Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Краткая история русского Патриаршества от его учреждения до временной утраты

Четыре столетия назад, изволением и действием Святого Духа, Русская Церковь украсилась патриаршим престолом, усвоив себе тем самым честь, равную с прочими древнейшими патриаршими престолами. 26 января 1589 года митрополит Московский Иов был возведен в патриаршее достоинство. Благодатью Всеблагого Бога и рукой Святейшего Иеремии Патриарха Констанинопольского предстоятель Русской Церкви взошел на наивысшую ступень православной иерархии.

         Среди церковного упадка охватившего Вселенскую Церковь лишь Русское Православие в то время стояло твердо и непоколебимо, с каждым годом украшаясь сонмом все новых и новых святых, являясь фактически единственным столпом и оплотом Вселенского Православия. Авторитет Русской Церкви был столь велик, что учреждение Патриаршества явилось в глазах всего мира вполне естественным актом, и было встречено вполне благосклонно всеми Восточными Патриархами.

         Возрастание Русской Церкви было обусловлено укреплением могущества русского государства и одновременно, падением Константинополя. Попущением Божьим, турецкая экспансия на Православный Восток, привела все Поместные Церкви в небывалый упадок и нищету. Русская же Церковь явилась в те годы истинной попечительницей и заступницей всех обиженных произволом турецких властей. В Москву бесконечным потоком шли паломники, унося отсюда не только впечатления о процветания Православия на Руси, но и весьма щедрую милостыню. Безусловно, такое положение вещей привело к тому, что в 1448 году Собор русских архиереев самостоятельно возвел на первосвятительскую кафедру Рязанского епископа Иону, тем самым фактически положив начало автокефалии Русской Церкви, которая до того момента была лишь одной из Костантинопольских Митрополий. Косвенными причинами подобного шага Русской Церкви явилась позорная уния греков с Римом 1439 года и затрудненность путешествия наших архиереев для поставления в Константинополь, обусловленная турецким игом. Впрочем, власть русского Митрополита задолго, до установления автокефалии была уже фактически равной патриаршей, Константинополь не оказывал на внутрицерковную жизнь Русской Церкви практически никакого влияния. Русской Митрополии была оказана честь как высшей из греческих Митрополий, а в случае Вселенских Соборов наш Митрополит занял бы одно из высших мест, сразу же после Иеросалимского Патриарха, «понеже благочестие в русийском царствии сияше яко солнце среди круга небеснаго».

         В 1588 году на Русь приехал за милостыней Константинопольский Патриарх Иеремия, это явилось удобным случаем для переговоров об учреждении в Москве Патриаршего престола. Щедрость царя и знати оказали благосклонное влияние на Иеремию и, в конце концов, дело все закончилось положительно. 26 января 1589 года, милостью Всевышнего, русский Первосвятитель возведен был в патриаршее достоинство. Обоими Патриархами и Собором русского духовенства была составлена грамота об учреждении и утверждении в Русской Церкви Патриаршества. Написана она была золотом и киноварью[1] на хартии[2] с приложением княжеской и святительских печатей, а также за подписью всех участников Собора.

         По возвращении  Патриарха Иеремии в Константинополь на Соборах в 1590 и 1593 годах Русское Патриаршество было признано, одобрено и на веки утверждено всеми восточными Патриархами. Тем самым, была признана официально Автокефалия Русской Церкви, и Ее Первосвятитель вошел в число Вселенских Патриархов, заняв пятое по чести место, вслед за Иеросалимским Патриархом. На основании сей грамоты ни только ранее избирались на Руси Патриархи, но и теперь, после трех с половиной веков отсутствия древлеправославного Патриарха, он вновь, по неизреченному благоутробию Божью, взошел на вдовствующий столько лет Патриарший престол.

На протяжении десятилетий после своего учреждения Патриаршество на Руси являлось духовной силой объединяющей весь Русский народ. Символом чистоты, непорочного, равноапостольского служения Церкви. Патриархи укрепляли народ на защиту веры и отечества, вместе с царской властью из руин поднимали страну до основания разоренную врагом, являлись евангельскими светильниками добродетели, неся церковному люду просвещение, руководствуя его на пути духовно-нравственного и национального возрождения.

         Человеконенавистник – дьявол позавидовал столь великому и славному подъему русского Православия и попущением Божиим обрушил на Церковь всю свою злобу, вооружив против Нее того, кто по самому долгу своего служения должен был бы являться Ей отцом… В 1652 году на русский патриарший престол взошел человек огромной энергии и не меньших амбиций, звали его Никон. Став патриархом, он самовластием своим перечеркнул многие устои Церкви, Ее соборность. Считая себя единоличным правителем народа Божия, Никон стал безрассудно использовать свой высочайший сан, рассылая указы об изменении вековых православных обычаев с младенчества окружавших на Руси жизнь каждого православного человека. Самоуправство Никона вылилось в небывалую для Руси трагедию – раскол. Кровавый меч прошел по Руси, уничтожая всех, кто противился новинам амбициозного Патриарха и продажных, давно утерявших чистоту веры и совесть греков. Христово стадо было рассеяно по всему лицу земли, тысячи верных сынов Церкви, по слову апостола Павла, «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:36-38). Сколь велика была скорбь, терпеть поругания от своего же отца…. Для всех древлеправославных христиан Никон и все его приемники перестали быть Патриархами, теперь в них видели мучителей, тех о которых св. Иоанн Богослов сказал: «теперь появилось много антихристов» (1Иоан.2:18). Небесные обители наполнились сонмами мучеников. Топоры палачей и языки пламени повсюду возносили к Господу «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9-10). И вот, за пролитие неповинной христианской крови, Всевышний Судья, рукою богоборного Петра, вовсе лишил новолюбцев Патриаршества, а вместе и соборности, превратив их общество, в одно из марионеточных государственных ведомств. Истинно прав Псалмопевец, изрекший некогда о врагах Истины: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс.7:16).



[1] Красная краска.

[2] То есть на бумаге.

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.