день |
Клирос: Тропарь воскресный (2) (Октай). «Слава:» Тропарь святого . «И ныне:» воскресный Богородичен воскресный по гласу тропаря святого Минеи. |
Клирос: Тропарь святого (2) . «Слава и ныне:» воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого Минеи. |
Клирос: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь»; и читается первая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы. Первая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Клирос: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3); «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь»; и читается вторая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы. Вторая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Клирос: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…»; «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь»; и читается третья «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы. Третья «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
Клирос: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…»
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Яко Твоя держава…».
Клирос: «Аминь».
Воскресный день |
Седмичный день |
Чтец: Седален воскресный «по первом стихословии» (Октай) (Первый седален просто, затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой…» и второй седален, затем «Слава и ныне:» Богородичен). |
Чтец: Седален святого Минеи «по первом стихословии» (2), затем «Слава и ныне:» Богородичен. |
Клирос: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веком. Аминь»; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма. Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…».
Клирос: «Аминь».
Воскресный день |
Седмичный день |
Чтец: Седален воскресный «по втором стихословии» (Октай) (Первый седален просто, затем стих: «Исповемся Тебе, Господи…» и второй седален, затем «Слава и ныне:» Богородичен). |
Чтец: Седален святого Минеи «по втором стихословии» (2), затем «Слава и ныне:» Богородичен. |
Во время чтения третьей славы последней кафизмы (под воскресенье это обычно 17 кафизма) открываются Царские врата и совершается полное каждение храма.
Клирос: поет стихи 134-го и 135-го (полиелейных) псалмов с припевом: «Аллилуия».
Воскресный день Если святой имеет знак Полиелей и выше |
Седмичный день Если святой имеет знак Полиелей и выше |
то 17 кафизма не читается, а после совершения диаконом Малой ектинии по второй кафизме и положенных седальнов открываются Царские врата и на середину храма на заранее установленный аналой выносится Икона (пономарь выносит свечу, кадило и диаконскую свечу) от сюда начинается полное каждение храма. |
Духовенство: поет величание святому. Канонарх: возглащает стихи избранного псалма. Клирос: после каждого стиха, повторяет стих и затем поет величание святому. Священник во время пения величания совершает полное каждение храма. Клирос: «Слава и ныне:», «Аллилуия (2), слава Тебе, Боже» (3) |
Клирос: тропари по Непорочным воскресные: «Ангельский собор удивися…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»4. |
|
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Яко благословися имя Твое…».
Клирос: «Аминь».
Воскресный день |
Седмичный день |
Чтец: Ипакои воскресный гласа (Октай «наряду»). |
Чтец: Седален «по Полиелее» святого (Минея «наряду»). |
Клирос: Степенные антифоны гласа (Октай)5. |
Клирос: Степенный антифон 4-го гласа. |
Диакон (1): «Вонмем, Премудрость! Вонмем!»
Воскресный день |
Седмичный день |
Диакон: «Прокимен, псалом Давыдов» Текст прокимна воскресного на утрени. Клирос: Прокимен воскресный (Октай «наряду»). Диакон: Стих прокимна воскресного на утрени. Клирос: Прокимен воскресный (Октай «наряду»). Диакон: Первую половину прокимна воскресного на утрени. Клирос: Вторую половину прокимна воскресного (Октай «наряду»). |
Диакон: «Прокимен, псалом Давыдов» Текст прокимна на утрени святого. Клирос: Прокимен на утрени святого (Минея «наряду»). Диакон: Стих прокимна на утрени святого. Клирос: Прокимен на утрени. Диакон: Первую половину прокимна. Клирос: Вторую половину прокимна. |
Диакон: «Господу помолимся»
Клирос: «Господи, помилуй».
Священник: Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»
Клирос: «Аминь».
Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Клирос: «Всякое дыхание да хвалит Господа»6.
Диакон: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его».
Клирос: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Диакон: «Всякое дыхание».
Клирос: «Да хвалит Господа».
Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим».
Клирос: «Господи, помилуй» (3).
Диакон: «Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия».
Священник: «Мир всем!»
Клирос: «И духови твоему».
Священник: «От (именует Евангелиста, из книги которого Евангельское чтение) Святаго Евангелия чтение».
Клирос: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диакон: «Вонмем!».
Воскресный день |
Седмичный день |
Священник: читает воскресное утреннее Евангелие (одно из 11)7. |
Священник: читает Евангелие святого (указано в Минеи «наряду») |
Клирос: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Воскресный день |
Седмичный день |
Клирос: «Воскресение Христово видевше…»8. |
|
Клирос: Псалом 50: «Помилуй мя, Боже…»9.
Воскресный день |
Седмичный день |
Клирос: Слава: «Молитвами апостолов…». |
Клирос: Слава: «Молитвами святого…». |
И ныне: «Молитвами Богородицы…».
«Помилуй мя, Боже» (1-й стих псалма 50).
Воскресный день |
Седмичный день |
Клирос: стихера воскресная «по 50-ом псалме», гл. 6: «Воскрес Исус от гроба…» (Октай)10. |
Клирос: стихера «по 50-ом псалме», святого . |
Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…».
Клирос: «Господи, помилуй» (12).
Священник: Возглас: «Милостию и щедротами...».
Клирос: «Аминь».
Канон:
Воскресный день |
Седмичный день |
На воскресном Всенощном бдении читаются каноны «на 14 тропарей с ирмосом»: три канона Октоиха: 1) Воскресный с ирмосом на 4 тропаря, с припевом: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»; 2) Крестовоскресный без ирмоса на 3 тропаря, с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению»; 3) Богородицы без ирмоса на 3 тропаря, с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; и четвертый канон Минеи — святого рядового без ирмоса на 4 тропаря. Ирмос первого канона Октоиха (т. е. воскресного). Катавасия праздничная11 (т. е. положенная по Уставу в каждый конкретный период времени особая Катавасия, которая считается «праздничной», напр. «Отверзу уста моя») по каждой песни Канона. |
На Всенощном бдении в седмичный день читаются каноны «на 14 тропарей с ирмосом»: 1) Богородицы12 с ирмосом на 6 тропарей; и канон святого Минеи —без ирмоса на 8 тропарей. Ирмос первого канона (т. е. Богородицы). Катавасия праздничная (т. е. положенная по Уставу в каждый конкретный период времени особая Катавасия, которая считается «праздничной», напр. «Отверзу уста моя») по каждой песни Канона. |
По 3-й песни:
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…».
Клирос: «Аминь».
Воскресный день |
Седмичный день |
Чтец: Кондак, икос святого (если есть), седален, «Слава и ныне:» Богородичен при седальне святого Минеи. |
Чтец: Ин Кондак святого (если есть), седален, «Слава и ныне:» Богородичен канона святого Минеи. |
По 6-й песни:
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Ты бо еси Царь мира…».
Клирос: «Аминь».
Воскресный день |
Седмичный день |
Чтец: Кондак и икос воскресные 13 (Октоих «наряду»). |
Чтец: Кондак и икос святого (Минея «наряду»). |
По 8-й песни14:
Диакон: «Богородицу песньми возвеличим...».
Клирос: Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую херувим…».
Диакон во время пения «Честнейшую» совершает полное каждение храма.
По 9-й песни:
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…».
Клирос: «Аминь».
Воскресный день |
Седмичный день |
Диакон: «Свят Господь Бог наш»15. Клирос: «Свят Господь Бог наш» на текущий глас Октоиха. Диакон: «Яко свят Господь Бог наш». Клирос: «Свят Господь Бог наш». Диакон: «Над всеми людьми Бог наш». Клирос: «Свят Господь Бог наш». |
|
Чтец: Светилен воскресный16. «Слава:» Светилен святого Минеи (если есть)17. «И ныне:» Богородичен, писанный при Ексапостиларии воскресном (Приложение Октоиха). |
Чтец: Светилен святого (2), «Слава и ныне:» Богородичен. (Минея «наряду») |
Стихеры на хвалитех:
Воскресный день |
Седмичный день |
Канонарх: «Глас N (по гласу первой стихеры на хвалитех Октая), Всякое дыхание да хвалит Господа». Клирос: «Всякое дыхание да хвалит Господа»; «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Тебе подабает песнь Богу». Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) полностью по стихам до слов: «сотворите в них суд…» 18. Канонарх: Стих: «Сотворите в них суд написан» . Клирос: поет окончание стиха и 1-ю стихеру на хвалитех Октая. Со стихами псалма поются еще 5 стихир из Октая Канонарх: возглашает особый воскресный стих (до последней запятой): «Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя» (Октай). Клирос: поет окончание стиха: «Не забуди убогих Твоих до конца» и 5-ю стихиру на хвалитех Октая. Канонарх: возглашает второй особый воскресный стих (до последней запятой): «Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим» (Октай). Клирос: поет окончание стиха: «Повем вся чудеса Твоя» и 6-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу Евангельской стихиры по номеру воскресного утреннего Евангелия из Приложения Октоиха). . Клирос: «Слава:» и поет Евангельскую стихиру (Приложение Октоиха). Канонарх: «И ныне, глас вторый». Клирос: «И ныне:» и Богородичен воскресный, глас 2: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…»19. |
Канонарх: «Глас N (по гласу первой стихеры на хвалитех Минеи), Всякое дыхание да хвалит Господа». Клирос: «Всякое дыхание да хвалит Господа»; «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Тебе подабает песнь Богу». Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) полностью по стихам до слов: «сотворите в них суд…» . Канонарх: Стих: «Сотворите в них суд написан» . Клирос: поет окончание стиха и 1-ю стихиру на хвалитех святого Минеи. Всего поется 4 или 620 стихер «на хвалитех».
Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи) . Клирос: «Слава:» и поет стихиру-славник Минеи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Клирос: «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихиры-славника; 2) с надписанием «на стиховне»21. «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихиры-славника; 2) с надписанием «на стиховне». |
Священник: «Слава Тебе, показавшему нам свет…».
Клирос: Великое славословие: «Слава в вышних Богу…» 22.
Воскресный день |
Седмичный день |
Клирос: Тропарь воскресный «по Великом славословии» (один из двух, в зависимости от гласа Октоиха: для нечетных гласов (1, 3, 5, 7) —«Днесь спсаение миру бысть…» (Октай); для четных гласов (2, 4, 6, 8) — «Воскрес из гроба…»23). |
Клирос: Тропарь святого (1) . «Слава и ныне:» воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого Минеи. |
Диакон: Сугубая ектения (сокращенная)24: «Помилуй нас, Боже...».
Священник: Возглас: «Яко Милостив...».
Клирос: «Аминь».
Диакон: Просительная ектения: «Исполним заутренния молитвы...».
Священник: Возглас: «Яко Бог милости и щедрот…».
Клирос: «Аминь».
Священник: «Мир всем!»
Клирос: «И духови твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»
Клирос: «Тебе Господи».
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи святый, в вышних живый…».
Священник: Возглас: «Твое бо есть еже миловати...».
Клирос: «Аминь».
Священник: «Сый Благословен Христос Бог наш...»
Клирос: «Аминь». «Утверди Боже...»
Священник: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
Клирос: «Честнейшую херувим...»
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»
Клирос: «Слава и ныне:», «Господи, помилуй» (2); «Господи Благослови».
Священник: Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…».
И тотчас чтец начинает читать «Приидите, поклонимся...» (3) и 1-й час.
1 Устав о порядке пения тропарей и богородичнов если случится святой в воскресный день содержится в Оке Церковном.
2 Полиелеем Устав называет: 1) часть утрени, которая начинается пением полиелейных псалмов (пс. 134, 135) и заканчивается возгласом священника «Милостию и щедротами…»; 2) само по себе пение полиелейных псалмов. Слово Полиелей переводится с греческого языка как «многомилостивое», т.е. указывает на часто встречающееся в 135 псалме слово «милость».
3 По сложившейся традиции поются псалмы.
4 Тропари по Непорочным Воскресные находятся в Октае, и в Псалтири.
5 Степенны антифоны гласа находятся в Октае.
6 «Всякое дыхание...» поется на тот же глас, что и прокимен на утрени.
7 Воскресные утренние Евангелия (всех их 11). Указание о том как они читаются имеется в самом Богослужебном Евангелии и в Богослужебных указаниях, а также и в календаре обозначено какое Евангелие из 11 должно читаться.
8 Это песнопение находится в службах 1-го и 5-го гласов в Октае «наряду».
9 По Уставу здесь читается псалом 50.
10 Находится в службах Октая.
11 Указание о Катавасии может быть в Минеи «наряду».
12 Канон Богородицы на Всенощном бдении в седмичный день берется один из:
если в Минеи «наряду» перед каноном святого дан канон Богородицы, то в обязательном порядке читается данный канон; если в Минее «наряду» нет канона Богородицы, то берется либо канон Молебный ко Пресвятой Богородице 8-го гласа из Часослова.
13 По 6-й песни кондак читается всегда лишь один, а икос присоединяется к нему подряд, то есть икос никогда не читается «На Славу:».
14 Обычные особенности исполнения 8-й песни канона остаются в силе и для Всенощного бдения.
15 «Свят Господь Бог наш» со стихами содержится в служебнике.
16 Воскресные светильны (числом их всего 11, так же как и воскресных утренних Евангелий) соответствуют по содержанию воскресным утренним Евангелиям и находятся в Октае.
17 Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Светилен воскресный, затем «Слава и ныне:» Богородичен егоже.
18 На практике пения хвалитных псалмов нет или они поются лишь в некоторых случаях, напр. в воскресные дни Великого Поста.
19 Богородичен воскресный, поемый на «И ныне:» на хвалитех всегда один и тот же: «Преблагословенна еси…» Он находится в Октае в службах 1-го и 5-го гласов «наряду», в Часослове.
20 О количестве стихир «на хвалитех» следует справляться в 48 главе Типикона под соответствующим числом. Могут быть указания об их количестве и в Минее «наряду».
21 Часто в Минее дана стихера «наряду» — в этом случае поется та стихера, которая дана в Минее.
22 В Часослове берется первая, так называемая «воскресная» или «праздничная» редакция Великого славословия.
23 Эти тропари находятся в Октае.
24 Эта ектения называется сокращенной так как начинается сразу с 3-его прошения: «Помилуй нас, Боже…», тогда как первые два прошения Сугубой ектении не произносятся.
25 В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».