О ПРИМИРЕНИИ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В РУМЫНИИ
Едва ли найдется среди староверов человек, который не слышал о постигшем Древлеправославную Церковь в 1999 году горестном разделении, когда со священноначалием Церкви по разным причинам разорвали общение несколько священнослужителей во главе с епископом Тульчинским Евмением (Титом). За собой они увлекли и ряд приходов. Что же послужило причиной такого дерзновенного поступка? Оппоненты наши утверждают, что священноначалие наше впало в некие ереси, однако до сих пор ничего конкретного так и не было названо, впрочем, не об этом сейчас речь, а о том, что нет ничего тягостнее разделения между братьями, нет ничего печальней разрыва уз любви, нет ничего ужаснее крушения единства веры!
Раскол не принес христианам ничего кроме слез и страданий, он прошел по христианским сердцам как смертельное оружие жестоко ранящее, а порой и вовсе убивающее душу. Сбылось Писание: "Отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" (Лук.12:51-53). "И враги человеку - домашние его" (Матф.10:36).
Каждый искренний христианин верный Святому Евангелию Господа нашего Исуса Христа не должен мириться с раздором меж братьями, но должен постоянно приводить себе на память Слова Спасителя: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Иоан.14:27); "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Иоан.17:11); "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35).
Любовь сия, принятая от Христа, соблюдалась и соблюдается в каждом подлинно христианском сердце, именно эта любовь подвигала святых отцов посылать к отделившимся от Церкви христианам проповедников мира и соединения. Такой завет они оставили и нам. Но святые отцы не только заповедали проповедовать отделившимся мир и соединение, но и умолять их об этом с кротостью и человеколюбием, памятуя, что все сокровища мира не стоят и одной спасенной души, а раскол, безусловно, пагубен для всех, ибо с обеих сторон он всегда сопровождается неприязнью, ссорами и обидами. Он лишает христиан сердечного мира, ввергает в пропасть гнева и отчаяния, помрачает духовные очи.
Желая умиротворения Церкви, Архиерейский Собор 2005 года обратился с исполненным любви посланием ко всем, кто отделился от церковного священноначалия и призвал восстановить прерванное общение. И слава Всемилостивому Богу, те из отделившихся, кои имеют искренние сердца, услышали братский призыв и одни из них уже примирились со священноначалием Церкви, другие же выразили свое горячее желание сделать это и выясняют на сей момент вопросы, которые смутили некогда их совесть и подтолкнули к разрыву.
Весьма показательным в деле примирения явилось возвращение в лоно Древлеправославной Церкви в январе сего года бывшего епископа Тульчинского и всея Румынии Евмения (Тита) который на протяжении всех этих лет был духовным лидером отделившихся, укрепляя их общества совершением священнических и епископских хиротоний.
Но и этой радости нашлись завистники, забывшие, что ненавистен для Господа «лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:19). Они стали клеветать на нас, что якобы мы обманываем христиан, что бывший Тульчинский епископ Евмений вовсе и не возвращался в лоно Церкви, что будто и подпись его предъявленная нами поддельная. Что ж, пусть попиратели истины думают и пустословят, что хотят, ибо истина от этого не изменится.
Однако помня, что «клевещущие уста убивают душу» (Прем.Сол.1:11), и что дерзкие и ложные обвинения человеков поправших братскую любовь могут соблазнить искренних чад Божьих, мы считаем необходимым привести во свидетельство ближним и дальним документы доказывающие, что подлинно в Румынии среди древлеправославных христиан уже фактически иссякло всякое разделение. И мы надеемся, что сие умиротворяющее действие Святого Духа коснется и прочих сердец, тех, что пока еще остаются глухи к нашим призывам мира. Да подаст им Господь мудрости, украшением для которой является «единомыслие между братьями и любовь между ближними» (Сир.25:2)
Итак, документы:
- Повторное обращение бывшего Тульчинского епископа Евмения к Освященному Собору Русской Древлеправославной Церкви.
- Подтверждение подлинности обращения Тульчинским публичным нотариусом.
- Заверенный перевод нотариального подтверждения.
- Обращение румынского духовенства к прокурору Курской области.
Как без труда может убедиться любой сомневающийся, мы свидетельствуем о правде. И как уже было сказано, мы не имеем желания вести бессмысленные баталии, но желаем мира во Христе с теми, которые еще так недавно были нам братьями, ибо «что добро и что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс.132).
А всем клеветникам мы хотим напомнить слова Писания: «Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга» (Сир.7:12), ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12:36). Поэтому немудро поступает тот, кто отворяет свои уста лишь для того, чтобы сеять раздор, погрешая против правды. Об отступившем же от Правды и от Премудрости сказано: «неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости» (Прем.Сол.10:3)
Пресс-служба
Русской Древлеправославной Церкви