Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

...до Владыки Иоанна

Дни радости вскоре вновь сменились днями скорби. Пришло время новых тягостных испытаний. С конца 1920-х годов в Советском Союзе развернулась активная богоборческая компания. Повсеместно начались притеснения верующих, закрывались храмы, арестовывались священники и епископы, активные миряне. Буквально, через месяц после вышеописанных радостных событий, дьявол воздвиг брань против Церкви. 28 октября 1929 года большевиками был отобран и разграблен Московский кафедральный собор, в котором происходили все важнейшие церковные события последних лет. Но Бог не без милости, на историческом Рогожском кладбище древлеправославным христианам был выделен предел единоверческого храма (известнейшей Никольской часовни), который до 1854 года также принадлежал древлеправославным христианам, но был отобран и насильно обращен в единоверческий.

Давление оказывалось на верующих по всей стране, но дело пока не доходило до открытых репрессий, хотя все шло к этому.

В начале 1930-х годов Древлеправославная Церковь пополнилась новыми епископами. На Свердловскую (Екатеринбургскую) кафедру был рукоположен епископ Филарет (Харламов). Его хиротонию совершил епископ Бугурусланский и Уральский Стефан в сослужении епископа Ростов-на-Дону и Курского Пансофия. Несколько позже, владыками Стефаном и Филаретом были рукоположены епископы: Вольский Феодор (Шашин) и Городецкий Павел (Носов).

1 сентября 1934 года упокоился в Боге и был погребен в Москве на Рогожском кладбище архиепископ Никола. Предстоятелем Древлеправославной Церкви становится Владыка Стефан.

Летом 1933 года безбожники арестовали и заключили в лагере епископа Пансофия (Ивлиева). Весной 1935 года такая же участь постигла епископа Филарета (Харламова). Вернуться владыкам из мест заключения было уже не суждено…

Тем временем в стране нарастал вал репрессий, теперь дело не ограничивалось ссылкой и тюремным заключением, безбожники намеревались физически истребить Христово священство. Десятки древлеправославных иереев были либо расстреляны, либо замучены в заключении. Мученического венца сподобились почти все наши епископы. За Веру Христианскую богоборческий режим уничтожил тысячи мирян. Но Господь не допустил окончательного разорения земной Церкви. Как и во времена языческих гонений, Церковь Христова стала существовать скрытно.

В 1935 году Главный Церковный Совет, видя усиливающиеся по всей стране гонения на верующих, принимает решение совершать в дальнейшем архиерейские хиротонии нелегально – тайно от безбожной власти. Первая такая хиротония состоялась 23 июня (6 июля) 1936 года. В этот день в городе Городце Нижегородской области в храме св. пророка Илии архиепископом Стефаном (Расторгуевым) в сослужении Городецкого епископа Павла (Носова) был рукоположен в архиерейский сан на Романово-Борисоглебскую кафедру архимандрит Михаил (Кочетов). Впоследствии, тайно от безбожников были совершены хиротонии епископов: Трифона (Епишева), Мелетия (Красильникова), Илии (Морозова) и других. Практика совершать сокрытые от государства хиротонии священнослужителей сохранялась в Древлеправославной Церкви вплоть до падения Советской власти. Так, например, в 1948 году был рукоположен епископ Новозыбковский Макарий (Кузнецов), в 1962 году – епископ Камышинский Иона (Изюмов) и другие.

Осенью 1937 года большевиками был расстрелян архиепископ Стефан и бремя управления Древлеправославной Церковью воспринял на себя Романово-Борисоглебский епископ Михаил (Кочетов). В конце мая 1938 года Владыка Михаил был возведен в чин архиепископа епископами: Азово-Черноморским Трифоном и Грозненским Макарием.

Владыка Михаил возглавил Церковь в тяжелейшее для христиан время. Фактически все духовенство находилось тогда на нелегальном положении, а за самим Архиепископом шла настоящая охота. Но, по милости Божией богоборцы не смогли арестовать архиепископа Михаила, хотя шли по его следам многие годы. «В то время Архиепископ Михаил находился и проживал на Кавказе в хуторе Некрасовом недалеко от города Кизляра 25 километр, хутор Некрасов населен выходцами из Турции, старообрядцами, прадеды их в гонительные времена в царствование Петра Перваго бежали в Турцию; турецкое правительство приняло их во свое подданство и покровительствовало их, и они жили там до 1906 года, когда у нас Николай 2-й издал манифест Свободу веротерпимости, тогда эти некрасовцы из Турции переселились в Россию по разрешению наместника Кавказа графа Воронцова Дашкова. Они поселились в Дагестане вблизи Кизляра, где и живут до настоящаго времени. Хутор Некрасов покровительствовал Архиепископ Михаил Кочетов».

Не выказывая себя мирским властям, владыка Михаил, подобно святому Евсевию Самосатскому, «утаив сан свой святительский, в воинская облекся», и тайно передвигаясь по стране, от общины к общине, исполнял свой архипастырский долг, утверждая в вере христиан, рукополагая древлеправославное священство. Для властей оставался неприметным маленький безобидный старичок, который вместе с Христовой Церковью вынес на своих плечах все ужасы сталинских гонений.

Люди, которые лично знали архиепископа Михаила, вспоминают о нем как о человеке милостивом, преисполненном высокой христианской любви. Живя сам в полной нищете, он, тем не менее, всегда находил возможность помочь сиротам и неимущим. Все, что подавали ему в качестве милостыни, еду или одежду, Владыка отдавал тем, кого он считал более нуждающимся, чем он сам. Великим был и аскетический подвиг этого удивительного архиерея – до самой своей смерти Владыка Михаил носил на своем изнуренном постами и жизненными скорбями теле железные вериги…

За годы своего служения архиепископ Михаил совершил целый ряд епископских, священнических и дьяконских хиротоний, прикладывая все силы к тому, чтобы оскудевающее от меча гонений древлеправославное духовенство сохранилось, и благодатная хиротония не пресеклась.

Началась Великая Отечественная война. Древлеправославные христиане, как и их предки в старину, встали на защиту Богом данного Отечества. В то же время и советский режим, под натиском внешних обстоятельств, вынужден был несколько смягчить отношение к религии. Вновь по стране открывались храмы, прекратилось явное преследование священнослужителей. Но страшная война собирала свою жатву.

В 1943 году политика государства относительно верующих еще более смягчилась. Из тюрем и лагерей стали возвращаться священнослужители и репрессированные по религиозным мотивам миряне.

А 6 апреля 1944 года, в канун праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, мирно отошел ко Господу архиепископ Михаил. Владыка был похоронен на кладбище Малиновского монастыря, в котором духовно подвизался с 14-летнего возраста.

Предстоятелем Церкви становится Сталинградский (Царицынский) епископ Иоанн (Калинин), который был рукоположен в архиерейский сан архиепископом Михаилом в сослужении Азово-Черноморского епископа Трифона (Епишева) 21 (8) сентября 1939 года в Грузии в селении Уреки.

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.