Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. 10-12 (23-25 Н.СТ.) ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА.

ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 10-12 (23-25 Н.СТ.) ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА
10-12 (23-25 н.ст.) декабря 2022 года в богоспасаемом граде Москва в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Владык приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.

ПОВЕСТКА СОБОРА
1.Социально-гуманитарная деятельность Церкви;
2.Канонизация святых Древлеправославной Церкви;
3.О монастырях и монашестве;
4.Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов, вопросов богослужебной и пастырской практики;
5.Отчеты церковных отделов и комиссий, доклады благочинных.

Собор открыл святейший Патриарх Александр. В своем приветственном слове он поблагодарил всех откликнувшихся на его призыв и приехавших на Собор священнослужителей.
Также Святейший Владыка призвал всех молиться о тех братиях-священницех, которые по неуважительным причинам уклоняются от участия в работе церковных Соборов, по-дружески обличать их и призывать к духовному порядку. Чтобы сами пастыри, уча других христиан кротости и послушанию, являли им, прежде всего, личный пример для подражания. 
Так же Святейший Владыка призвал всех вообще древлеправославных христиан к усердному служению на ниве распространения христианской проповеди в это непростое время, исполненное различных скорбей и страданий. Поскольку только мир Христов может объединить всех людей в любви, избавить от слез и диавольских искушений.


ПОСТАНОВЛЕНИЯ  АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА

Вопрос 1-й
Во все времена Церковь Христова, в лице своих верных чад, устремлялась туда, где проливались человеческие слезы, где свирепствовала телесная и духовная нужда, ибо священное Писание учит нас, что «сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья» (Еккл. 7:4); и в ином месте сказано: «утешайте малодушных, поддерживайте слабых» (1 Фес. 5:14), - и еще также сказано: «надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Исуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян. 20:35).
В связи с этим Собор поддерживает и благословляет волонтерскую работу древлеправославных христиан, а также их участие в общественных гуманитарных проектах и организациях, помогающих всем страждущим пережить тяготы и лишения этого сложного времени.
Также Собор благословляет всех древлеправославных священнослужителей оказывать духовную и моральную помощь своим духовным чадам, находящимся в зоне боевых действий, вплоть до выезда для их церковного окормления к месту их пребывания, если от них будут поступать соответствующие запросы и к этому не будет каких-либо непреодолимых препятствий.
При этом Архиерейский Собор напоминает всем клирикам Русской Древлеправославной Церкви, что священные правила категорически воспрещают всем принадлежащим клиру применять оружие против любого человека, добровольно облачаться в воинскую одежду или давать воинскую присягу, и вообще каким-либо образом принадлежать воинскому званию. В частности 7-е правило 4 Вселенского Собора гласит: «Учиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрал для Бога, предавать анафеме».
В Российской Федерации законодательно каждому гражданину гарантируется право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В частности, Статья 2-я Федерального закона N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гласит: «Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию». 
Все наши христиане могут воспользоваться этим правом, в особенности же те, кто желает посвятить свою жизнь служению Богу. Действующие же церковные клирики должны использовать данную законодательную возможность в обязательном порядке.
Также 4 ноября настоящего года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий порядок прохождения альтернативной гражданской службы в период мобилизации. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» N31-ФЗ был дополнен соответствующей Статьей (Ст.17.1).
В настоящее время государством прорабатываются механизмы обеспечения реализации этого права граждан. 
Архиерейский Собор с одобрением и всяческой поддержкой относится к данным законодательным инициативам государства и призывает всех древлеправославных клириков непременно следовать церковным правилам и существующему гражданскому законодательству, регулирующему вопросы воинской и альтернативной гражданской службы.

Вопрос 2-й
К настоящему Архиерейскому Собору Комиссия по канонизации подготовила и представила к Соборному рассмотрению историко-биографические материалы сонма святых подвижников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и Русского Поморья.
Соловецкий монастырь долгое время играл исключительную роль в жизни русского государства и общества, являясь северным стратегическим форпостом страны и центром духовного просвещения всего Русского Севера. Особую славу снискал монастырь в годы церковной реформации в России, став главным оплотом Древлеправославной веры. Мужественно претерпев многолетнюю осаду, иноки святой Соловецкой обители украсились от Господа венцами мученическими, явив собою пример бескомпромиссной преданности святоотеческой вере и святым древлеправославным преданиям. 
Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви, на основании материалов, представленных комиссией по канонизации, торжественно определил благословить общецерковное почитание как уже от древности местночтимых святых Соловецких, так и ныне соборно новопрославляемых преподобных подвижников благочестия, просиявших в молитвенных и постнических подвигах на святых землях Соловецких островов: 
1.Св. преподобного отца нашего Германа, отшельника Соловецкаго, Чудотворца. (+1478 г.). День памяти 30 июля (12 августа н.с.);
2.Св. преподобного отца нашего Василия, пустынника Соловецкаго, келейника и ученика прп. Зосимы Соловецкаго Чудотворца (+XVв.). День памяти 22 января (4 февраля);
3.Св. преподобного отца нашего Иоанн свещеносца, пустынника Соловецкаго, ученика прп. Зосимы Соловецкаго Чудотворца (+1392). День памяти 18 апреля (1 мая н.с.);
4.Св. преподобного отца нашего Онуфрия, пустынника Соловецкаго, ученика прп. Зосимы Соловецкаго Чудотворца (+XVв.). День памяти 22 января (4 февраля); 
5.Св. преподобного отца нашего Герасима, отшельника Соловецкаго(+XVв.). День памяти 22 января (4 февраля);
6.Св. преподобного отца нашего Аннурия (Ианурия), пустынника Соловецкаго (+XVIв.). День памяти 26 июня (9 июля н.с.); 
7.Св. преподобного отца нашего Елисея Соловецкаго, Сумскаго Чудотворца. День памяти 14 (27) июня;
8.Св. преподобного отца нашего Вассиана Пертоминскаго (+1566г.). День памяти 12 (25) июня;
9.Св. преподобного отца нашего Иону Пертоминскаго (+1566г.). День памяти 12 (25) июня;
10.Св. преподобного отца нашего Феодорита Кольскаго, просветителя лопарей (+1571г.). День памяти 17 (30) августа;
11.Св. преподобного отца нашего Андрея, пустынника Соловецкаго (+ок.1606г.). День памяти 22 января (4 февраля);
12.Св. преподобного отца нашего Антония, игумена Соловецкаго (+1613г.). День памяти 17 (30) августа;
13.Св. преподобного отца нашего Иакова, игумена Соловецкаго и Костромскаго (+1614г.). День памяти 28 октября (10 ноября);
14.Св. преподобномученика Иова Ущельскаго Чудотворца (+1628г.) День памяти 5 (18) августа;
15.Св. преподобного отца нашего Иринахра, игумена Соловецкаго (+1628г.). День памяти 17 (30) июля;
16.Св. преподобного отца нашего Ефрема Чернаго, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
17.Св. преподобного отца нашего Никифора Новгородца, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
18.Св. преподобного отца нашего Алексий Калужанина, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
19.Св. преподобного отца нашего Тихона Москвитина, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
20.Св. преподобного отца нашего Иоасафа, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
21.Св. преподобного отца нашего Феодула Рязанца, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
22.Св. преподобного отца нашего Порфирия, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
23.Св. преподобного отца нашего Трифона, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
24.Св. преподобного отца нашего Иоасафа Младаго, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
25.Св. преподобного отца нашего Севастиана, пустынника Соловецкаго (+ок.1620г.). День памяти 22 января (4 февраля);
26.Св. преподобного отца нашего Саву, пустынника Соловецкаго (+ок.1632г.). День памяти 22 января (4 февраля);
27.Св. преподобного отца нашего Нестора,  пустынника Соловецкаго (+ок.1632г.). День памяти 22 января (4 февраля);
28.Св. преподобного отца нашего Андриана, пустынника Соловецкаго (+ок.1632г.). День памяти 22 января (4 февраля);
29.Св. преподобного отца нашего Диодора Юрьегорскаго Чудотворца (+1633г.). День памяти 27 ноября (10 декабря н.с.);
30.Св. преподобного отца нашего Тимофея Алексинца, пустынника Соловецкаго (+ 1634). День памяти 22 января (4 февраля);
31.Св. преподобного отца нашего Гурия, Христа ради юродиваго Соловецкаго (+ после 1670г.). День памяти 22 января (4 февраля);
32.Св. преподобного отца нашего Илию, игумена Соловецкаго (+1659г.). День памяти 1 (14) июля.
Также Архиерейский Собор постановил следующее:
1)Считать общим днем памяти всех преподобных отец Соловецких 22 января (4 февраля), когда Церковью чтится память св. священномученика Никанора архимандрита и преподобных отец, иже с ним во обители Соловецкия избиенных от новолюбец;
2)В день общей памяти Соловецких преподобных отец совершать им службу всенощного бдения;
3)Благословить составление церковных служб и житий новопрославленных угодников Божиих, написание их святые икон.

Вопрос 3-й
Возрождение монашеского делания является одной из приоритетных задач внутренней жизни Древлеправославной Церкви. Не́когда украшенная многотысячным сонмом иночествующих, в настоящее время Церковь оскудела мужами и же́нами, готовыми по слову Господа оставить всё и идти за Ним, как сказано: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19, 21). 

В связи с этим Архиерейский Собор определил следующее:
1.Учредить Духовный Совет по делам монастырей и монашества по примеру Прота́та – в древности учрежденного Церковью органа управления монастырями святой горы Афон; 
2.Председателем (Про́тосом) Духовного Совета по делам монастырей и монашества Собор определил быть священноархимандриту Онуфрию;
3.Членами Прота́та - Духовного Совета по делам монастырей и монашества определено быть священноинокам: Евфросину, Стефану и Григорию.
4.Поручить Прота́ту к следующему Освященному Собору более детально проработать проект «Уложения о монастырех, о житии и делании мнишеском», предложенный к соборному рассмотрению настоятелем Свято-Троицкого Тарейского скита священноиноком Евфросином.
 
Вопрос 4-й
Поле обсуждения и решения ряда  церковно-канонических вопросов, Собор счел необходимым внести в Соборные Деяния разъяснение относительно имеющего место в отдельных приходах обычая читать молитву от скверны христианам, осквернившимся духовным общением с иноверными. 
Святые отцы премудро устроили и регламентировали всю церковно-богослужебную жизнь чад Церкви Христовой. Составленные ими чинопоследования и молитвы определены для конкретных обстоятельств и случаев, поэтому произвольное их применение недопустимо. В частности,  молитву от скверны положено читать конкретно в тех случаях, которые оговорены в церковных служебниках и потребниках. 
Христианам же, которые осквернились духовным общением с неверными следует исповедовать свой проступок в таинстве исповеди, получить прощение и очищение по установленному Церковью чинопоследованию, понести определенную правилами и духовным отцом епитимию и уже после этого приступать к церковно общению. Пространнее об этом сказано в Потребнике, в чинопоследовании Третьего чина «Иже быша благовернии, и по действу дияволю, аще неразумием, или небрежением, или неволею водворяяся… со... еретики». 

Вопрос 5-й
Далее Архиерейский Собор заслушал информационные отчеты церковных отделов и комиссий. 
В частности, Собор благословил священноиерея Виктора Кузнецова быть сотрудником миссионерского отдела Русской Древлеправославной Церкви, с сохранением других, возложенных на него ранее церковных послушаний.
Также на Соборе был затронут вопрос церковного имущества. К сожалению, не во всех приходах вопрос правильного юридического оформления церковного имущества решен надлежащим образом. В некоторых приходах церковные земельные участки и объекты капитального строительства без уважительных причин до сих пор остаются в собственности физических лиц.
Архиерейский Собор выражает благодарность христианам, которые в сложную для Церкви годину понесли труды по приобретению и сохранению церковного имущества, и призывает всех их в настоящее время, кто этого еще не сделал, передать права собственности на церковное имущество местным общинам Русской Древлеправославной Церкви, как то требуют церковные канонические правила.
В связи с этим настоятелю Покровского храма хутора Новопрокровского Приморско-Ахтарского района Краснодарского края священноиерю Василию Елисютикову, в срок до следующего Освященного Собора, поручается обеспечить надлежащее юридическое переоформление церковного земельного участка с физического лица на местную религиозную организацию. Благочинному протоиерею Игорю Солдатову поручается проконтролировать решение данного вопроса.
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.