Отец Павел Смирнов (Тульский)
Когда Церковь Христову потряс раскол и смута, произведенные бездумными реформами Московского патриарха Никона, многие, рукоположенные от новообрядческих архиереев, священники бежали со своих мест в те пределы России, где еще сохранялось древлее благочестие. Там они, рукой благочестивых иереев, примирялись с Церковью Христовой. И таким образом многие годы пополнялся сонм древлеправославных пастырей, утолялся духовный голод рассыпавшегося по лицу земли древлеправославного стада Христовых овец. Об одном из таких священников – отце Павле Алексеевиче Смирнове и наш рассказ.
Отец Павел родился в граде Москве в священнической семье 1801 году. По рождению он принадлежал господствующей тогда в России новообрядческой церкви.
В весьма юном возрасте он был рукоположен в священники, а в 1831 году Господь привел отца Павла в ограду Древлеправославной Церкви. Познакомившись близко с Древлеправославием, он решает оставить путь заблуждения и присоединиться к ревнителям древлего благочестия. В том время о. Павел служил настоятелем Владимирской церкви в селе Князищево Лихвинского уезда Калужской губерний. Под предлогом болезни, получив от Консистории 6 февраля 1831 года двухмесячный билет на свидание с родственниками , он оставляет свое место служения и, удаляется в волжские пределы, где в одном из Керженских скитов он был помазан святым Миром скитским священником Дионисием и так примерен с Церковью Христовой.
Отец Павел оказался в числе последних, дозволенных властями, древлеправославных священников – в 1832 году царское правительство издало указ запретивший переход в Древлеправославие новых священнослужителей, при этом, оставив в покое тех, которые были приняты в Древлеправославие до настоящего указа.
Местом служения отца Павла в Древлеправославии стал город Тула, куда он и перебирается вместе со своей супругой Ефросинией Алексеевной и малолетним сыном Феодором. В Туле с 1814 года действовала древлеправославная часовня, устроенная попечением тульского купца и промышленника Дениса Иосифовича Сушкина. Часовня располагалась в двухэтажном кирпичном доме 1760 года постройки на улице Георгиевской (сейчас ул. Братьев Жабровых). Внешне здание имело вид обычного жилого дома, но внутри были оборудованы летняя Покровская и зимняя Никольская церкви с иконостасами, престолами, подсвечниками и всем необходимым. В стенах этой часовни отец Павел прослужил более 25 лет.
Проживал отец Павел со своим семейством в домике во дворе моленной, к которому примыкала еще и богадельня с десятком проживавших в ней стариц. Попечителем всего этого хозяйства являлся сын Дениса Иосифовича Сушкина купец 1-й гильдии Кондратий Денисович Сушкин .
Забота отца Павла была не только о тульских христианах. Его духовные чада проживали по всей России, в самых дальних ее уголках. Обо всех он имел духовное попечение, всех старался наставить и оградить от всевозможных ошибок и заблуждений. В качестве примера мы процитируем строки из письма отца Павла на Иргиз. После обращение в единоверие Иргизских монастырей христиане Поволжья доверили попечение о своих душах именно отцу Павлу. И он говорил с ними как власть имеющий, что свидетельствует о том, что авторитет его на Иргизе был бесспорным. С аввакумовской простотой и ясностью речи он обличает и врачует различные заблуждения, просочившиеся в церковную ограду из беспоповской среды: «А старики ваши заблужаются как куры слепые. Скажите им, что всякая выдумка подлежит проклятию: младенца погрузить следует, прочетши начал большой действительно, только Верую, единожды, а трижды читается по отрицанию, а псалом «Блажени отпустится» читают при миропомазании. Также браки благословляются родителями, отцами крестными с обеих сторон, без всяких причуд, без молитв; перстнями не меняются, также и на плат не становятся. Это верно выдумка!» (Письмо от 15 декабря 1860 года в г.Хвалынск) .
Когда в 1846 году в Австрийском селении Белая криница к группе липованских общин формально присоединился бывший греческий митрополит Амвросий и, в обмен на денежное содержание, стал рукополагать для липован духовенство, отец Павел открыто противостал новой не канонично учрежденной иерархии и всеми силами старался оградить своих духовных чад от влияния священства белокриницкого поставления.
Собственно, Белокриницкую иерархию отверг не только отец Павел, но и практически все бывшие тогда в Древлеправославии священники, например, Рогожские иереи Петр Русанов и Иосиф Малинин из числа дозволенных правительством. Раскаялся во временном подчинении Белокриницкий иерархии и старейший Рогожский священник Иоанн Ястребов .
Отвергли сомнительное священство и многочисленные тайные священники Древлеправославной Церкви, о существовании которых в те годы есть множество исторических свидетельств. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «В конце 40-х годов даже у московских старообрядцев осталось только три священника, с лишением коих поповцы боялись утратить и свою веру. Правда, и тогда много было у старообрядцев беглых попов, содержимых в тайне и переезжавших с места на место для совершения треб» . Но именно отца Павла белокриницкие миссионеры подвергли сильнейшему поношению и клевете, всячески стараясь подорвать его авторитет среди российских христиан, ослабить его влияние на жизнь древлеправославных общин. Впрочем, не смея ратовать против авторитета отца Павла при его жизни, белокриницкий, так называемый, Духовный Совет дождался его смертного часа и состряпал полную клеветнического яда брошюру о нем, распространив оную по всему староверию.
Клевета, заимствованная именно из этой, изданной белокриницким Духовным Советом брошюры, стала с тех пор кочевать по различным полемическим сочинениям как белокриницких начетчиков, так и никонианских миссионеров.
Суть этой клеветы заключалась, прежде всего, в том, что отец Павел, якобы, сначала признал над собой власть белокриницкого митрополита Амвросия и принял от него, сваренное последним в 1847 году, миро. Эти россказни по разуму белокриницких миссионеров были призваны дискредитировать отца Павла и его позицию по отношению к Белокриницкой иерархии. Однако вся эта лож легко опровергается историческими свидетельствами, наиболее авторитетные из которых мы считаем нужным привести в данной статье.
Свидетельства эти опровергают возводимые на отца Павла обвинения в том, что он, якобы, принял от белокриницких посланников миро, освященное Белокриницким митрополитом Амвросием, и признал над собой власть учрежденной Амвросием иерархии.
Итак, вот что пишут о том времени сами, ездившее за миро в Белую криницу, белокриницкие посланники Василий Борисов и Федор Жигарев.
Из материалов допроса Федора Жигарева от 22 ноября 1848 года: «Отца Павла, в Туле, я видывал у нас на кладбище, но едва ли не более 15-ти лет тому назад; с тех пор нигде не встречал его; знаю только, что он старообрядческий поп, но из каких, не знаю.… Относительно же того, что будто бы я ездил в Австрию, чтобы удостовериться, вместе с Васильем Васильевым, обо всем том, что Геронтий рассказывает в Москве, что будто бы я, на возвратном пути, снабдил отца Павла Агнцем и проч., полученным будто бы мною лично от Австрийских Епископов нашего Согласия, то это вовсе несправедливо; словом, я об этом ни чего не знаю» .
Из воспоминаний Василия Борисова о поездке за миро в Белую криницу: «В Туле мы ходили к некоторым из более значительных граждан по нашему согласию. Скляницу мира, нарочно приготовленную для тульских старообрядцев, передали мы под хранение уставщику, потому что настоятель тульской часовни, известный отец Павел, подобно нашему Петру Ермилычу, и слышать не хотел об австрийском священстве, проклинал его даже до ада преисподнейшего. Мы и не видали отца Павла» .
Не менее значимым доказательством того, что возводимые на отца Павла обвинения - это по сути поздние выдумки наших оппонентов, является соборное постановление первого белокриницкого архиерея в России – епископа Симбирского Софрония (Жирова). Документ озаглавлен так: «СОБОРНОЕ ОБЬЯВЛЕНИЕ. От лица святыя древлеправославныя соборныя апостольския церкви, о противозаконных действиях не подчиняющегося священнейшей иерархии, Тульскаго попа Павла» . В этом весьма пространном документе в частности сказано следующее: «Итак некоторые из наших единоверных братий, не приняли Богом дарованное белокриницкой митрополии священство, произошедшее (как уже известно) от бывшаго греческой религии, а потом обратившагося в наше православие господина митрополита Амвросия... Главный виновник тем… есть тульский поп Павел. Етот поп рукоположенец церкви великороссийской с греческою единоверной и в нераздельном союзе состоящей, он принят по существующему обычаю как и прочии священники, на основании того же осмаго правила перваго Вселенскаго Собора, и священнодействовал несколько лет еще до возстановления православного архиерейства, пребывая во единомыслии со всеми христианскими обществами в России находящимися, не исключая и заграничных. Но когда благоволением Божиим прибыл в Россию из белокриницкой митрополии предпомянутый архипастырь, которому по апостольским и святоотеческим правилам и должен был он Павел подчиниться, и с благословением его священнодействовать так как и прежде… не захотел подчинить себя власти архипастыря… Священство произошедшее от греческаго митрополита Амвросия (доказывает Павел с последователями) есть незаконно потому, что в греческой церкви нет трехпогружательнаго крещения, а обливательное, почему и принимать оное (священство) недолженствует» .
Как видно из приведенных неоспоримых исторических свидетельств, отец Павел изначально отверг новоучрежденную Белокриницкую иерархию и всегда оставался верным иереем Древлеправославной Церкви. Это подтверждают и авторитетные светские ученые: «Замечательно, что за все время существования Белокриницкой иерархии не было ни одного случая, чтобы беглопоповцы принимали бегствующего священника австрийского поставления, из чего следует, что они совершенно гнушаются Белокриницкой церкви и не признают в ней благодати священства. Другой отличительной чертой современной беглопоповщины является разборчивость в приеме беглых попов; принимая такого попа, они наводят тщательные справки, не состоит ли он под запрещением. Когда последний беглый поп Рогожского кладбища, Иван Матвеев Ястребов, подчинился новым архиереям, прибывшим из Австрии, то беглопоповцы Московской и смежных губерний стали обращаться со своими духовными нуждами в Тулу, к известному тогда попу Павлу, который резко осуждал незаконность новоявленной иерархии, а архиереев и попов ея именовал самозванцами»
За годы своего служения отец Павел примирил с Церковью целый ряд новообрядческих священников: Димитрия Беляева, Петра Щепетева, Петра Березовского, Петра Ремезова, Алексия Тульского и других. При этом, несмотря на большую нужду в священстве, отец Павел категорически не принимал в общение священников, имевших неканоничную хиротонию. Так, в 1856 году к отцу Павлу обратился с просьбой о присоединении в сущем сане единоверческий священник Григорий Глинкин. Но отец Павел не принял Глинкина на исповедь и отказался присоединить его, поскольку тот по рождению был древлеправославный христианин и отступил в единоверие, где принял хиротонию от новообрядческого архиерея, а церковные правила запрещают признавать священный сан на вероотступниках, каковым был Глинкин. Несмотря на все уговоры, отец Павел остался непреклонным, не желая нарушать церковные правила. Кстати говоря, впоследствии Глинкин был принят в «сущем» сане, привыкшим к всевозможным каноническим компромиссам, белокриницким священноначалием...
В декабре 1861 года отец Павел отправился в Москву на лечение, где 28 декабря совсем разболелся, а 11 (24) января 1862 года сердце отца Павла перестало биться – Всевышний Господь призвал его в небесные Свои селения . Похоронен он был на Рогожском кладбище, в ограде семейного захоронения купцов Карасевых –попечителей Московской древлеправославной общины.
За непоколебимую верность отца Павла Древлеправославной Церкви и многолетние пастырские труды вечная ему память!