Доклад Цивилёвой М.
«Сейчас, как и всегда, старообрядцы находятся в сложном положении, нужно и идти в ногу со временем, быть в курсе событий, но и хранить то, что заповедали нам наши отцы».Святейший Древлеправославный Патриарх
Московский и всея Руси Александр
Молодежная проблематика стала актуальна в середине 50-х годов прошлого века. Если ранее культура не делилась ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» то с указанного периода у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в традиционных укладах и в образе жизни в целом. В настоящее время духовные проблемы молодежи, которая исторически оторвана от традиций духовной жизни старообрядчества, особенно актуальны
Сегодняшнее состояние молодого поколения старообрядцев смело можно назвать кризисным.
Многие традиции старообрядчества, как и православия в целом, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные и другие совместные молитвы, крестные ходы, богомолья, ношение бороды мужчинам, платка женщинам, сохранение целомудрия и др.) и традиции именно старообрядчества (знаменное пение, чтение по погласице и др.) либо совсем ушли в небытие, либо очень изменились и при этом почти потеряли свой глубокий смысл. Предлагаю выделить основные насущные проблемы молодого поколения старообрядчества:
1) постепенная утрата традиций старообрядчества;
2) информационный вакуум и недостаточное просвещение;
2) девальвация ценности семьи.
Согласно проведенному исследованию причины данных проблем кроются в следующем:
1.массовое повсеместное влиянии западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.
2.отсутствие общения между поколениями в процессе воспитания.
3.отсутствие общего дела, объединяющего поколения, как в семье, так и на приходе.
4.отсутствие детской красочной литературы и молодежной публицистической литературы по теме.
5.отсутствие активной жизни приходов – нет вовлечения молодого поколения в жизнь прихода путем совместного труда, молитвы и др.
В первую очередь, постижение традиций старообрядчества должно идти из семьи, в которой человек родился. А в настоящее время мы наблюдаем отсутствие общения между поколениями, что сводит воспитание в духе старообрядческих традиций на нет. Идеальная старообрядческая семья, воплощая собой малую Церковь, должна помогать каждому члену такой семьи достигать Царства Небесного. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос» .
Связь традиций и воспитания молодого поколения старообрядчества фундаментальна. Без традиций невозможно представить полноценного, хорошего воспитания, а без воспитания нового поколения в духе традиций старообрядчества невозможно представить их сохранения. Поэтому для развития и сохранения традиций старообрядчества в молодежном служении необходимо системное и непрестанное осмысление традиции при условии меняющихся реалий современного мира.
Во вторых, традиции и знания о старообрядчестве, которые удалось сохранить в настоящее время, поверхностны. Они не твердо вошли в жизнь даже взрослого поколения старообрядцев. А изучению и развитию традиций старообрядчества обязательно необходимо содействовать путём просвещения людей. Если не объединять усилия в общее дело и не создавать систему, которая будет работать каждый день, учить, сохранять, развивать традиции, то итогом мы можем получить полную утрату традиций старообрядчества, традиций наших предков среди современной молодежи.
Для сохранения традиций в молодежном обществе перед каждым старообрядческим приходом необходимо поставить следующие задачи, которые и обозначат наличие общего дела.
— консолидация православной молодежи вокруг храмов – («как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (Пс.132:1));
— помощь в развитии общения молодежи внутри приходов, путем проведения различных мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и исследование традиций старообрядчества;
— помощь в создании семей в старообрядческих храмах.
Теперь – вопрос: какие для этого есть ресурсы у приходов? А ресурсы очень малые. И дело кроется, как в отсутствии способов и методов работы с молодежью на приходе, так и в отсутствии финансирования.
При создании системы работы с молодежью необходимо стараться избежать работы «для галочки». Нужны постоянные, системные акции, обращенные к разным кругам молодежи на приходе, это и воскресные школы для подрастающего поколения, и дружины для юношества, и встречи для семейных старообрядцев.
При этом очень важно, чтобы данную работу на приходах вели профессионалы своего дела/музыканты/военные/ педагоги и получали достойное вознаграждение за свой труд.
Каждый должен видеть свою значимость и вовлеченность в процесс общей работы. Это и является самым главным, без систематической ежедневной работы на приходах, разовые акции малоэффективны. От священнослужителей тоже во многом зависит, станет ли современная молодежь надежной опорой в сохранении традиций или же послужит источником деструктивных явлений.
В целях сохранения традиций старообрядчества необходимо обязательно объединять имеющиеся молодежные инициативы в единую целостную многоуровневую программу. Необходимо переход от частных инициатив к созданию системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в духе традиций старообрячества.
Конечная цель деятельности по сохранению и развитию традиций старообрядчества «глубокое воцерковление молодого поколения и, как следствие, создание старообрядческих семьей, возрастание детей в старообрядческих семьях и в храме, воспитание и образование юношества, участие детей, юношей в активной приходской жизни…». Это и есть наше будущее, которое мы должны приобрести.
Традиции старообрядчества – великое достояние, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения. Человек делает выбор. Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.