Отец Иоанн Гаврилович Люцернов
Отец Иоанн Гаврилович Люцернов родился в семье священника господствующей церкви в 1835 году. Закончил Саратовскую семинарию, во время обучения в которой проявил отличные способности. В те годы его дух склонялся к иночеству. Иоанн читал много сочинений аскетической направленности и собирался удалиться на Афон, чтобы там укрыться от мирской суеты. Однако Господь определил для него другой путь. После окончания семинарии в 1856 году Иоанн женился, а в 1857 году был рукоположен в священники в один из сельских приходов Самарской губернии.
С этого момента начинается его многолетнее противостояние с церковной администрацией и скитания по стране. Вся жизнь отца Иоанна может служить яркой иллюстрацией нравов и взглядов, царивших тогда в новообрядческой иерархии. Ему везде ставили преграды и всячески ломали его жизнь, так как он не был в общей массе духовенства, а высоко возвышался над ней по своим идеалам, служил своему делу не по циркулярам Синода, а по заветам Исуса Христа.
За свободомыслие и правдоискательство его неоднократно отрешали от мест и перемещали из одного прихода в другой. За десять лет службы в Самарской епархии он сменил девять приходов, исколесив всю губернию вдоль и поперек. А впереди еще были Тобольск, Казань, Волынь, Владимир, Саратов, Уфа, Оренбург и снова Самара. Однако нетерпимость церковной администрации к отцу Иоанну не сломила его дух, он смело противостал несправедливостям епархиального начальства, открыто обличая административный произвол в прессе.
Но отец Иоанн писал не только статьи с критикой священноначалия синодальной церкви, большое внимание он уделял вопросам церковного устройства, церковной истории и истории сектантства. Многие его статьи в разные годы были опубликованы в «Самарских Епархиальных Ведомостях», а также в журнале «Старообрядец». Наиболее яркими и известными из них были статьи под общим заглавием «Самостоятельность церковноприходских общин на Древней Руси».
В 1868 году движимый жаждой знаний он поступает в Казанскую духовную академию. Здесь он терпел страшную нужду: ему приходилось, учась, поддерживать существование семьи, лечить больную жену, служить по найму обедни. В 1872 году отец Иоанн успешно окончил академию со степенью кандидата богословия. Там же в Казани овдовел. С этого момента начинаются его странствования уже по всей России: из Казани он попал в одну из юго-западных губерний, где был преподавателем Волынской духовной семинарии, затем смотрителем Нолинского духовного училища, отсюда шагнул в Тобольск на должность профессора гомилетики и литургики Тобольской семинарии.
В 1880 г. он представил в совет Казанской духовной академии диссертацию «Исторический обзор пастырской, учительской, руководительной и религиозно-воспитательной деятельности в христианстве», однако академия отнеслась к отцу Иоанну предвзято и диссертация его была отвергнута.
В 1884 г. после ревизии синодального учебного комитета отец Иоанн был беспричинно уволен из Тобольской семинарии. Вот что говорит об этом увольнении писатель Глеб Иванович Успенский, лично знавший отца Иоанна: «Почему последовало его удаление от службы, неизвестно. Но, в конце концов, Люцернов, несмотря на выдающиеся свои способности, недюжинный ум, энергию и знания, что, безусловно, признают за ним даже и его недоброжелатели, оказался уже на склоне лет выбитым из колеи и безвозвратно потерял все то, на что он имел право».
Отец Иоанн покидает Тобольск и возвращается в Саратов с целью поступить на епархиальную службу, но принят он не был; с такой же просьбой он обращается и в Самаре, но тоже получает отказ.
Проживая в Саратове, отец Иоанн познакомился и близко сошелся с местными древлеправославными христианами. От них он узнал правду о Старой вере и вполне убедился в святости древлего благочестия. Обретя в Древлеправославии те духовные и нравственные идеалы, к которым всегда стремилось его сердце, отец Иоанн в 1884 году присоединился к Древлеправославной Церкви. Чин присоединения над ним совершил московский священник отец Димитрий Беляев. После этого отец Иоанн стал ревностно пасти стадо Христово объезжая старообрядческие села Саратовской губернии, совершая богослужения у древлеправославных христиан, удовлетворяя все их духовные нужды. По причине большой опасности грозившей со стороны полиции и новообрядческих церковных властей службы совершались «по преимуществу нощию и на захолустных хуторах».
Несмотря на все принятые староверами меры к тому, чтобы обезопасить своего пастыря, 21 февраля 1885 года в деревне Нечаевке, Вольского уезда, отец Иоанн был все же схвачен полицией при обыске в доме крестьянина Макеева во время совершения Божественной литургии по дониконовскому чину. Дознанием было установлено, что отец Иоанн совершал богослужения и требы не только в Нечаевке, но и в других населенных пунктах Саратовской губернии включая и сам Саратов. Епархиальное начальство присудило, его за «уклонение в раскол», к извержению из сана и определение свое по сему предмету представило в Синод на утверждение. Синод же произвел следствие, которое установило, что отец Иоанн не только перешел в Древлеправославие, но и открыто его проповедовал. Впрочем, Синод отнесся достаточно мягко к отцу Иоанну. Приняв во внимание его академическое образование, двадцатисемилетнее служение в сане священника и десятилетнее учительство в духовных учебных заведениях, Синод решил «оказать подсудимому снисхождение, дабы дать ему силы и средства, сознав необдуманность своего поведения, принести раскаяние».
Не лишив отца Иоанна сана, Синод, однако лишил его свободы - он был сослан под строгий надзор в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь, который являлся специально устроенной тюрьмой для всех поборников древлего благочестия. Монастырь этот был более известен как Суздальская крепость. В стенах его нередко десятилетиями томились многие видные деятели старообрядчества. Но, по милости Божией, страдания отца Иоанна в застенках Суздальской крепости продлились недолго. 3 февраля 1886 года при содействии староверов он бежал из заточения и, несмотря на все принятые к его поимке меры, отыскан властями не был. Побег его был подготовлен заранее, христиане встретили его как мученика за правую веру, снабдили деньгами, одеждой и тайно вывезли за пределы Суздаля. За побег из Суздальской крепости Синод лишил отца Иоанна сана и исключил из духовного звания. Но неправедному проклятию Бог не последует. Напротив, этот указ сделал отца Иоанна свободным от синодальной власти. Он получил от гражданского начальства право на свободное проживание во всей империи, кроме столиц и тех мест, где ранее служил священником.
Местом своего проживания отец Иоанн избрал Саратов. Он поселился в доме купца-старообрядца Еремея Трофимовича Калинина. С этого момента отец Иоанн начал открыто и бесстрашно проповедовать Древлеправославие во всей Саратовской и Самарской губернии - по всему Иргизу. Он укреплял веру древлеправославных христиан, призывая их к мужественному и открытому исповедованию, в чем постоянно сам подавал им живой пример, всюду свидетельствуя о себе, что пришел к Древлеправославию путем долговременного изучения истории Православной Церкви по различным историческим источникам и через чтение святоотеческих писаний. «Добились, наконец, человека мудрого и искусного в слове, - говорили о нем староверы, - он из самой высокой науки познал правду нашей веры… Имеет даже всегда наготове при себе выписки из святоотеческих писаний, в обличение никониан». Естественно, что такая кипучая деятельность отца Иоанна не могла не раздражать власти. За ним был усилен полицейский надзор. «А за тем о. Иоанну пришлось оставить Саратов, вследствие суровых и неослабных обысков со стороны новообрядческих властей и духовных и гражданских».
В конце 1887 года отец Иоанн переселяется в Самару, где, по отзыву «Самарских епархиальных ведомостей», «был принят с особою радостию и большим почетом». Христиане хотели приобрести для отца Иоанна в Самаре дом, но тот отказался и до конца своих дней жил у дочери. «Обзавелся лишь дорожным тарантасом и чемоданами для укладки ризницы и богослужебных предметов».
В течение 1887-88 гг. отец Иоанн совершил многочисленные путешествия по древлеправославным общинам Самарской, Оренбургской и Уфимской губерний совершая у христиан богослужения и требы. Такая насыщенная священническими трудами жизнь еще более подорвала и без того ослабленное прежними многолетними скитаниями и невзгодами здоровье отца Иоанна.
3 июля 1888 года он тяжело заболел. Все меры принятые врачами к восстановлению его здоровья не увенчались успехом, и вечером 8 июля отец Иоанн упокоился в Господе на 54 году своей многострадальной жизни. 10 числа в воскресный день христиане, совершив положенные молитвы, предали тело отца Иоанна земле. Его похоронили на старообрядческом кладбище Самары. Так закончил свой земной путь этот незаурядный, искрений и правдолюбивый человек.
Но даже и после смерти отца Иоанна не оставили в покое те, кто всю жизнь мучил его. В новообрядческой прессе был напечатан ряд некрологов, в которых присоединение отца Иоанна к Древлеправославной Церкви миссионеры пытались объяснить «его честолюбием и стремлением к материальным выгодам». Однако другие люди, близко знавшие отца Иоанна, отзывались о нем с глубоким уважением, подчеркивая чистоту его стремлений и искреннюю любовь к Древлеправославной вере. Так, например, выходец из г. Вольска писатель и крупный политик Иван Васильевич Жилкин оставил об отце Иоанне такое вспоминание: «Академик по образованию, человек сильный духом, ученый и литератор, Люцернов пошел в старообрядчество с широкими намерениями. Но, к сожалению, сделать ему пришлось очень мало. Было самое гонительное время. Под угрозой гонений старообрядцы не могли размышлять о внутренних реформах, да и самому Люцернову приходилось прятаться, бегать, откупаться, отсиживать в тюрьмах… я встречал Люцернова несколько раз у вольских старообрядцев, но, к сожалению, был тогда слишком юн, чтобы пристальнее вглядеться в эту исключительную личность. Помню только, что это был бодрый, энергичный человек, который много и охотно говорил со старообрядцами, а старообрядцы, помню, с большим удовольствием смотрели на своего батюшку. Теперь старообрядцы вспоминают, что Люцернов много хлопотал, стараясь поселить среди них единодушие, новые улучшенные порядки. Умер он, не имея совершенно денег, и тем неопровержимо доказал, что пошел в старообрядчество совсем не для наживания капиталов» . Сам факт присоединения отца Иоанна к Древлеправославию получил весьма высокую оценку и в старообрядческом журнале «Церковь»: «Переход такого незаурядного священника, как о. Иоанн Люцернов, заставил обратить на Древлеправославие более глубокое внимание таких людей, как Г.И. Успенский, заставил их всмотреться в сущность этого общественного явления» . И действительно, известный русский писатель-народник Глеб Иванович Успенский посвятил отцу Иоанну, как выдающейся личности, большую статью, в которой рисует его человеком, исключительно преданным идее Древлеправославия.