Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Афанасий Павлович Носов

Семеновский уезд (знаменитый Керженский край) являет собой центр Древлеправославия Нижегородской губернии. И здесь находятся истоки целой плеяды купцов, предпринимателей. Наиболее знаменитыми из них были Бугровы из деревни Попово, и Носовы из Павлова.

По свидетельству архивных источников, все городские однофамильцы Носова происходят от одного прародителя - Гаврилы Носова. Дальнейшее разветвление идет от его сыновей - Павла, Петра, Степана и Михаила.

Павел Гаврилович с женой Авдотьей Митрофановной воспитали девять детей - семь сыновей и две дочери. Несмотря на многодетную семью, Павел Гаврилович был, как говорили в старину, человеком самостоятельным. В 1858 году он принадлежал к третьей гильдии купеческой. И занимался ложкарной торговлей. Но он не только сбывал ложки – еще старался поддерживать ложкарей.

Его сын, Афанасий, отделился от отца и приобрел усадебное место недалеко от родительского дома на Кладбищенской улице. И в 1874 году он уже имел двухэтажный дом, оцененный в 1000 рублей и капитал в 15000 рублей. Как и отец, Афанасий Павлович занимался ложкарным промыслом и числился купцом второй гильдии.

На Нижегородской ярмарке Афанасий Павловича имел 3 лавки, записанные в Адрес-календаре под номерами 109, 111, 113. Располагались эти лавки на самом бойком месте ярмарки - на С.-Петербургской улице, где были представлены в большинстве своем произведения кустарей Нижегородской губернии.

В быту Афанасий Павловича отличался исключительной простотой. По воспоминаниям жителя г.Семенова Б.П. Прорубщикова, хорошо знал Носова его отец - Петр Кузьмич, который был отдан в работники и служил, по выражению Прорубщикова, "мальчишком" на одном из складов: "Носов-то простой был, работящий, не гордился, как другие. Ну, как крестьянин из себя. Рубаха, лапти с "онючами" [онучами]. А денег много было. Богатый. Так ведь раньше-то у нас "банок" [банков] этих не было, теперь только банки эти везде. И вот Носов пойдет пешком в Нижний, в "банку" [банк]. Раньше обозы ходили. Пристроится к какому-то обозу и идет с крестьянами. И никто и не знает, какой с ними человек идет. Думают - крестьянин. А деньги-то, отец говорил, он в онючи прятал: разложит по ноге "капюры" [купюры], завернет онючами и идет.".

Афанасий Павлович был глубоко верующим человеком. С 1892 по 1895гг. добивался он разрешения узаконить и расширить древлеправославную моленную, которая была организована выходцами из разоренного в 50-х гг. Оленевского скита и хранила древние скитские иконы и святыни. Являясь доверенным лицом древлеправославных христиан, в 1896 году Носов все же добился разрешения открыть в доме мещанки Агафьи Михайловны Рыбиной молельную для христиан, проживающих в самом Семенове и некоторых окрестных деревнях и селах, а через год - дозволение на строительство нового каменного здания, которое и было построено на его средства. Сам Афанасий Павлович никогда не скрывал, что он древлеправославный христианин, и открыто молился в молельной, которую сам и содержал.

На склоне лет он решил построить храм. Сразу же после дарования в 1905 году свободы вероисповедания семеновские староверы под руководством Афанасия Павловича принялись за строительство храма.

Собирать подписи в поддержку этой затеи купец послал своего сына Ферапонта. И вот, наконец, на средства Афанасия Павловича в Семенове было начато строительство кирпичной Никольской церкви, ныне вновь действующей. Семь лет шло строительство…. Его окончания Афанасия Павловича, к сожалению не увидел. Он умер 5 апреля 1912 года, прожив на земле долгих 84 года. Тело его было погребено в боковой стене храма, в устроенном там склепе.

Жена Афанасия Павловича - Анастасия Константиновна - после смерти мужа оставила все мирское, уехав в Шарпанский скит, где постриглась в инокини под именем Алевтина. Там она и умерла, дожив до глубокой старости.

Трагичной оказалась и судьба Никольской церкви. После революции новая власть десяток лет не решалась подступить к храму, боясь вызвать гнев староверов, которых было много в городе и окрест. Но 1927 году старообрядцам запретили звонить в колокола под предлогом, что звон мешает телефонисткам с близлежащей почты. Прошло еще десять лет. В 1938 году был арестован священник церкви - отец Иоанн, а сам храм закрыли. Прах устроителя храма - купца Афанасия Павловича Носова - был выброшен из склепа в буквальном смысле на свалку, и на его месте была устроена заправка, а в самом храме - военный склад.

Только в 1989 ключи от церкви возвратили прихожанам.

Имена разорителей храма хранятся где-то в архивах подписями под документом-приговором, которые они поставили, прежде чем переступить порог храма, да только не интересны они никому. А имя строителя - Афанасия Павловича Носова - помнится, хотя долгие годы о нем и не упоминали. И будет помниться пока стоит в Семенове выстроенный им храм более известный в народе под названием "Носовская церковь".

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.