Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Доклад И.А. Марченко на Всемирном Старообрядческом Форуме

Доклад И.А. Марченко на Всемирном Старообрядческом Форуме
 
Будущее Старообрядчества зависит от того, насколько хорошо старшее поколение старообрядцев сможет воспитать молодое поколение. От того, какие духовные и нравственные ценности мы вложим в своих детей именно сейчас. Таким образом, на нас лежит огромная ответственность за воспитание добросовестной, благочестивой молодежи, искренне преданной Древлеправославию, любящей свою Родину, ее историю и культуру.
Старообрядцы всегда уделяли большое внимание образованию подрастающего поколения и его духовно-нравственному воспитанию. До октябрьской революции в России было немало старообрядческих школ разных согласий, а азам церковной грамоты детей непременно обучали во всех без исключения старообрядческих общинах: и в городских, и в сельских. В те годы был выпущен целый ряд профильных учебников и образовательных программ. 
К сожалению, в большинстве своем, по причине изменившихся исторических условий, дореволюционные программы не отвечают современным задачам. Раньше в основе духовно-нравственного воспитания стояла семья, на уроках в церковно-приходской школе ребенок получал теоретическое обоснования естественному для него, привычному жизненному укладу. Получаемые знания не были абстрактными, но имели практическое и оперативное применение в повседневной жизни. В настоящее же время многие дети, которых приводят в храм их бабушки и дедушки, в лице своих родителей не имеют практически никакой духовной опоры. По этой причине они зачастую не обладают даже элементарными представлениями о христианской нравственности и не имеют почти никаких навыков повседневной христианской жизни. И вот именно здесь церковно-приходская школа или, в современных условиях, Воскресная школа может взять на себя в немалой степени ответственность за формирование и развитие личности ребенка в рамках традиционного для старообрядцев мировоззрения и образа жизни. 
Для достижения этих целей необходима разработка современных образовательных программ с использованием обширного дидактического материала, проведение практико-ориентированных мероприятий.
Для повышения эффективности преподавания в Воскресной школе необходимо привлекать также и положительный опыт светской педагогики.
Воскресная школа может заимствовать из светской педагогики методические наработки организации учебного процесса, практический опыт построения занятий, педагогические решения и способы, помогающие детям в усвоении и закреплении изученного материала. 
Занятия в Воскресной школе не должны ограничиваться сухой схоластикой: формальным заучиванием и пересказом Библейской истории и Катехизиса. Воскресная школа должна способствовать формированию у ребенка реальных навыков и привычек нравственного поведения, которые бы определили всю его дальнейшую жизнь, надежно защищая его душу от любых негативных воздействий и пагубных страстей. 
Важным направлением и составной частью образовательного процесса в Воскресной школе должно являться патриотическое воспитание. 
История Старообрядчества неотделима от истории России, а с 10 века, с момента крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, до середины 17 века – до церковной реформы патриарха Никона, вообще вся Россия была старообрядческой. Таким образом, прививая детям на уроках Воскресной школы любовь к своей Родине, к своему народу, воспитывая в них чувство уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развивая чувства сопричастности к судьбам Отечества, мы одновременно будем прививать им любовь и верность духовно-нравственным идеалам Святой Руси, чтобы их принадлежность к Старообрядчеству была не случайной, но вполне осознанной. 
Патриотическое воспитание в Воскресной школе может реализовываться по целому ряду направлений теоретического и прикладного характера:
Проведение регулярных тематических уроков, посвященных героическому подвигу русского народа на примерах патриотического служения Родине наших благочестивых соотечественников, таких, например, как святой равноапостольный князь Владимир, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Гермоген, патриарх Московский и другие. Также проведение уроков, посвященных патриотическому подвигу старообрядцев в годы лихолетья. Например, рассказ о борьбе старообрядцев-партизан со шведами во время Великой Северной войны 1700-1721 годов, о героизме старообрядцев на полях сражений Отечественной Войны 1812 года, на фронтах Первой Мировой и Великой Отечественной войн.
Под руководством педагога осуществление детьми поисковой и исследовательской работы, в ходе которой бы собирался материал о подвигах земляков-старообрядцев – ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников локальных войн и конфликтов. 
Укрепление чувства патриотизма, через заботу о своей малой Родине: своем приходе, своем населенном пункте. Таковыми, например, могут быть мероприятия, связанные с поддержанием чистоты храма и прихрамовой территории, а также социально ориентированные мероприятия и проекты, например, помощь по хозяйству прихожанам преклонного возраста и инвалидам. 
Знакомство ребят с интересными людьми, жизнь и труд которых может служить примером добросовестного исполнения гражданского долга, жертвенного служения на благо Родины и нашего народа.
Несмотря на бесспорно важное значение духовно-нравственного просвещения, Воскресную школу в настоящее время удается организовать, к сожалению, далеко не во всяком приходе. А между тем это, возможно, самая актуальная задача, стоящая сегодня перед Старообрядчеством. Благолепие ново построенных и отреставрированных храмов не будет иметь никакой ценности, если некому будет в них собираться на молитву. А такая угроза реально существует. Из-за изменившегося уклада и резко ускорившегося темпа жизни современного общества, у родителей практически не остается времени на то, чтобы самостоятельно объяснять своим детям не только религиозные истины, но даже элементарные нравственные категории. Отсутствие же теоретических знаний о своей вере, не понимание смысла древлеправославных обычаев, слабые практические навыки христианской жизни препятствуют развитию у детей и молодежи интереса к вере своих благочестивых предков. Пробелы в духовном образовании и воспитании молодежи во многом усугубляются преобладающей в средствах массовой информации агрессивной пропагандой безрелигиозного, безнравственного, паразитного образа жизни. В итоге мы можем наблюдать большой отток молодежи из старообрядческих общин.
Эта проблема, очевидно, имеет место сейчас в каждом старообрядческом согласии. Значит это должно быть нашей общей заботой. Поэтому желательно эту проблему совместно и решать, что может стать еще одним важным направлением межстарообрядческого сотрудничества. Приходское образование в Старообрядчестве сейчас организовано слабо, несистемно, отсутствуют утвержденные духовной властью образовательные программы, единые преподавательские стандарты. Но несмотря на это, в каждом согласии есть педагоги-энтузиасты, которые самостоятельно стараются организовать образовательный процесс на приходе, и именно этих людей необходимо объединить в рамках Межстарообрядческого сотрудничества. Для этого были бы полезны профильные семинары, вебинары, конференции, на которых преподаватели-старообрядцы могли бы общаться, обмениваться опытом, совместно разрабатывать образовательные программы, обсуждать сопутствующие вопросы. 
Наши дети – это наша общая ответственность. Только сообща мы можем помочь им вырасти благочестивыми христианами, активными членами своей Старообрядческой общины, настоящими патриотами своей Родины, добросовестно служащими своей Стране, своему Народу.
Спаси Христос за внимание!
273
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.