ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА 2019 года
ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 26-29 АПРЕЛЯ (9 – 12 МАЯ Н.СТ.) 2019 ГОДА
26 – 29 апреля (9-12 мая н.ст.) 2019 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора
состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
ПОВЕСТКА ДНЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
1. Об итогах декабрьского Собора 2018 года;
2. О межстарообрядческом сотрудничестве;
3. О церковном имуществе;
4. О работе с молодежью;
5. Вопрос о канонизации святых Древлеправославной Церкви;
6. Рассмотрение различных церковно-канонических и богослужебных вопросов;
7. Доклады церковных отделов и комиссий.
Благословляя открытие Освященного Собора, Святейший Патриарх Александр обратился к его участникам с традиционным приветственным словом, в котором обратил особое внимание на день открытия Собора – день воспоминания победы русского народа в Великой Отечественной Войне. В частности Владыка отметил, что символичным является то, что в это же весеннее время христиане празднуют и Пасхальную радость – избавление всего рода человеческого от смерти, восстановление мира между Богом и человеком.
Та страшная война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране, всякого коснулись ее горе и лишения. Поэтому так важна была Победа, ознаменовавшая собой мир, избавление людей от долгих и невыносимых страданий. Мир – это величайшее благо и именно обретение мира - главная победа нашего народа в той великой войне. Наряду с древлеправославными христианами мир приближали и все наши сограждане, и об этом мы должны всегда помнить, что подобно доброму самарянину, омывшему раны впавшего в разбойники, совершенно разные люди положили свои жизни, чтобы защитить соотечественников, в том числе и древлеправославных христиан.
Самопожертвованием своим они подарили жизнь всем нам. И об этом мы должны вспоминать с благодарностью, удерживая сердце свое от всякого превозношения над другими людьми. Ведь не исключено, что когда-нибудь они будут утирать наши раны, как это уже бывало неоднократно в истории Церкви, как это было и в годы Великой Отечественной Войны.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
Вопрос 1-й
По благословению Святейшего Патриарха Александра, протоиерей Андрей Марченко ознакомил участников Освященного Собора с решениями Архиерейского Собора 2018 года. Все принятые на нем решения нашли поддержку и одобрение у участников настоящего Освященного Собора.
Вопрос 2-й
Диакон Виктор Кузнецов, который по благословению Святейшего Патриарха Александра участвует в деятельности рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества, доложил Собору о текущих вопросах, обсуждаемых на заседаниях группы, сложностях и вероятных перспективах этого сотрудничества. А также высказал свое личное мнение относительно целесообразности дальнейшего участия Русской Древлеправославной Церкви в деятельности этой рабочей группы.
Вместе с тем диакон Виктор выразил сожаление, что те надежды, которые возлагались на рабочую группу, за истекшие три года ее деятельности, к сожалению, не оправдались. Данный формат сотрудничества не помог за прошедшее время решить проблемы с регистрацией наших новых приходов, не оказал никакого влияния на вопрос связанный с возвращением нашей Церкви объектов недвижимого имущества религиозного назначения, не оказал практически никакого влияния на вопрос реставрации древлеправославных храмов, являющихся объектами исторического наследия.
Неприятные моменты, к сожалению, неоднократно возникали в процессе работы и между самими участниками рабочей группы. Так, например, вопреки изначальной договоренности, одна из сторон без согласования с прочими привлекала к участию в деятельности рабочей группы представителя не входящего в ее состав религиозного сообщества, отношение которого к Русской Древлеправославной Церкви носит ярко выраженный негативный характер.
Данный инцидент вынудил представителя нашей Церкви принять решение о временной приостановке своего участия в деятельности рабочей группы. В настоящее время инцидент благополучно разрешился, участие представителя нашей Церкви в деятельности рабочей группы возобновлено, тем не менее, произошедшее отнюдь не добавляет оптимизма относительно перспектив межстарообрядческого сотрудничества в данном формате.
Непростая ситуация складывается и с учрежденным конфессиями-участницами Благотворительным Фондом поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская».
Основными целями деятельности Благотворительного Фонда «Правда Русская» являются содействие сохранению, развитию и распространению древлеправославных духовно-нравственных ценностей и традиций, проведение работ по реставрации и содержанию старообрядческих памятников истории и культуры, участие в реализации культурно-просветительских и образовательных проектов, оказание помощи в переселении в Российскую Федерацию старообрядцев, проживающих за рубежом и в их обустройстве на исторической Родине. Между тем, за прошедшие полтора года с момента своего учреждения, Фонду, к сожалению, не удалось привлечь необходимые материальные средства для содействия реализации подавляющего большинства вышеназванных целей.
К положительным плодам деятельности рабочей группы следует отнести продолжающийся процесс подготовки к празднованию 400-летия со дня рождения св. свщмч. протопопа Аввакума. Данная деятельность находит свое положительное отражение и в выстраивающихся отношениях с органами государственной власти. Например, удалось решительно продвинуться в вопросе получения государственных средств на реставрацию московского кафедрального собора и колокольни храма св. влмч. Екатерины. И хоть данные успехи не связаны напрямую с деятельностью непосредственно рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества, тем не менее, они не были бы возможны без консолидированных усилий старообрядческих конфессий-участниц рабочей группы.
В данное время также осуществляются контакты с Министерством культуры РФ по вопросу реставрации древлеправославных храмов, находящихся в регионах, в частности, в Брянской области.
Также диакон Виктор более подробно остановился на вопросе подготовки к празднованию 400-летия со дня рождения св. свщмч. протопопа Аввакума. Он рассказал об окончательно утвержденной программе празднования данного события в Москве, а также проинформировал Собор о том, что Министерство культуры РФ предложило регионам подготовить свою программу торжеств, связанную с юбилеем. Ряд регионов уже положительно откликнулся на данную инициативу Министерства культуры и прислал предложения относительно своего участия в празднествах.
Участники Собора поблагодарили диакона Виктора за его благие труды на пользу Церкви, за последовательное и твердое отстаивание интересов Русской Древлеправославной Церкви во взаимодействии с органами государственной власти и конфессиями-участницами межстарообрядческого сотрудничества.
Вопрос 3-й
Архиерейский Собор 2018 года поручил Отделу информации и правового обеспечения подготовить для приходов памятку относительно обязанностей ответственных лиц по сохранению церковного имущества. Отдел исполнил данное поручение и представил Памятку на рассмотрение Освященного Собора.
В документе подробно прописаны и регламентированы практически все вопросы, касающиеся сохранения церковного имущества.
В частности обозначен круг ответственных лиц за сохранение церковного имущества и их обязанности; перечислены требования к содержанию объектов культурного наследия; указаны правила ремонта и реставрации памятников архитектуры и церковного искусства; обеспечения конструктивной прочности храмов; наблюдения, исследования и реставрации стенных росписей и иконостасов, имеющих статус памятников культуры. Также перечислены требования к содержанию и сохранению церковного имущества не являющегося объектом культурного наследия; названы правилах наблюдения, реставрации и исследования икон; условия хранения богослужебных сосудов, книг и облачений, светильников, церковной утвари. Оговорены организационно-технические мероприятия и требования по эксплуатации храмов, инвентаризации церковного имущества. Даны рекомендации для предотвращения хищений церковного имущества. Описан документооборот прихода и правила работы контролирующих органов. Дан целый ряд других важных полезных советов и рекомендаций.
Собор выразил благодарность Отделу информации и правового обеспечения за проделанную большую работу и благословил Приходские советы использовать Памятку при осуществлении своей деятельности.
После этого Собор заслушал отчеты приходских священников о предоставлении ими информации и документации по объектам церковной недвижимости, согласно постановлению Архиерейского Собора 2018 года.
Далее Отдел информации и правового обеспечения ознакомил участников Собора с важнейшими изменениями в Российском законодательстве в части, касающейся деятельности религиозных объединений.
Так, например, с законодательными актами, освобождающими все религиозные организации, независимо от наличия у них обязанности по уплате налогов и сборов, от сдачи бухгалтерской отчетности (вступят в силу в 2020 году); с постановлением Правительства РФ, упорядочивающим применение требований пожарной безопасности в отношении объектов религиозного назначения; с законодательными актами о вероисповедальных кладбищах; с Федеральным законом, запрещающим снос во внесудебном порядке самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующих с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс; с целым рядом других положительных для Церкви изменений в законодательстве, как уже вступивших в силу так и тех, которые находятся на рассмотрении соответствующих органов государственного управления.
Важной частью доклада Отдела информации и правового обеспечения было подробное разъяснение положений Российского Законодательства ограничивающего Миссионерскую деятельность религиозных организаций.
После обсуждения доклада, участники Собора с удовлетворением отметили имеющиеся положительные тенденции в отношениях государства и религиозных объединений, и выразили надежду, что действующие в настоящее время строгие ограничения законодательства на Миссионерскую деятельность будут, все-таки, смягчаться по отношению к традиционным для Российской Федерации конфессиям.
Также Освященный Собор призывает всех древлеправославных священнослужителей и мирян с большей ответственностью подходить к соблюдению норм действующего законодательства, чтобы халатность и небрежение одного члена Церкви не стало причиной проблем для многих.
Вопрос 4-й
Иерей Михаил Степанов проинформировал Собор о реализации государственного гранта, выделенного Фондом президентских грантов на развитие молодежного движения в Русской Древлеправославной Церкви. О проводимых в рамках гранта семинарах, вебинарах и других мероприятиях, призванных активизировать молодежное движение на приходах, способствовать широкому вовлечению молодых христиан в церковную жизнь.
Диакон Виктор Кузнецов рассказал о подготовке к всецерковному молодежному Слёту, который запланирован на август 2019 года. Протоиерей Владимир Алехин сообщил Собору о подготовке к ежегодной паломнической поездке по святым местам Нижегородчины.
Вопрос 5-й
Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви на основании материалов представленных комиссией по канонизации торжественно определил прославить и благословить общецерковное почитание следующих угодников Божьих, благочестивыми трудами и духовными подвигами своими укрепивших, распространивших и прославивших истинную веру Христову:
1. Св. равноапостольного благоверного князя Ростислава Моравского (+870 г.). День памяти 15 (28) октября;
2. Святителя Фотия Великого, Патриарха Цареградского (+896 г.). День памяти 6 (19) февраля;
3. Преподобного отца Нила Россанского (+1004 г.). День памяти 27 декабря (9 января);
4. Св. равноапостольного благоверного князя Улеба (Олафа) Урманского (+1030 г.). День памяти 29 июля (11 августа);
5. Преподобного отца Варфоломея Россанского (+1050 г.). День памяти 11 (24) ноября;
6. Св. благоверного князя Владимира и св. благоверную княгиню Анну Новгородских (+1050 г. и +1052 г.). День памяти 4 (17) октября;
7. Св. мученика благоверного князя Андрея Боголюбского (+1174 г.). День памяти 30 июня (13 июля);
8. Св. мученика Авраамия Болгарского, Чудотворца (+1229 г.). День памяти 1 (14) апреля;
9. Св. преподобномученицу Евпраксию Псковскую (+1243 г.). День памяти 16 (29) октября;
10. Св. благоверного князя Владислава Сербского (+1281 г.). День памяти 24 сентября (7 октября);
11. Святых благоверных князей Романа и Олега Брянских (+1288 г. и +1307 г.). День памяти 20 сентября (3 октября);
12. Святых преподобных отец Афанасия и ученика его Афанасия, игуменов Серпуховских (+1412 г. и +1395 г.). День памяти 12 (25) сентября;
13. Св. благоверную княгиню Иулианию Вяземскую (+1406 г.). День памяти 21 декабря (3 января);
14. Св. благоверного князя Владимира Серпуховского (+1410 г.). День памяти 14 мая (27 мая);
15. Преподобных отец Паисия и Иакова Галичских (+1460 г.). День памяти 23 мая (5 июня);
16. Священномученика Исидора и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (+1472 г.). День памяти 8 (21) января;
17. Свв. преподобных отец Марка и Иону, и преподобную Вассу Печерских (конец XV в.). День памяти 29 марта (11 апреля);
18. Преподобного отца Корнилия, игумена Псково–Печерского (+1570 г.). День памяти 20 февраля (5 марта);
19. Св. блаженного Христа ради юродивого Иоанна Власатого, Милостивого, Ростовского чудотворца (+1580 г.). День памяти 3 (16) сентября;
20. Св. священномученика Никифора Кантакузина (+1599 г.). День памяти 2 июня (15 июня);
21. Преподобных отец Нифонта и Серапиона Кожеезерских (конец XVI в.). День памяти 27 июня (10 июля);
22. Св. мученика Василия Мангазейского, Чудотворца (+1602 г.). День памяти 4 (17) апреля;
23. Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (+1607 г.). День памяти 19 июня (2 июля);
24. Преподобного отца Иова Княгиницкого (+1621 г.). День памяти 29 декабря (11 января);
25. Преподобного отца Авраамия Кожеезерского (+1634 г.). День памяти 27 июня (10 июля);
26. Свв. мучеников Иргенских Симеона, Киприана и Иосифа со дружиною (между 1657-62 гг.). День памяти 20 июня (3 июля).
Освященный Собор определил составить новопрославленным угодникам Божиим церковные службы и жития, писать их святые иконы.
Собор призывает всех древлеправославных христиан возблагодарить Бога, что Он открывает нам всем Своих угодников и наших к Нему теплых молитвенников и заступников. Пусть жизнь прославленных ныне святых станет действенным примером для подражания всем стремящимся к вечному спасению.
Вопрос 6-й
Архиерейский Собор 2018 года рассмотрел замечания Высокопреосвященного Архиепископа Павла и Преосвященных Владык Грузинской Древлеправославной Церкви на отдельные постановления нашего Освященного Собора 2018 года. Тогда же протоиерею Андрею Марченко было поручено обсудить с грузинскими братьями вызвавшие у них смущение вопросы.
В связи с этим настоящий Освященный Собор заслушал доклад протоиерея Андрея Марченко, после обсуждения которого были сделаны следующие разъяснения постановлений Освященного Собора 2018 года:
1. В постановлении о поминовении оглашенных, умерших в силу независящих от них обстоятельств без святого крещения, речь идет не о литургическом их поминовении, но о поминовении во время совершения домашней молитвы;
2. В постановлении относительно раскольничьей группы, именующей себя «Древлеправославная Архиепископия», в частности, было сказано следующее:
«Собор постановил никак более не отличать всех, кто принадлежит к ней в настоящее время, от белокриницких старообрядцев, с которыми они объединились в недавнем прошлом. Следовательно, и чин присоединения переходящих из «Древлеправославной Архиепископии» должен быть идентичным чину присоединения, употребляемому в Церкви в отношении переходящих белокриницких старообрядцев». Данное постановление нуждается в разъяснении. Речь в нем идет о тех лицах, которые принимают крещение или «рукоположение» в данном религиозном сообществе.
«Иерархия» так называемой «Древлеправославной Архиепископии» была признана незаконной при самом своем появлении, поскольку происходит от незаконно поставленного в «епископы» запрещенного на тот момент в служении священноинока Аполлинария (Дубинина). Поэтому на протяжении всего существования этой раскольничьей группы, лица, причисленные в ней к клиру, принимаются в Церковь в качестве мирян. Лица же, крещеные клириками «Древлеправославной Архиепископии», принимаются в Церковь, как крещеные мирянами, то есть с довершением таинства крещения. При этом само крещение (троекратное погружение в воду) над переходящими не повторяется. Подобным образом присоединяются к Церкви и старообрядцы Белокриницкого согласия, поскольку их иерархия также не была признана законной. Те же христиане, которые получили церковные таинства находясь в лоне Древлеправославной Церкви, но впоследствии отпали от церковного единства и присоединились к так называемой «Древлеправославной Архиепископии», при своем возвращении в Церковь, принимаются в нее через покаяние (3-м чином);
3. В постановлении относительно присоединения к Церкви лиц приходящих из новообрядчества сказано: «Согласно 1-му правилу св. Василия Великого «древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры», то есть совершитель крещения должен непременно исповедовать Триединого Бога так, как учит Православная Церковь, а само крещение совершать согласно апостольскому преданию в три полных погружения крещаемого в воду, как об этом гласит 50-е правило св. Апостолов. Таким образом, если крещение было совершено кем-либо без соблюдения обоих этих условий, Церковь, даже с точки зрения церковной икономии (смотрительного снисхождения) не может признать такое крещение законным, совершившимся в действительности, или могущим быть восполненным только лишь «возложением рук епископских» (Св. Миропомазанием)». Данное соборное постановление ни в коем случае не следует противопоставлять древним церковным правилам, касающимся присоединения еретиков, которые содержат веру в Пресвятую Троицу, но в отельных аспектах этой веры придерживаются ошибочных, еретических мнений.
Таковыми еретиками являются, например, ариане, македониане, наватиане и другие, которых церковные правила определяют принимать в Церковь, через миропомазание (2-м чином) или покаяние (3-м чином), если крещение их совершено через троекратное погружение в воду. Безусловно, Русская Древлеправославная Церковь приемлет и неуклонно содержит все соборные и святоотеческие правила, касающиеся присоединения к Церкви различных еретиков;
4. В постановлении о присоединении новообрядческих клириков сказано: «Говоря о том, что Церковь при вышеуказанных определенных условиях может принять
с сохранением сана переходящего из новообрядческого раскола рукоположенного там клирика, Собор также подчеркивает, что это является правом Церкви, но никак не обязанностью. Церковь сама решает, как и в каком качестве должен быть принят всякий к ней приходящий и какое служение в дальнейшем он может в Церкви совершать». Данное постановление также нуждается в дополнительном разъяснении. Русская Древлеправославная Церковь принимает в сущем сане всех без исключения новообрядческих клириков, если они имеют законное с точки зрения соборных и святоотеческих правил крещение и хиротонию. Однако это не обязывает Церковь без всякого рассмотрения личностных качеств, добродетелей, знаний, способностей переходящего клирика вручать ему в управление древлеправославную паству. Таким образом, если переходящий клирик, например, уличен в поведении, порочащем христианскую нравственность и мораль, то священноначалие Русской Древлеправославной Церкви не даст таковому благословение совершать в Церкви пастырское служение. Если клирик не имеет достаточных знаний для служения в качестве древлеправославного священнослужителя, то может быть допущен к таковому служению только после успешного изучения всех его особенностей. Итак, в вопросе присоединения новообрядческих клириков священноначалие Русской Древлеправославной Церкви действует не бессистемно, не следует каким-то неясным субъективным оценкам по принципу «кого хочу принимаю, а кого не хочу – не принимаю», но всецело руководствуется церковными правилами и заботой о церковной пользе.
Освященный Собор сердечно приветствует и благодарит Высокопреосвященного Архиепископа Павла и Преосвященных Владык Грузинской Древлеправославной Церкви за их внимание к жизни Русской Древлеправославной Церкви и свидетельствует, что, несмотря на значительную удаленность друг от друга, все мы имеем единую веру и связаны едиными узами Христовой любви.
Вопрос 7-й
Перед Собором выступили сотрудники церковных отделов и комиссий, проинформировав участников Собора о текущей работе.
Так же Освященный Собор постановил:
1. Освободить протоиерея Трофима Кирилэ от обязанностей благочинного Румынского благочиния по состоянию здоровья. Выразить отцу Трофиму благодарность за многолетнее служение на этом церковном поприще;
2. Благочинным Румынского благочиния назначить протоиерея Феодора Казамона;
3. Протоиерея Доримента Антонова назначить помощником благочинного Румынского благочиния;
4. Ввести в состав комиссии по канонизации священноинока Стефана (Додунова);
5. Поручить преосвященному Епископ Савину проинформировать прихожан Самарского древлеправославного прихода о том, что интересующий их вопрос отношения Церкви к современным средствам контроля и методам идентификации личности вполне освящен в соответствующем постановлении Архиерейского Собора 2012 года, к материалам которого им и следует обращаться.
Град Москва
Лета 7527-го апрелия месяца 29-го дня /12 мая/
В неделю святых мироносиц жен