Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

История священства старообрядцев, приемлющих священство от греко-российской церкви. И о непрерывном другоприимстве, от 1666 г.

 Извлечение из книги Льва Мироновича Орлова «История священства старообрядцев,
приемлющих священство от греко-российской церкви. И о непрерывном другоприимстве,
от 1666 г. и до манифеста 17 октября 7414 - 1905 г.»

Москва 1907

Подробное перечисление священныхъ лицъ, другопрееметвенно потрудившихся въ святой древлеправославной Церкви Христовой отъ епископа Павла и до сего времени.

Священніи лица, архимандриты, протопопы, священноиноки, срященницы и діакони, не восхотѣвшіи пріимати нововводныя догматы и Никономъ напечатанныя книги, но о благочестіи, подобно своему архипастырю Павлу епископу Коломенскому, поревновавъ, ихъ же имена сіи суть.

1. Лазарь, священникъ Московскій, иже и духовникъ бѣ царю Алексію Михайловичу, до пріятія имъ никоновыхъ въ церковь нововведений.

2. Аввакумъ, протопопъ московскій, иже бѣ цензоромъ печатаемыхъ книгъ при патріархѣ Іосифѣ.

3. Іоаннъ Нероновъ, протопопъ московскій, иже бѣ сотрудникъ Аввакума, цензоръ печатаемыхъ книгъ при патріархѣ Іосифѣ.

4. Ѳеодоръ, діаконъ московскаго Успенскаго собора, иже бѣ справщикомъ на печатномъ дворѣ при патріархѣ Іосифѣ.

5. Спиридонъ Потемкинъ, архимандритъ Покровскаго московскаго монастыря.

6. Капитонъ, священно-инокъ московскаго Покровскаго монастыря.

7. Симеонъ, священникъ вязниковскій.

8. Логгинъ, протопопъ муромскій, бѣ бо сей великаго смиренія и благого разсужденія исполненный мужъ.

9. Никита, священникъ суздальскій.

10. Поліектъ священникъ, боровскій.

11. Никандръ, архимандритъ Соловецкаго монастыря.

12. Илія, священникъ новгородскій.

13. Варлаамъ, протопопъ псковскій.

14. Логгинъ, священноинокъ.

15. Іаковъ, священноинокъ, схимникъ.

16. Пафнутій, священноинокъ.

17. Лазарь, священникъ романовскій.

18. Даніилъ, священноинокъ.

19. Сергій, священноинокъ ярославскій.

20. Даніилъ, протопопъ костромской.

21. Діонисій, священноинокъ шуйскій, бывшій на Керженцѣ.

22. Трифилій, священноинокъ вологодскій, бывшій на Керженцѣ.

23. Авраамій, священноинокъ лысковскій, казанскаго монастыря, бывшій на Керженцѣ.

24. Сергій, священноинокъ игуменъ Бизюковскаго монастыря, тоже бывшій на Керженцѣ.

25. Исидоръ, священникъ косьмодемьянскій.

26. Симеонъ, священноинокъ тобольскій.

27. Іаковъ, священноинокъ сибирскій.

28. Іовъ, священноинокъ нижнетагильскій.

29. Ѳеофилъ, священноинокъ, игуменъ Долматова монастыря.

30. Тихонъ, священноинокъ, уморенный за святоцерковное благочестіе новомудрствующимъ тобольскимъ архіереемъ въ ледникѣ.

31. Никодимъ, священноинокъ сибирскій.

32. Василій, священноинокъ сибирскій.

33. Іоаннъ, священникъ сибирскій.

34. Никифоръ, священноинокъ съ Креженца, со многими старцами въ Сибирь отшедый.

35. Доментіанъ, священникъ сибирскій.

36. Арсеній, священноинокъ.

37. Дороѳей, священноинокъ.

38. Іовъ, священноинокъ, рукоположенный Филаретомъ патріархомъ, иже четыре монастыря воздвигнувый: два еще при свѣтло цвѣтущемъ благочестіи въ Тверской области и два уже по возмущеніи церковномъ никоновыми новшествами, во укрывательствѣ отъ оныхъ; одинъ въ Рыльскомъ уѣздѣ Курской губерніи, а другій, послѣдній на Дону при Чирѣ-рѣцѣ, гдѣ, еще не успѣвъ освятить новоустроенныя имъ церкви, въ вѣчный покой отыде.

39. Досиѳей, священноинокъ, игуменъ никольскаго монастыря, что неподалеку отъ Тихвина, и пріиде на Донъ въ новоустроенный Іовскій монастырь.

40. Герасимъ, іеродіаконъ, такожде пріиде на Донъ въ монастырь Іова, въ которомъ священноинокъ Досиѳей освятивъ церковь, устроенную Іовомъ, совершаше въ ней божественную литургію.

41. Пафнутій священникъ, тоже пришедый на Донъ въ монастырь Іова.

42. Ѳеодосій, священникъ, пришедый такоже на Донъ въ монстырь Іова.

43. Косьма, священникъ московскій отъ церкви Всѣхъ святыхъ, что на Кулишкахъ; переселился въ Стародубскія предѣлы, такоже и тамо утѣсненъ отъ никоніанцевъ, отыде на Вѣтку, въ польскія предѣлы.

44. Стефанъ, священникъ бѣлевскій, совокупно съ Косьмою въ Стародубскихъ слободахъ и на Вѣткѣ живя и странствуя.

45. Ѳеодосій, священноинокъ рыльскій, претерпѣвый великое наказаніе и заточеніе за святоцерковное благочестіе, но избывъ томленія, пмяше жительство на Керженцѣ и потомъ на Вѣткѣ.

46. Іоаннъ, священникъ вѣтковскій.

47. Ѳеодоръ, діаконъ.

Сіи вси отъ благочестивыхъ епископовъ хиротонію имуще, единою ревностію съ Павломъ епископомъ коломенскимъ за святоцерковное благочестіе стояше. И овіи убо отъ нихъ мученически скончашаяся, а друзіи смертнаго томительства укрывающеся, бѣганіемъ отъ мѣста въ другія предѣлы спасеніе себѣ получаху. Ибо тогда не точію на священныхъ лицъ, но и на всѣхъ вообще, держащихъ святоцерковное благочестіе, православныхъ христіанъ таково гоненіе бысть; яко бы царстіи указы издавашеся и какова безчеловѣчная кара оными налагашеся.

 Принятіе священников отъ ереси приходящихъ, рукоположенныхъ новомудрствующими архіереями.

«... оставшіеся пастыри духовніи, древле-благочестиваго рукоположенія, видя оскудѣніе священства и слѣдуя совѣту епископа Павла, а также и свято-отеческимъ правилам, начали принимать 2-мъ чиномъ вновь приходящихъ отъ ереси іереевъ.

Первымъ былъ принять священноинокомъ Досиѳеемъ, священноинокъ Іоасафъ.

Такожде и керженстіи отцы, Діонисій и Трифилій собраша къ себѣ отовсюду съ окрестностей множество боголюбивыхъ инокъ и благоговѣйныхъ христіанъ, яко да соборнѣ разсмотрятъ и обсудятъ совѣтъ епископа Павла Коломенскаго и на основаніи божественныхъ писаній и священныхъ правилъ, како достоинъ пріимати крещеніе и хиротонію отъ послѣдователей новшествамъ никоніанскимъ.

И тако все опаснѣ испытавше божественная правила и разсмотрѣвше многія событія первенствующей Христовой церкви, признали законнымъ и правильнымъ принимать отъ великороссійскія церкви приходящихъ вторымъ чиномъ, а священныхъ лицъ признавать въ сущемъ ихъ званіи и санѣ. И тогда же при окончаніи ихъ соборнаго сужденія, пріяша на священнодѣйство, проживавшаго ту на Керженцѣ изъ Соловецкой обители, священноинока Софонію, имущаго хиротонію уже отъ новомудрствующаго архіерея.

По семъ священноинокъ Діонисій пріятъ вторымъ чиномъ священноиноковъ Ѳеодосія, Сергія, Герасима и іерея Димитрія и діакона Александра, которые (послѣдніе два), въ раздоръ уклонишася и не малыя соблазны для Христовой церкви учиниша.

Сій бо Димитрій и діаконъ Александръ новое понятіе о кажденіи начаша учити; якобы подобаетъ кадити кадиломъ крестообразно точію правѣ и преки, а не якоже прочіи кадяху: дважды правѣ и единожды преки. Отъ сего новаго кажденія многое произшедше возмущеніе и распря въ народѣ.

Тогда керженстіи старцы прислаша на нихъ жалобную грамоту къ отцу Ѳеодосію; онъ же призвалъ оныхъ священника и діакона и тѣхъ, по заповѣди евангелія вопроси. Они же извѣстиша ему о всемъ подробно. Священный же отецъ (Ѳеодосій) кадити тако престати завѣща, но кадити по древнему обычаю церковному, якоже и сами мы, рече, научихомся отъ отецъ своихъ: и они тогда ученіе его пріяша и примиришася и согласишася воедино. Сіе же бысть въ лѣто 7213-е, полагательно убо есть, яко въ лѣто 7213-е начало такового кажденія отъ діакона учинися; разсмотрѣніе о семъ въ лѣто 7218-е отъ отца (Ѳеодосія) положися.

Таже священноинокъ Софонія по силѣ соборнаго отцевъ своихъ разсуженія, пріятъ второмъ чиномъ священноиноковъ Варлаама и Лаврентія и священника Авраамія. По смети же священноинока Софоніи, на Керженцѣ былъ долгое время старѣйшимъ надъ прочими священники священноинокъ Герасимъ, который также по соборному обсужденію и принятому обыкновенію отецъ своихъ пріемляше вторымъ чиномъ приходящихъ отъ великороссійской церкви священниковъ въ сущихъ ихъ духовномъ званіи и достоинствѣ. О семъ бо извѣщались отъ многихъ лицъ, имѣвшихъ обращеніе тамо о другопріемствѣ благочестивыми священниками; и соборное обсужденіе керженскихъ отцевъ, еже пріимати вторымъ чиномъ чрезъ мѵропомазаніе приходящихъ отъ великороссійской церкви, сознавать священныхъ лицъ въ духовномъ ихъ званіи и санѣ, яко правильное и законное принималось и принимается повсюду и повсегда всѣми древле-православными христіанами.

Такъ по ономъ (постановленіи) вскорѣ керженскими отцами Діонисіемъ и Трифиліемъ, древняго рукоположенія, принять былъ новопоставленный священноинокъ Ѳеодосій и отпущенъ въ сибирскіе предѣлы для духовнаго окормленія христіанъ, гдѣ и былъ онъ принимаемъ не точію простыми христіанами, но и тамошними благочестивыми священниками съ великимъ уваженіемъ, яко сущій священникъ Божій.

Подобно же сему и на Вѣткѣ священноинокъ Ѳеодосій, сыи древняго рукоположенія, уважалъ и принималъ вполнѣ керженское соборное обсужденіе и даже собиралъ къ себѣ также многихъ боголюбивѣйшихъ иноковъ и благоговѣйнѣйшихъ христіанъ, дабы ему вообще съ ними соборнѣ провѣрить керженское соборное обсужденіе. Разсмотрѣвъ божественная правила и подобныя событія первенствующей Христовой церкви, по тщательномъ же испытаніи божественныхъ правилъ и вѣтковскій соборъ убѣдился въ законной справедливости керженскаго соборнаго обсужденія и въ подтвержденіе онаго и отъ себя положилъ, чтобы приходящихъ изъ крещенныхъ въ великороссійской церкви, принимать сихъ вторымъ чиномъ черезъ мѵропомазаніе и священныхъ лицъ признавать въ духовномъ ихъ званіи и санѣ.

И по силѣ такового положенія, священноинокъ Ѳеодосій прія къ святоцерковному общенію священниковъ, рукоположенныхъ отъ новомудрствующихъ архіереевъ: по плоти брата своего Александра Рыльскаго, Григорія Московскаго и Бориса Калужскаго и священника Игнатія и прочихъ,

По немъ же (Ѳеодосіи) священникъ Александръ такоже принялъ вторымъ чиномъ священника Антонія и прочихъ.

Антоній же принялъ священника Іова и прочихъ.

Іовъ же пріятъ священниковъ: Власія, Игнатій, Іоанна, Діонисія и епископа Епифанія, священноіерея Іоанна, Макарія и прочихъ.

Тогда же бысть и первая выгонка вообще всѣхъ христіанъ съ Вѣтки и священноинокъ Іовъ заточенъ бысть въ Иверскій монастирь епархіи Новгородской и въ семъ заключеніи скончася.

Послѣ сей выгонки на Вѣткѣ и паки вскорѣ христіане населишася съ принятымъ отъ Іова священноинокомъ Власіемъ.

Таже сій священноинокъ Власій пріятъ священноинока Антонія и прочихъ.

Антоній пріялъ священноинока Макарія и прочихъ.

Макарій же принялъ священноиноковъ Варсонофія, Макарія кирскаго, Леонтія боровскаго и священноіереевъ Іоанна бѣлевскаго, Димитрія муромскаго и Лаврентія, который по иноческому постриженію нареченъ бысть Лазарь.

Сей же Лазарь (Лаврентій) принялъ священниковъ: Іоанна, Григорія, Іоакима, нареченнаго по иноческому постриженію Іаковъ (климовскій) и священно-иноковъ Николу, Тихона, Герасима и прочихъ.

Іоаннъ же пріятъ священноика Валеріана и прочихъ.

Валеріанъ же пріятъ священноинока Михаила Калмыка и прочихъ.

Сей же Михаилъ во вторую выгонку пріиде съ Вѣтки вкупѣ со стѣнною церковью Покрова Пресвятыя Богородицы и устрой Покровскій монастырь между посадомъ Клпмово и Митьковкой; служивъ еше 42 лѣта на Вѣткѣ и въ Покровскомъ монастырѣ и пріятъ священноиноковъ и іереевъ многихъ въ различный времена, и въ различныя мѣста. Почитаху бо его зѣло житія ради добродѣтельнаго и преподаде бласловеніе и другимъ тако творити. Преставися же въ лѣто 7303-е (1795 г., а правильнѣе въ 1803 году).

Сей же Михаилъ для Московскаго Рогожскаго кладбища принялъ священника Іоакима, во иноческомъ постриженіи Іаковъ и прочихъ.

Рогожское кладбище бысть устроено въ 1771 году (7279), при жизни еще священноинока Михаила за 24 года до его преставленія.

А сей Іаковъ (Іоакимъ) пріятъ свящешшковъ: Іоанна зарайскаго, Василія чебоксарскаго и прочихъ многихъ.

Затѣмъ, когда въ первыхъ годахъ царствованія Николая перваго потребована была опись старообрядческихъ священниковъ, то на Рогожскомъ кладбищѣ было записано 12 таковыхъ священниковъ. Жаль только, что этотъ періодъ времени царствованія Николая до 1853 года не имѣетъ письменныхъ записей о томъ, кто и отъ кого принятъ былъ, ибо таковыя записи, всдѣдствіе преслѣдованія со стороны правительства благочестивыхъ священниковъ, особенно въ послѣдніе годы царствованія Николая I, были уничтожены попечителями Рогожскаго кладбища, хотя и велись исправно.

Обаче не подлежитъ никакому сомнѣнію, что на Рогожскомъ кладбищѣ во все это время были и дѣйствовали священники и конечно, были принимаемы не иначе, какъ чрезъ другопріемственное чинопріятіе вторымъ чиномъ, т.-е. такоже, какъ принимались и раньше отъ ереси приходящіе.

Яснымъ доказательствомъ сего, а также и осторожности и точнаго исполненія св. правилъ, служатъ бывшія собранія нашихъ предковъ старообрядцевъ на Иргизѣ и на Вѣткѣ, на каковыхъ собраніяхъ было постановлено, чтобы безъ чинопріятія, прежде установленнаго, т.-е. вторымъ чиномъ, не допускать къ свято-церковному общенію ни одного никоніанина.

Такъ что и въ этотъ періодъ времени благочестивые священники на Рогожскомъ кладбищѣ до 1853 года существовали по другопріемству.

Съ этого же времени Рогожское кладбище приняло и присоединилось къ бѣлокриницкой іерархіи. а бѣгствующее старообрядчество, т.-е. принимавшее священство отъ ереси, по правиламъ св. отецъ и по примѣру благочестивыхъ своихъ предковъ, осталось со своими священниками и стало ютиться въ городѣ Москвѣ въ частныхъ молитвенныхъ домахъ. Когда же былъ принятъ въ Бѣлой Криницѣ безмѣстный митрополитъ Амвросій, то вскорѣ единолично рукоположилъ въ намѣстники себѣ Кирилла, а сей послѣдній поставилъ для Россіи въ епископа сначала Спиридонія, потомъ Софронія Жирова, а затѣмъ вскорѣ Антонія Шутова.

Софроній Жировъ для московскихъ старообрядцевъ рукоположилъ въ попы Георгія и Максима, служившихъ дьячками на Рогожскомъ кладбищѣ, а Шутовъ — Петра Драгунова, Ѳеодора и прочихъ.

Такимъ образомъ въ Москвѣ явились архіереи и попы австрійскаго постановленія.

Остававшійся на Рогожскомъ кладбищѣ отъ прежняго правильнаго чина пріема попъ Іоаннъ Ястребовъ, уловленный златомъ, не возставалъ противъ новоявленныхъ архіереевъ и поповъ; но его товарищъ, священникъ Павелъ, проживавшій въ Тулѣ и слыхать не хотѣлъ объ австрійской іерархіи, справедливо считая этихъ лицъ, не имущими священнаго сана, простыми мужиками"). Послѣ ноявленія бѣлокриницкой іерархіи, въ обществѣ старообрядцевъ, до сего времени единствовавшихъ и принимавшихъ священниковъ отъ ереси приходящихъ, произошлограздѣленіе: одни подчинились новой іерархіи, а другіе, не желавшіе принимать эту іерархію, изъ Москвы начали обращаться за исправленіемъ своихъ духовныхъ требъ къ священнику Павлу въ гор. Тулу, отчего и получили наименованіе послѣдователей тульскаго согласія.

 Преемники священника Павла Тульского.

Преемниками Павла Тульскаго были слѣдующіе священники, отбѣгшіе отъ никоніанской церкви и принятые о. Павломъ другопріемственно вторымъ чиномъ: Димитрій, Петръ Щепетевъ, Петръ Ремизовъ, Борисъ и другіе принятые сими послѣдними и до сихъ поръ, находящіеся у старообрядцевъ старѣйшаго согласія (та же книга, стран. 5-я), о которыхъ будетъ сказано ниже.

Преемниками Димитрія московскаго были: Іоаннь, Михаилъ Сергіевскій и Іоаннъ Люцерновъ, магистръ богословія.

Сей Іоаннъ Люцерновъ много гоненій и тиранства претерпѣлъ отъ новомудрствующихъ архіереевъ и былъ заточенъ въ Суздальскую крѣпость, откуда, милостію Божіею и Его святыхъ угодниковъ Николы чудотворца и преподобнаго Сергія Радонежскаго пришлось ему угонзнути и паки пасти стадо Христово, совершать духовныя требы у старообрядцевъ по преимуществу нощію и на захолустныхъ хуторахъ, страха ради никоніанскаго. Въ началѣ тайный пріютъ ему давалъ Саратовскій мѣщанинъ Еремей Трофимовичъ Абрамовъ, а затѣмъ о. Іоанну пришлось оставить Саратовъ, вслѣдствіе суровыхъ и неослабныхъ обысковъ со стороны новообрядческихъ властей и духовныхъ и гражданскихъ и онъ переселился въ гор. Самару, гдѣ пріобрѣлъ на имя дочери своей домъ и жилъ до своего къ Богу отшествія, путешествуя по временамъ по старообрядческимъ областямъ и утоляя ихъ духовный гладъ, исправленіемъ нуждъ и требъ.

Преемникомъ священника Михаила Сергіевскаго былъ священноинокъ Макарій, который жилъ много лѣтъ въ Городцѣ и Нижнемъ-Новгородѣ; ыынѣ же переселился въ село Балаково Самарской губ.

Прежде же сего Макарія въ Городцѣ были еще священники, имѣвшіе чинопріятіе отъ Димитрія. Но нѣкоторые изъ нихъ, по не досмотру п нерадѣнію попечителей, оказались подъ запрещеніемъ отъ своихъ епископовъ; по произведеннымъ же дознаніямъ таковые запрещенные были тотчасъ же и увольняемы. Священноинокъ Макарій принялъ священноіерея Максима изъ вологодской епархіи въ Городцѣ, откуда въ скоромъ времени онъ переселился въ Москву, гдѣ находится и по сіе время при домовой церкви св. великомученицы Екатерины, принадлежащей московскому купцу Михаилу Ѳедоровичу Ясашнову.

Въ это же время въ Черниговской губерніи (въ 1895 г.) въ гор. Новозыбковѣ былъ принятъ священникомъ о. Алексіемъ изъ Городца священник Григорій Карабиновичъ, родомъ изъ гор. Черкассъ на Днѣпрѣ, гдѣ несмотря на всѣ гоненія и разоренія церквей и монастырей при Николаѣ I, сохранился старообрядческій монастырь съ древнимъ храмомъ; но монастырь, вслѣдствіе оскудѣнія тогда священства находится теперь во владѣніи безпоповцевъ.

Изъ Черниговской губ. священноіерей Григорій былъ приглашенъ въ 1897 году на Донъ въ ст. Константиновскую, гдѣ освятилъ первый храмъ во имя Богоявленія Господня и былъ первымъ священникомъ постоянно проживавшимъ въ этой мѣстности Дона до 1905 года, когда переселился въ Москву, гдѣ, съ разрѣшеніемъ 17 апр. 1905 г. и 17 октября 1906 г. старообрядцамъ устраивать школы и занялся составленіемъ перваго учебника для старообрядцевъ по Закону Божію и сотрудничалъ во многихъ періодическихъ изданіяхъ, защищая старообрядчество отъ миссіонерскихъ нападокъ и выясняя нужды многострадальныхъ чадъ древле-православныя церкви. Въ настоящее время онъ проживаетъ въ Москвѣ, посвятивъ свои силы и способности литературѣ по преимуществу по вопросамъ, касающимся всѣхъ сторон жизни и дѣятельности старообрядцевъ, пріемлющихъ священство.

Священникъ Максимъ принялъ еще священника Александра Успенскаго тоже для Городца, но по малѣ времени сей Александръ уѣхалъ въ Сибирь.

Кромѣ сего священноинокъ Макарій принялъ священниковъ Александра Плавтова, Никанора и Алексѣя Смирнова.

Священноіерей Максимъ принялъ священниковъ Петра Никольскаго, Пафнутія Бѣлякова, и Николу.

О. Петръ Никольскій принялъ Павла Князевскаго, живущаго нынѣ въ гор. Пензѣ. Священникъ Георгій Вольскій, принялъ священника Петра въ гор. Николаевскъ, который переѣхалъ теперь въ Самару.

Въ настоящее время въ древле-православномъ христіанствѣ имѣются священноіереи: Георгій Гумилевскій, священноинокъ Макарій Ивановъ, іерей Максимъ Горевъ, іерей Василій, іерей Пафнутій, іерей Павелъ Князевскій, іерей Филиппъ Петринъ, іерей Петръ, іерей Никола, іерей Сергій въ Москвѣ, іерей Александръ Плавтовъ, іерей Александръ Успенскій, іерей Андрей Дмитревскій и другіе многіе, принятые въ 1905 и 1906 годахъ, которыхъ имена издателю въ настоящее время пока неизвѣстны.

Итакъ изъ сего ясно видно, что несмотря на многолѣтній періодъ вдовствованія Христовой церкви безъ епископовъ православныхъ, еще не прекращалось и существуетъ по Христопреданному другопреемству древле-православное священство и въ настоящее время продолжается законнымъ чинопріятіемъ отъ ереси приходящихъ священниковъ, по опредѣленію священныхъ правилъ.

Что же касается того, что въ сей періодъ времени, по недосмотру попечителей нѣціи изъ священниковъ вторгались во ограду святой церкви и запрещенные, дабы опустошить виноградъ Христовъ, то во-первыхъ таковые вскорѣ были отметаемы отъ стада словесныхъ овецъ и отгоняеми, яко татіе и губители; и невѣста Христова, матерь наша святая древлеправославная церковь, не можетъ быть порочною изъ-за сихъ, потерявшихъ совѣсть и поправшихъ законъ, обманщиковъ; а во-вторыхъ и въ древней святой церкви, которая всегда была безпорочной, были такія же событія и покушенія, но симъ не нарушалась святость церкви Христовой. Произволящіе, да чтутъ о семъ въ концѣ «Прологъ» 5-го генваря объ отрокѣ скифянинѣ, котораго крестилъ ангелъ Господень, вмѣсто запрещеннаго священника.

Не можемъ не упомянуть, съ сожалѣніемъ и о томъ, что иніи достойніи священницы по мѣстомъ не принимались и не принимаются, по причинамъ неизвѣстнымъ, или по гордости и тщеславию правителей тѣхъ мѣстъ... но «буди Господи милость Твоя на насъ, якоже уповахомъ на Тя» ; и: «милость Твоя Господи поженетъ мя во вся дни живота моего».

Скончахъ сію книжицу 22 марта лѣта 7415 отъ сотворенія міра.
Да будетъ для чтущихъ ю и послушающихъ душевная польза и спасеніе душевное о Господѣ; аминь.

 ***

Итакъ недоумѣвающіе и нарочито клевещущіе относительно другопреемства и законности нашего древлеправославнаго старообрядчествующаго священства, въ опроверженіе взводимыхъ по этому вопросу обвиненій, пусть разсмотряютъ изрѣченія священнаго Писанія, церковныя постановленія, отеческія наставленія и правила священныхъ соборовъ и они несомнѣнно убѣдятся и удостовѣрятся въ томъ, что

1-е: священство отъ Павла епископа Коломенскаго благословеніе приняло, а истинные древлеправославные христіяне получили заповѣдь отъ него: приходящихъ отъ новомудрствующихъ какъ священниковъ, такъ и мірянъ принимать съ проклятіемъ ересей и чрезъ святое мѵропомазаніе, что продолжается и по настоящее время непрерывно;

2-е, что не тѣ истинные намѣстники Христовы, у которыхъ полнота іерархіи, но суть уклонившіеся отъ закона, гордливо кичатся своею властью, но тѣ преемники Апостоловъ, которые соблюдаютъ вѣру и законъ просіявшихъ, нетлѣнныхъ угодниковъ;

3, что святое мѵро у насъ, старообрядцевъ, не можетъ оскудѣть никогдаже и наши священники законнопоступаютъ, разбавляя оное древянымъ масломъ, по указанію святоотеческихъ писаній;

4, что священникъ житія ради грѣховнаго не можетъ быть лишенъ благодати, которую онъ преподаетъ вѣрующимъ во св. тайнах, получив так оную от самого Бога в тайне священства;

5, что безъ крещенія, мѵропомазанія, а также без покаяния и причастия Тела и Крови Христовых не возможно наследовать Царствия Небесного.

 

Итак, словами святого апостола и евангелиста Іоанна Богослова скажем: «возлюбленніи не всякому духу, вѣруйте, но искушайте духи, аще отъ Бога суть»...«мнози бо лжепророцы и лжехристи изыдоша въ міръ»... и ап. Павла: вѣренъ же есть Господь, иже утвердитъ васъ, якоже повелѣваемъ вамъ и творите и сотворите, Господь же даиспривитъ сердца ваша въ любовь Божію и въ терпѣніе Христово (2 Солун. зач. 276-е).
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.