Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Храм в селе Сосновка

Храм в селе Сосновка

Изображение

Примерно в 1810 – 1812 годах, в семье крестьянина среднего достатка – Степана Рудченко, родился сын – Иван. Так сложилось в жизни, что именно ему пришлось, исполняя воинскую обязанность перед государем, покинуть родной дом, родительский удел и любимые полтавские края, и увидеть златоглавую Москву.

По Божьему смотрению привелось ему познакомиться с одним богатым человеком (к сожалению, имени и фамилии его выяснить не удалось). Этому человеку полюбился задумчивый солдат – украинец, который свободное время не в забавах и праздности проводит, а посещает церковь. Именно в церкви они и встретились. И тот, будучи истинным христианином, решил объяснить Ивану его заблуждения в вопросах веры. Добрые семена упали на благодатную почву. Ивану хотелось еще и еще встречаться со своим новым знакомым для длительных душеспасительных бесед. Знакомство переросло в дружбу. Иван Степанович часто бывал в его доме. Там он имел возможность читать духовную литературу, встречаться и беседовать с древлеправославными христианами, наблюдать уклад и жизнь семейства. Со временем он стал присутствовать на домашних Богослужениях у своего друга, постоянно посещать древлеправославную церковь. А так, как он с малолетства был обучен грамоте, а позже – и порядку служб церковных, то сразу же понял разницу между службой в нововведенческой и в древлеправославной церкви. Хорошо подготовившись и окрепнув духовно, Иван Степанович принял святое крещение.

Стараниями Ивана Степановича христианскую семью пополняли все новые и новые люди. Древлеправославные жили дружно, во всем помогая друг другу. Их число увеличивалось. Все они строго придерживались старых чинов, ни в чем не соединялись с иноверцами.

В середине 90-х гг. XIX века в Свинарную приезжало волостное начальство, чтобы вписать древлеправославных в раскольнические книги, и чтобы в этих книгах всякие записи делать. Чтобы сами записывали: кто родился, кто крестился, кто умер, а кто женился – всё чтобы записывали в раскольнических книгах. Одни из древлеправославных считали эти книги ловушкой для себя, другие же непременно желали поскорее туда записаться.

Одной из самых насущных проблем древлеправославной общины села была потребность в молитвенном доме. Так как подходящего пустого помещения не было, то один из братии – Фома Степанович Рудченко (родной брат Ивана Степановича) предложил, чтобы в его доме молились. На это предложение все согласились. Потом он к своему жилому дому пристроил другой дом, просто, по обычаю деревенскому; величиною 10 аршин длины и ширины. Высота стен – 3,5 аршина с четырьмя небольшими оконцами. Дом покрыл соломой и определил его для моленной всему обществу.

Иконы и книги для моленной собирали всем миром. Некоторые книги и иконы пожертвовал Иван Степанович, много привозил Василий Никифорович Белан, который специально для этого ездил в Москву и другие города. Первое время среди древлеправославных не было человека, знающего церковный устав. Это очень озадачило всех. Но по промыслу Божию уставщик нашелся. Жил он в соседнем местечке Рашевка, что находилось, примерно, в 12 верстах от Свинарной. Звали его – Василий Николаевич Мартаков. Жил он там с женой и двумя детьми. Его и уговорили вести службы. Три года, по воскресениям и большим праздникам, привозили его на лошадях в Свинарную, для проведения служб. Для этого был нанят специально извозчик, которому в складчину платили около 100 рублей в год. За эти три года наиболее грамотные мужики сами научились уставу. Стали ездить по церквам (в Лужки, в Москву), и там, в приходах церковных, покупали книги, иконы, подучивались уставу.

В начале 20 века Николай Александрович Бугров пожертвовал на строительство молитвенного дома 250 рублей, и Лука, как попечитель, получил их лично в руки. Но постройка не начиналась, а время шло. Так наступил 1909 год, и на праздник Рожества Христова состоялось собрание и совет, как бы непременно собраться бы и строить. Лука заявил, что минувший год был очень скудным и собрать деньги будет трудно, возможно придется еще год подождать. Тогда собравшиеся предложили сосчитать весь расход и приход по моленной, чтобы было всему обществу известно. Тогда Лука пригласил грамотных людей, и на праздниках сосчитали все средства за 1909 год, объявив всей братии в моленой. Приход превышал расход, и оказалось наличными 65 рублей и на 20 рублей воску готового, купленного.

Посоветовавшись, решили отложить строительство моленой еще на год. А в конце 1910 года, именно на праздник Рожества Христова, опять было собрание насчет строительства молитвенного дома, чтобы посчитать накопленные за год средства, точно определить место, чтобы оно было общественное, и потолковать, за что строить.

Но, всё же, люди собирались еще и еще, чтобы общим советом решить вопрос о строительстве молитвенного дома. И еще один важный вопрос волновал братию: не было отдельного кладбища для древлеправославных. Покойников хоронили на общем сельском кладбище в уголке, а кто не желал – то во дворе дома. Так, в своем дворе был похоронен Василий Никифорович Белан (дневники которого очень помогли в составлении этого повествования) и его сродники. Так же на своем подворье был похоронен и Иван Степанович Рудченко.

Строили молену около двух лет и в 1917 году на празднование Введения во Храм Пресвятой Богородицы отслужили первую службу. Молились на правом клиросе, и только на Пасху делились на два клироса. Клироса были устроены на возвышении, посредине был престол. На нем – крест с серебряным венцом, а по бокам – две иконы Богородицы, тоже с венцами. Молена имела два боковых и один главный вход. Мужчины входили в правые боковые двери, а женщины – в средние. Пономарем в новой моленной был Григорий Мисюра, а настоятелем – Леонтий Мартышевский. Клирошан было примерно человек пятнадцать, все мужчины.

В этой моленной собирались до 1933 года, а в 1934 году власти запретили молиться и молитвенный дом закрыли. Мало того – устроили в нем сельский клуб, и на кладбище допоздна звучали песни и пляски, оскорбляя и унижая сердца верующих, и надругаясь над памятью умерших. Наиболее рьяные активисты- безбожники до того доходили, что иконами топили печь. Узнав об этом варварстве, молодые люди из древлеправославных тайно пробирались туда и уносили иконы, таким образом спасая их.

В военные, и первые послевоенные годы, в Сосновке было, примерно, сто древлеправославных семей. Уставщиком в то время был дед Леонтий, все его звали Левко Жиленко. А когда умер, молились по книгам, как научены были. Собирались по домам, тайком, чаще всего у деда Галактиона. Мужчин было мало, да и те не ходили. Устав приходилось вести женщинам. Евангелие и Апостол читать было некому. Тогда Галина Торяник поехала в Москву, в древлеправославную церковь, к своему духовному отцу, и рассказала о сложившейся ситуации. И священник благословил её читать Евангелие. Бабка Христина читала Эксапсалмы, а Елена Рудченко – Апостол.

А потом с фронта стали приходить мужчины. С 1945 года уставщиком стал Матвей Ильич Мартышевский. Так и продолжали ходить молиться по домам – сегодня у одного, завтра – у другого. Некоторое время молились у Евстафия, у Фрола.

В 1974 году, из соседнего селения Лютеньки, в родную Сосновку переехала Марья Захаровна Скаженик. В тихом, спокойном уголке села, она купила дом и предложила ходить к ней молиться. С 1974 года по 1994 – 20 лет – собирались верующие в доме Марьи Захаровны.

Каждый год сюда приезжал священник, и люди имели возможность исповедаться и принять святое причастие. Многие из братии не раз ездили в церковь в Новозыбков, во Льгов, в Москву и в Курск. Оттуда возвращались с массой впечатлений, с мечтой о церкви в родном селе. В конце 80-х — начале 90-х годов, когда политика правительства относительно веры несколько смягчилась, и разрешено было открывать новые приходы, о церкви заговорили всерьез.

Основной вклад в начало строительства храма сделал Торяник Федор Прокопиевич, 1913 г.р.

Начали собирать деньги и покупать стройматериалы. 9 июля 1992 года Высокопреосвященнейший Архиепископ Геннадий освятил место для постройки храма. Оно почти совпало с местом разрушенной колхозными активистами молены.

Дружно принялись люди за работу. Меньше года пошло на возведение стен и крыши. Людям не терпелось поскорее начать молиться в церкви. Всё, что только могли, делали сами, не считаясь со временем. И когда все необходимые внутренние работы были сделаны, храм был освящен малым освящением, и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открыл свои двери для верующих.

Ныне в храме служит о. Павел Колокольников.

Адрес с. Сосновка, Гадячский район,
Полтавская область, Украина.
Тел. +380678852002

2.72K
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.