Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Архиепископ Куйбышевский, Московский и всея Руси древлеправославных христиан Епифаний (Абрамов)

Архиепископ Епифаний, в миру - Абрамов Евфимий Кузьмич, родился в 1882 году в деревне Верхнее Заглядино Бугурусланского уезда Оренбургской губернии, расположенной на берегу реки Кинель среди дремучего леса и болотистых лугов.

Родители Евфимия были людьми бедными, но имеющими искреннюю, твердую веру, которую привили и своему сыну. Лет в девять он научился церковно-славянской грамоте у местной старицы и самостоятельно уже стал постигать основы духовной жизни и древлего благочестия.

С раннего детства Евфимий познал все тяготы крестьянского труда, а в 17 лет, в виду бедности семьи, он отдан был родителями в работники к более зажиточным крестьянам. В работниках он пробыл год. Платой за его труд стал крестьянский полушубок с валенками да 25 рублей денег.

В 1900 году Евфимий женился на такой же, как и он, беднячке из родной деревни – Агрипине Автономовне Самарцевой. Начались годы тихой семейной жизни. Все свободное от крестьянских трудов время Евфимий посвящал чтению духовных книг и церковному пению.

В 1920 году в деревне Верхнее Заглядино случилось большое несчастье – от молнии возник пожар, в котором сгорело 42 дома. Среди погорельцев оказалась и семья Евфимия Кузьмича.

Но испытание, уничтожившее все и без того скромное имущество Евфимия Кузьмича, не сломило его и не отвратило от Господа. Подобно многострадальному Иову он с еще большей верой устремил сердце свое к Господу. Подлинно христианское терпение, духовное усердие и ревность Евфимия обратили на себя внимание церковного священноначалия, и в 1921 году он был благословлен на служение уставщиком при верхнезаглядинской моленной. В таковом качестве он служил Господу до 1924 года, когда Церковь призвала его к служению на ниве пастырской – Архиепископ Никола (Позднев) в Никольском кафедральном соборе г. Москвы рукоположил Евфимия Кузьмича в священники ко храму св. чудотворцев Козьмы и Дамиана села Нижнее Заглядино, также находившегося в родном ему Оренбуржье.

Священническое служение отца Евфимия продолжалось сравнительно недолго. Начало 1930-х годов ознаменовалось в нашей стране массовой коллективизацией и сопутствовавшим ей раскулачиванием. Много зажиточных, деловых людей из сельской местности под видом раскулачивания отправлялись с семьями на народные стройки советских пятилеток.

Началом наступления на зажиточных крестьян-кулаков стала публикация постановления ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. Согласно этому закону, в районах сплошной коллективизации отменялось действие закона об аренде земли, запрещалось использование наемного труда в единоличных хозяйствах. А самое страшное заключалось в том, что государство санкционировало фактическое уничтожение целого слоя наиболее развитых в экономическом плане крестьянских хозяйств. Власти узаконили конфискацию средств производства (скота, с/х инвентаря, хозяйственных построек) у так называемого кулачества. При этом следовало арестовать тех, кто оказывал сопротивление подобным мероприятиям, а остальные кулаки подлежали выселению из родных мест.

Весной 1930 года, как «служитель культа» отец Евфимий также попал под  раскулачивание, был арестован и 29 апреля того же года «тройкой» при ПП ОГПУ СССР по Средне-Волжскому краю приговорен к 10 годам ссылки. А через год был закрыт и древлеправославный храм в Нижнем Заглядино. 

16 августа 1931 года вышло постановление СНК №174с о создании специальных (трудовых) поселений ГУЛАГ для высланного кулачества. А месяцем раньше (15 июля) Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о строительстве завода комбайновых моторов в городе Уфе - будущего Черниковского завода № 26 (УМЗ). Основными строителями завода были раскулаченные. Для них под Уфой были построены так называемые спецпоселки. Именно в один из таких спецпоселков, именуемый "Моторный завод", и был сослан отец Евфимий. Начались многие годы каторжного труда…

Лишь в 1944 году отцу Евфимию, по причине болезни, было разрешено оставить работу на моторном заводе и вернуться на родину.  

В 1945 году в селе Елатомка Бугурусланского района Чкаловской (Оренбургской) области вновь была открыта моленная, закрытая безбожниками в 1936 году. По благословению Архиепископа Иоанна (Калинина) отец Евфимий вернулся к священническому служению в качестве настоятеля этой моленной. Несмотря на пережитое лихолетье Елатомская община была достаточно крупной, в ней насчитывалось около 300 христиан, и в течение пяти лет отец Евфимий духовно окормлял их, наставляя на путь спасения вечного.

Весной 1950 года отец Евфимий принял иноческий постриг с именем Епифаний и был призван на высшую степень священства. 26 мая того же года в Москве состоялась его хиротония во Епископа Куйбышевского, которую совершили Предстоятель Церкви Архиепископ Иоанн (Калинин) и Епископ Новозыбковский Макарий (Кузнецов). Епископ Епифаний был поставлен на кафедру вместо скончавшегося в 1946 году Куйбышевского Епископа Павла (Тимонина).

Еще через пять лет, на состоявшемся 9 ноября 1955 года Соборе древлеправославных Епископов, в котором участвовали ушедший на покой Архиепископ Иоанн (Калинин), Епископ Белебеевский и Белорецкий Евсевий (Самарцев) и Епископ Епифаний, последний был избран новым Предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви. 13 ноября 1955 года в московском храме во имя святителя Николы был совершен чин возведения Епископа Епифания в сан Архиепископа.

В период предстоятельства Архиепископа Епифания духовный и административный центр Древлеправославной Церкви располагался при куйбышевском Покровском храме, при котором проживал и сам Владыка.

В те годы Церковь испытывала на себе большое давление со стороны безбожной власти. Безбожники старались вмешиваться во все церковные дела. В таких тяжелых условиях Архиепископ Епифаний старался руководить церковным кораблем мудро и смело, постоянно игнорируя те указания светских властей, которые, по его мнению, служили ко вреду Древлеправославной Церкви. В тайне рукополагалось духовенство. Восстанавливались связи между общинами, нарушенные в годы сталинских репрессий. Налаживалась приходская жизнь.

Активная и независимая деятельность Архиепископа Епифания оказалась в центре внимания уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Куйбышевском облисполкоме. В декабре 1955 года уполномоченный докладывал председателю Совета И. В. Полянскому о том, что Архиепископ Епифаний «направил множество писем и обращений к духовенству зарегистрированных обществ, к верующим незарегистрированных групп верующих старообрядцев не входящих в его юрисдикцию Узбекской АССР, Казахской АССР, Грузинской АССР и много других населенных пунктов нашей Советской страны».

Владыка также писал древлеправославным христианам в Румынию и намеревался побывать у них, старался лично посещать церковные общины. Так в 1956-1957 гг. он побывал в ряде зарегистрированных и незарегистрированные общин в Удмуртской АССР, Казахской ССР, Узбекской ССР и др. Поскольку в этих общинах не было священнослужителей, Владыка сам совершал там богослужения и требы. Несмотря на запреты уполномоченного, направлял священнослужителей в незарегистрированные общины, например, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской, Сталинградской областей, в общины Закавказья.

В годы церковного предстоятельства Архиепископа Епифания и непосредственной его заботой произошло важное для всей Древлеправославной Церкви событие. 10-14 апреля 1960 года в куйбышевском Покровском кафедральном храме Архиепископ Епифаний, вкупе с древлеправославными Епископами и священством, совершил второе, после восстановления епископского чина, Мироварение.

Такая активность Архиепископа Епифания вызывала недовольство Совета по делам религиозных культов, местный уполномоченный требовал для Владыки «сурового наказания». Давление властей на Древлеправославную Церковь усилилось. Все это стало причиной того, что в январе 1962 года Архиепископ Епифаний, ссылаясь на преклонный возраст (80 лет) и нездоровье, ушел на покой.

17 сентября 1965 года архипастырское сердце перестало биться… Прожив долгую, тяжелую, полную лишений и скорбей жизнь Владыка Епифаний предал многострадальный дух свой в руци Господа.

Вечная ему память!

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.