Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Советский период

Хранимый Самим Господом, Владыка Иоанн, вместе с близкими ему людьми, смог уцелеть в самых жутких обстоятельствах обороны Сталинграда и немецкой оккупации. Но даже и в этих невыносимых условиях, по мере своих сил и возможностей, он старался исполнять свой архипастырский долг. Вероятно и митрополит Кирилл, объезжая Русь, разоренную монгольским нашествием, не застал Церковь в столь тягостном и безрадостном состоянии, каковой она предстала пред глазами владыки Иоанна. Однако Владыка, полагаясь на помощь Божию, не пал духом, но как мудрый пастырь, прилагал все силы к восстановлению полноценной церковной жизни. Возобновлялись порушенные репрессиями и войной связи между общинами и духовенством, разрешались нестроения, подыскивались достойные кандидаты для церковного служения, совершались и сами рукоположения в священный сан.

Владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси древлеправославных христиан в городе Вольске на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1) октября 1944 года епископами: Куйбышевским Павлом (Тимониным) и Вольским Паисием (Феоктистовым).

Как мы уже сказали, Церковь в то время находилась в тяжелейшем положении, множество священников и мирян погибло в годы репрессий и войны. Прибавились и новые проблемы: два священника – московский Иоанн Судаков и новозыбковский Феодор Архангельский, увлекшись духом своеволия, не желали подчиняться подобающему каноническому порядку и вносили в жизнь Церкви смуту.

В начале марта 1947 года два этих ослушника самовольно подвергли к переходу в Древлеправославие последнего обновленческого архиерея – митрополита Крутицкого Филарета (Яценко).

17 марта 1947 года в Москве священник Архангельский в присутствии Судакова совершил над митрополитом Филаретом миропомазание, после чего они попытались зарегистрировать его в Совете по делам религиозных культов, как древлеправославного архиерея. Однако авантюрист от религии Филарет Яценко был хорошо известен властям, регистрации он как древлеправославный митрополит не получил и затея Архангельского-Судакова по созданию в Церкви иного духовного центра, провалилась. Тогда Судаков со своими сторонниками согласился на мирное обсуждение всех разногласий, для чего летом 1947 года к празднику Святой Троицы в Москву прибыл архиепископ Иоанн.

В праздник Святаго Духа, 2 июня 1947 года в Николо-Рогожском храме после праздничной службы состоялось заседание церковного Совета московской древлеправославной общины, в котором кроме членов Совета приняли участие: архиепископ Иоанн, священник Иоанн Судаков, трое других священников, миряне и митрополит Филарет.

На повестке заседания стояло два вопроса:
1.   О каноничности рукоположения архиепископа Иоанна;
2.   О правильности принятия от никонианской-обновленческой церкви «митрополита» Филарета.

Владыка Иоанн представил собранию документы, подтверждающие правильность его хиротонии, после ознакомления с которыми, даже мятежный священник Иоанн Судаков смиренно преклонил голову пред архиепископом, признав всецело его первосвятительские полномочия.

Далее собрание перешло к рассмотрению вопроса о митрополите Филарете. Все представленные им документы: автобиография, справка о крещении, справка о хиротонии и другие справки, которых у него было много, оказались только копиями, без каких-либо подписей и печатей, заверяющих их подлинность, разве что документы были напечатаны на официальных бланках умершего к тому времени первоиерарха обновленческой церкви Александра Введенского.

Вопрос о присоединении митрополита Филарета, занял продолжительное время и сопровождался жаркой полемикой. Ревностным защитником митр. Филарета выступил священник Судаков, который прикладывал всевозможные усилия, чтобы доказывать действительность архиерейской хиротонии Яценко и искренность его убеждений относительно спасительности древлеправославной веры. Ссылками на сомнительные документы Филарета Судаков пытался добиться признания в полном объеме его архиерейских полномочий и правильности совершенного над ним чиноприема, настаивая на том, чтобы митр. Филарет без отлагательств был допущен к совершению архиерейского служения в Церкви в сане митрополита. При этом Судаков вел себя крайне раздраженно, опускаясь до личных оскорблений в адрес несогласных с его мнением участников совещания. Естественно, что таким своим поведением он не смог добиться успеха и не прибавил доверия всей своей затее с митрополитом Филаретом.

В итоге совещание вынесло по данному вопросу единогласное решение: «Считать предоставленные митрополитом при его присоединении документы недостаточными и необоснованными (нет Ставленой грамоты, отсутствие данных, когда хиротонисан митрополит Пимен, рукоположивший митрополита Филарета – до разделения Великороссийской церкви на староцерковническую и обновленческую, и проч. ориентации или после этого разделения, нет справки о трехпогружательном крещении и др.) и на основании этого митрополиту Филарету не разрешать священнодействовать и совершать какие-либо требы, впредь до представления им упомянутых документов и рассмотрения и утверждения таковых будущим Всесоюзным Собором наших христиан».

Но соборного решения митрополит Филарет не дождался – в 1949 году «великий мошенник, старый плут и экспроприатор», как его называли современники, скончался….

Но еще до кончины митр. Филарета Древлеправославную Церковь оставили его соумышленники – священники: Иоанн Судаков и Феодор Архангельский. После указанного совещания они оба всецело подчинились архиепископу Иоанну, приняли новые назначения на приходы и некоторое время их служение не вызывало никаких нареканий. Казалось, что дело наконец-то закончилось миром, но заговорщиков, к сожалению, хватило ненадолго, как сказано в Писании: «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство» (Притч. 26, 24).

В 1948 году Судаков и Архангельский вступили в переговоры с новообрядческим митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем), которые закончились их присоединением к РПЦ МП в декабре месяце того же года на основании правил единоверия. Вместе с собой они увлекли и еще одного священнослужителя – настоятеля храма в п. Климово Брянской области о. Симеона Нефедова.

Присоединены они были третьим чином, чрез «покаяние». Чиноприем совершал епископ Можайский Макарий (Даев), викарий Московской епархии.

Но велик в Своем неисповедимом Промысле Господь, он и худшее прилагает на лучшее! Дело в том, что, если священник Феодор Архангельский был поставления новообрядческого и просто вернулся восвояси, то священники Судаков и Нефедов были рукоположены в священный сан архиепископом Николой (Поздневым), таким образом, новообрядческая церковь самим своим действием официально засвидетельствовала, что признает законность хиротоний, совершенных архиепископом Николой (Поздневым). Благодаря этому еще очевиднее стала вся бессовестность клеветнической компании, развернутой против Владыки Николы в 1920-е годы.

В 1955 году архиепископ Иоанн, совершенно ослабевший от многотрудного архипастырского служения, нападок различных клеветников и недоброжелателей, третирования со стороны советских властей, по состоянию здоровья ушел на покой. А 27 августа 1956 года Владыка мирно скончался в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

На посту Предстоятеля Владыку Иоанна сменил архиепископ Епифаний (Абрамов). При Владыке Епифании первосвятительская кафедра под давлением безбожников вынужденно переносится в город Куйбышев (Самару). Затем, в 1963 году, при архиепископе Иеремии (Матвиевиче), первосвятительская кафедра переносится в город Новозыбков Брянской области.

 С конца 1950-х годов в СССР вновь развернулась богоборческая компания, конечно, она носила другой характер, чем в 1920-30-е годы, когда религию пытались искоренить через физическое уничтожение верующих. Теперь на смену казням пришла бессовестно изощренная пропаганда. По своей эффективности в деле борьбы с религией так называемый «научный атеизм» был даже более опасен для духовно малограмотных и некрепких в вере людей, чем физическая расправа. Многие люди в те годы лишились веры и отпали от Церкви. Кто-то прельстился материальными благами и значимым положением в советском обществе, что для верующего человека было в СССР недостижимо. Кто-то был уловлен в сети антирелигиозной пропаганды. Наущаемые сатаной, советские власти действовали изощренно и целенаправленно. Для оказания давления на Церковь были пущены в ход различные административные, а также налоговые ухищрения. Так называемые уполномоченные по делам религии, выполняя идеологический заказ, всячески стремились отсечь от веры молодежь и людей среднего возраста. Разрушая благочестивый быт людей, коммунисты смогли сделать с народом то, чего не сделали века гонений, а именно: заразить прелестью атеистического лжеучения несколько поколений россиян.

Под надуманными предлогами закрывались открытые в годы потепления храмы. Какие-то из них были разрушены, а какие-то кощунственно обращены в клубы, гаражи, склады. Так, например, был разрушен кафедральный храм в городе Куйбышеве, вместо которого власти выделили христианам негодное подвальное помещение. В Бурятии в селе Новый Заган был отобран и переделан в спортзал единственный на тот момент древлеправославный храм Сибири. Подобная картина наблюдалась по всей стране. Но христиане не отчаивались, и, насколько это позволяла ситуация, старались устроить свою церковную жизнь, собираясь на общую молитву в частных домах, а то и вовсе под открытым небом, подобно тому, как это было во времена апостольские: «Мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились» (Деян. 21, 5).

Древлеправославная Церковь как могла, противостояла этому натиску безбожников. Количество официально зарегистрированных приходов в те годы было около двадцати. Что ни в коей мере не отражало действительного количества древлеправославных христиан, так как огромное количество общин существовало подпольно, избегая государственной регистрации, стараясь всячески конспирировать свою деятельность. Большинство священнослужителей рукополагалось в священный сан тайно, без уведомления и одобрения уполномоченными по делам религиозных организаций (это в обязательном порядке предписывало советское законодательство), что периодически приводило к конфликтам с властями. Относительно активная приходская жизнь в 1960-80-е годы была возможна лишь в нескольких регионах Советского Союза: на Брянщине, в Поволжье и в Грузии. Почти все годы советской власти оставались разорванными наши связи с единоверцами Румынии и Болгарии. Древлеправославные христиане, проживающие в этих странах, несколько десятилетий были вынуждены совершать церковные службы без священников, но, не смотря на такое испытание, они остались верными сынами своей Церкви.

Практически все послевоенные годы внутренняя жизнь Древлеправославной Церкви была скрыта от безбожной советской власти. В свою очередь и органы советского контроля с большим подозрением и неприязнью относились к Древлеправославной Церкви. Характеризуя древлеправославных христиан в своих атеистических методичках, советские идеологи писали: «беглопоповцы отличаются от белокриничан несколько большим фанатизмом. Среди них, несмотря на малочисленность церкви в целом, чаще встречаются фанатично настроенные люди». И из другого «Справочника атеиста»: «Руководство церкви (РДЦ) по-прежнему придерживается тактики борьбы со всем новым, прогрессивным».

После архиепископа Иеремии (Матвиевича), почившего в Господе 17 июня 1969 года, предстоятелем Церкви был избран архиепископ Павел (Машинин). В июле 1977 года Владыка Павел ушел на покой по состоянию здоровья. Упокоился он 26 сентября 1980 года.

По сентябрь 1979 года Древлеправославной Церковью управлял местоблюститель – епископ Курский Варсонофий (Овсянников). В 1983 году Владыка Варснофий принял Великий иноческий постриг – схиму с наречением имени Вавила.

23 сентября 1979 года у кормила церковного управления встал архиепископ Геннадий (Антонов). При нем Древлеправославная Церковь вышла на путь активной миссионерской деятельности, открыто свидетельствуя внешнему миру о духовных ценностях Древлеправославия. В 1982 году возобновил свою работу издательский отдел Церкви. Благодаря ежегодно издаваемому церковному журналу-календарю и другой духовно-просветительской и богослужебной литературе по всей стране были восстановлены связи между христианами, разорванные во времена гонений, в Древлеправославие стало приходить много людей из других конфессий. Архиепископ Геннадий усердно заботится о хиротонии новых священнослужителей, восстановлении исторических приходов и об организации новых. Для решения этих задач в 1990 году по его благословению в г. Новозыбкове открылось Высшее Древлеправославное Духовное Училище. Тогда же были восстановлены богослужебные связи с древлеправославными христианами Румынии, которые более чем на 70 лет были прерваны по вине безбожников. Несмотря на очень преклонный возраст, архиепископ Геннадий постоянно посещал церковные общины по всей России и за границей: совершал службы Божественной Литургии, общался с верующими, помогал настоятелям приходов решать вопросы церковно-приходской жизни.

К сожалению, годы архипастырского служения Владыки Геннадия не прошли совсем безоблачно для Церкви. В 1988 году по некоторым вопросам церковной жизни у архиепископа Геннадия возникли разногласия с епископом Пермским Леонтием (Кречетовым) и епископом Московским Флавианом (Вдовиным). В результате чего между архиереями произошел разрыв. Владыка Флавиан, впрочем, вскоре восстановил общение с Архиепископией, а в 1993 году, с прошением о принятии в общение, к Освященному Собору обратился и епископ Леонтий вместе с поддержавшими его клириками.

Но с их присоединением разделение не исчезло бесследно. В период конфликта с архиепископом Геннадием, епископ Леонтий, для своих сторонников, проживавших в Грузии, рукоположил двух епископов: Потийского Филарета (Гончарова) и Тбилисского Иону (Чахава). Которые, в свою очередь, также рукоположили целый ряд епископов и клириков для воссозданной таким образом Грузинской Древлеправославной Церкви.

Но и в этом, как кажется печальнейшем событии, откроется впоследствии удивительный Промысл Божий о Церкви, о российских и грузинских христианах! Но об этом мы скажем несколько позже.

К концу 80-х годов ХХ века в СССР духовный гнет по отношению к верующим был сначала ослаблен, а затем и вовсе милостью Божьей переменился на благосклонное отношение к религии.

Священноначалие Русской Древлеправославной Церкви, во главе с архиепископом Геннадием не теряло время свободы напрасно, но приложило все усилия к повсеместному восстановлению церковной жизни. Буквально за несколько лет в Сибири, Поволжье и центральных областях страны были зарегистрированы десятки некогда нелегальных древлеправославных общин, и образован целый ряд общин совершенно новых. Стали восстанавливаться возвращенные христианам храмы, строиться новые, в возрождающиеся приходы рукополагалось молодое деятельное духовенство. Не забыты были и наши румынские братья. Впервые за многие годы для древлеправославных христиан Румынии были рукоположены священники, а новоучрежденную Тульчинскую и всея Румынии епархию возглавил рукоположенный из числа местных христиан епископ Евмений (Тит).

Новые, свободные времена, наступившие в жизни страны, повлекли за собой ряд коренных изменений в мироощущении «советского человека». Господь развеял в пыль все ложные атеистические и неоязыческие доктрины богоборческой власти о мироустройстве, и массы российских людей в поисках духовного утешения, обратились к религии. По Промыслу Божию, эти духовные искания привели в Древлеправославную Церковь множество людей из других исповеданий. Благословляемая Богом Церковь приобретала, таким образом, все новых и новых чад.

2 февраля 1996 года на 93-м году жизни и на 17 году первосвятительского служения упокоился архиепископ Геннадий. Первоиерархом Церкви соборно избирается епископ Московский Аристарх (Калинин). Владыка Аристарх (до пострижения в иночество – протоиерей Афанасий), всю свою жизнь без остатка принес на алтарь Господу. Все его попечение было лишь о благоустроении жизни Древлеправославной Церкви. Единственное имущество, которое осталось после владыки Аристарха – это великолепная и весьма обширная библиотека различной литературы духовного содержания. С 1940-х годов ХХ века он самым активным образом участвовал в жизни Церкви, пол века он прослужил ей в священном сане. Многие сотни духовных чад до сих пор с почтением и благодарностью вспоминают своего доброго пастыря. Всегда и для всех он был открыт, доступен, со всеми по-апостольски приветлив и обо всех по-отечески заботлив. Владыку отличал острый ум и дар красноречия, он обладал удивительной памятью – мог наизусть цитировать целые фрагменты из святоотеческих творений, а когда в силу старческого возраста у него сильно ослабело зрение, он по памяти совершал церковные службы, поражая всех присутствующих своими безупречными знаниями богослужебных текстов. Занимался Владыка и преподавательской деятельностью – в Высшем Духовном Училище он преподавал такие сложные предметы, как церковный Устав, церковное право. Не взирая на свою глубокую старость, владыка Аристарх до самой своей кончины ежедневно вел обширнейшую переписку с огромным количеством людей, которые обращались к нему со своими вопросами, нуждами, скорбями. Он как истинный пастырь Христовой Церкви для каждого находил слова утешения, каждому непременно уделял частицу своего времени, частицу своей души.

 

 

Прослужив в сане Архиепископа 4 года, владыка Аристарх мирно скончался 4 мая 2000 года в четверг Светлой седмицы на 94-м году жизни.

9 мая 2000 году первосвятительский жезл был вручен епископу Московскому Александру (Калинину). Сравнительно молодой, энергичный Архиепископ с еще большим успехом продолжил дело своих предшественников. За несколько лет своего первосвятительства он еще более увеличил число древлеправославных общин и священнослужителей. Умело преодолел внутренние проблемы и нестроения, что проявились в Церкви в последний год жизни архиепископа Аристарха.

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.