Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

ГОНЕНИЯ

Обличением пред Господом стала для царя Алексея Михайловича и новообрядческого священноначалия многолетняя осада и разорение славнейшей православной обители – Соловецкого монастыря, насельники которого отказались подчиниться «новинам» Никона. 22 января 1676 года, после восьми лет осады, солдаты-наемники из чужеземцев ворвались в святую обитель и с беспощадной жестокостью расправились с иноками. Около 400 монахов Соловецкого монастыря были лишены земной жизни через повешение, потопление в проруби, отсечение голов на плахе. 14 апреля 1682 года в срубе живьем были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний. Стяжали венец мучениц за издревле православную веру боярыня Морозова, принявшая перед заточением иночество с именем Феодора, и сестра ее, княгиня Евдокия Урусова. После жестоких мучений они были уморены голодом в подземной тюрьме. История сохранила имена лишь наиболее известных поборников древнего благочестия, а были еще многие тысячи других христиан, пострадавших за истинную православную веру. В 1685 году царевна Софья по настоянию патриарха Иоакима издала против древлеправославных христиан особый закон – 12 карательных статей, в которых последователи Древлеправославия определялись раскольниками и противниками церкви, а также излагались страшные казни против них. Кто даже втайне исповедовал Древлеправославие, того приказывалось бить кнутом и отправлять в ссылку. Одна из статей гласила, что древлеправославных, которые крестили якобы крещеных в новообрядческой церкви (например, «крещеных» там обливательно), «казнить смертью без всякого милосердия» даже в случае их раскаяния. Необходимо пояснить, что новообрядческий собор 1667 года помимо различных новшеств утвердил и такое – отменил церковное правило о принятии в Церковь католиков посредством крещения, этим уровняв православное крещение в три погружения с еретическим обливанием. Естественно, что после этого собора в господствующей церкви стала распространяться порочная практика совершать крещения по католическому обычаю, т.е. как обливание или окропление. Принесли же на Русь этот латинский и протестантский обычай архиереи и священники из Малороссии и с Балкан, буквально наводнившие русскую страну в последние десятилетия XVII века. Безусловно, что древлеправославные христиане не признавали обливательное крещение законным, ни во что его не ставили и крестили приходящего к Церкви «обливанца», через полное троекратное погружение в воду, чем подвергали себя смертельной опасности быть казненными без всякого милосердия согласно 12 статьям царевны Софьи. Вслед за статьями царевны Софьи патриарх Иоаким издал указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся, самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву». По причине таких жестоких гонений и преследований поборники Древлеправославной веры вынуждены были уходить из городов и селений в глухие леса Заволжья и Поморья, в Сибирь, в казачьи области Дона, Терека и Яика. Бежали древлеправославные христиане и за рубежи родного Отечества: во владения Польши и Османской империи. Через некоторое время, милостью Божьей и великими трудами первых древлеправославных поселенцев возникли своеобразные духовные крепости Древлеправославной веры, такие как: Керженец, Выг, Стародубье, Ветка. В этих отдаленных от центра местах стали собираться все те, кто не принял реформы новолюбцев, но твердо хранил веру православную! Тут были иноки и белое духовенство, ремесленники и крестьяне, купцы и люди воинского звания, дворяне и князья. Собранный воедино, в Русский «дораскольный» мир, весь этот сонм христиан стал существовать обособлено от светских и духовных властей Российского государства. Естественно, такое положение вещей в корне не устраивало новолюбцев, ведь проповедники древней веры оказывали огромное духовное влияние и на ту часть русского народа, которая внешне хоть и подчинилась реформам Никона и московских Соборов 1666-1667 годов, но сердцем была все же на стороне веры отеческой. Против древлеправославных христиан стали проводиться целые войсковые операции, с целью уничтожить центры «древлего благочестия» и предать телесным казням наиболее значимых пастырей. Особо усердствовали церковные и светские власти в Заволжье. Рьяный «никонианин» митрополит Нижегородский Питирим способствовал отправке карательного отряда на Керженец. В историю это событие вошло под названием «Керженское разорение». Такие же военные экспедиции были отправлены и в Поморье, и на Дон. Очень часто, по примеру католической инквизиции, древлеправославных христиан казнили через сожжение. Но не только извне нанес сатана огненный удар по христианам, увы, явились проповедники и из среды самих древлеправославных, так называемых, гарей. Видя великое озлобление роду христианскому от новолюбцев, они, прельщенные ложной идеей, стали призывать своих чад к самосожжению, как добровольному мученичеству за Христову веру. Запылали скиты и молельни с русскими людьми. Укрывшись от преследователей, христиане поджигали себя, надеясь в этом самоубийственном огне сохранить свое благочестие. Шли в огонь от горестных обстоятельств, доверившись по простоте сердечной проповедникам гарей, которые и сами были уловлены в сети дьявольского коварства. Церковь не могла мириться с этим огненным безумием, мужи, устоявшие от влияния этого дьявольского искушения, воздвигли свой голос против проповедников самоубийства. Самосожжения были осуждены, поскольку лишь Бог – Владыка жизни и смерти, и лишь Он решает жить человеку или умереть. По прошествии нескольких десятилетий от разделения в Русской Церкви перед древлеправославными христианами стала новая проблема: один за другим отходили в Селения Праведных священники дораскольного рукоположения. Верного же Древлеправославной вере епископа у христиан в то время не было, и поэтому некому было рукоположить новое духовенство вместо стареющих и умирающих священнослужителей дораскольного поставления. Тогда, опираясь на многовековой опыт Вселенской Церкви, заключавшийся в принятии в особых, специально рассматриваемых, случаях в существующих санах священнослужителей, рукоположенных еретичествующими иерархами, решили принимать в сущем сане священнослужителей, переходящих в Древлеправославие из новообрядческой церкви. Так в Ветке, в 1695 году, священноинок Феодосий Ворыпин, один из последних остававшихся тогда священнослужителей дораскольного поставления, принял в общение двух рукоположенных новообрядческими епископами священников, Александра из Рыльска и Григория из Москвы, и через них положил правило и образ – принимать и прочих. Поскольку в те времена Церковь переживала период гонений, верные христиане находились в рассеянии, церковная централизация, т.е. единое для всех церковное управление, отсутствовала, то в отношении чина присоединения новообрядческого духовенства древлеправославным христианам не удалось составить единого мнения. В одних общинах новообрядцев принимали посредством миропомазания, а в других – ограничивали чиноприем лишь одним проклятием ересей. Эта разница в чине периодически вызывала споры между общинами, «но отнюдь разделения между их не было, и преграды чиноприятия не поставляли ни та, ни другая сторона, никогда, ни в каких отношениях. И они совокупно и братски между собою пребывали». Но, к великому сожалению, не все древлеправославные христиане устояли в истине. В период жестоких гонений многие из христиан были уловлены в сети различных лжеучений, предвещавших скорую кончину мира. Ими были провозглашены «новые» догматы веры – установление на земле царства духовного антихриста и всеконечное оскудение установленного Христом священства и всех прочих церковных Таинств. Так в 1694 году в Новгороде на одном из своих собраний они с клятвою утвердили: «утверждаем следующее учение, и церковное чиноуставохранение нашей церкви и предание обязуемся с клятвою хранить вечно. Аминь. 1-е: Несомненно нам верить и прочим учение творить, еже есть: по грехом нашим в кончину века достигохом, в няже и антихрист царствует в мире ныне, но царствует духовно, в видимой церкви, седе на престоле Бога Живаго, под именем инаго Исуса, показуя себе яко Бога, и тем, чрез воинство антихристово, разоряющее церкви Божия, и вся таинства ея истребил и всякую святыню омрачил и свое новодействие возстановил».
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.