Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

​ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА, СОСТОЯВШЕГОСЯ 14 – 18 МАЯ 2008 ГОДА

14 - 18 мая 2008 года в богоспасаемом граде Москве в Покровском кафедральном соборе состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне, представившие многие общины Русской Древлеправославной Церкви, как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1.Об итогах Архиерейского Собора 2007 года;

2.О границах существующих и учреждении новых благочинных округов, регламентации прав и обязанностей благочинных;

3.О переносе канцелярии Древлеправославной Патриархии в Москву;

4.Дисциплинарные и кадровые вопросы;

5.Диалог с христианами, прервавшими общение с Русской Древлеправославной Церковью и межконфессиональный диалог;

6.О сохранении и возрождении обычаев христианского благочестия;

7.Отчеты отделов и комиссий, доклады с мест;

8.Разное.

Собор открыл своим приветственным словом святейший патриарх Александр. Призвав участников Собора к деятельной и плодотворной совместной работе, Владыка доложил Освященному Собору о прошедшем в декабре 2007 года Архиерейском Соборе и о его решениях. В частности Святейший Патриарх сообщил, что решением Архиерейского Собора на основании канонических правил из своих санов были извержены следующие священнослужители: Александр Боженов, Сергий Себейкин, Андрей Едигарев, Никола Шабунин.

Далее соборяне были ознакомлены с принятым Архиерейским Собором «Положением о порядке подготовки, формирования и проведения Освященного Собора Русской Древлепрвославной Церкви».

В рамках второго вопроса Патриарх Александр информировал участников Освященного Собора о том, что минувший Архиерейский Собор определил протоиерею Александру Семиклетову быть благочинным Иргизского благочинья (Волжская епархия – Саратовская, Волгоградская и Астраханская области); протоиерею Андрею Марченко – благочинным Западносибирского благочинья (Сибирская епархия); священноиноку Антонию Ященко – благочинным Верхнедонского благочинья (Московская епархия – Воронежская, Липецкая, Тамбовская и Белгородская области).

Участники Собора обсудив данный вопрос Повестки дня сочли целесообразным учредить на территории Уральской епархии следующие благочинья: Североуральское благочинье (Пермский край, Свердловская область) – благочинный прот. Никанор Кречетов; Среднеуральское благочинье (Башкирия, Челябинская и Курганская область) – прот. Сергий Громов; Южноуральское благочинье (Оренбургская область) – иер. Геннадий Горьков.

В связи с этим же вопросом было принято решение вывести из состава Уральской епархии приход города Уральска (Западный Казахстан) и включить его в состав Волжской епархии.

Собор также предоставил благочинным право при необходимости не только проводить предварительное расследование обстоятельств проступка или возникновения той или иной конфликтной ситуации, но и применять к провинившимся клирикам и членам приходских Советов своего благочиния меры дисциплинарного воздействия, вплоть до отрешения виновных от занимаемой должности или служения впредь до окончательного решения по возникшей проблеме епархиального епископа.

Обязав отцов благочинных представлять к каждому очередному Собору ежегодный письменный отчет о жизни вверенного им благочиния, Собор перешел к рассмотрению следующего вопроса повестки дня.

Протоиерей Андрей Марченко проинформировал Собор о переносе Канцелярия Древлеправославной Патриархии в Москву. В частности о. Андрей сообщил участникам Собора, что при московском кафедральном храме уже соответствующим образом оборудовано помещение и начата работа по упорядочиванию архивного фонда и создании описи архивных документов.

Далее в целях приведения в порядок личных дел священнослужителей Собор обязал каждого из них, кто этого еще не сделал, представить в Канцелярию автобиографию, свою фотографию, фотографию храма, краткую историю прихода. Собор обязал благочинных взять данный вопрос под свой контроль, а также в ближайшее время прислать в Канцелярию список всех зарегистрированных приходов входящих в состав благочинья, вэтом же документе указать и название населенных пунктов, в которых существуют незарегистрированные древлеправославные общины, сообщить хотя бы примерную численность христиан во всех общинах благочинья.

В рамках четвертого вопроса Повестки дня участники Собора обсудили ряд проблем дисциплинарного характера и кадровый вопрос. В частности было отмечено, что многие приходы до сих пор не имеют настоятелей и окормляются священнослужителями из других приходов. В этой связи Собор в очередной раз обращается ко всем нашим христианам и прежде всего духовенству и руководству приходов с просьбой подыскивать достойных кандидатов в священный сан из числа богобоязненных и одновременно деятельных прихожан, а общинам, не имеющим постоянных священнослужителей, стараться из своей собственной среды избирать кандидатов и направлять их для обучения в Высшем Духовном Училище.

По пятому вопросу Повестки дня выступил о. Димитрий Гарбузов. Отец Димитрий доложил Собору о его поездках к грузинским древлеправославным христианам в частности к тем, которые прервали ранее общение с Русской Древлеправославной Церковью. Священнослужитель ознакомил участников Собора с пожеланиями грузинских христиан относительно путей преодоления существующего раскола, а также с условиями и вопросами канонического порядка, которые с их точки зрения имеют принципиальное значение для положительного исхода переговоров. Так в частности был затронут вопрос об автокефалии Грузинской Древлеправославной Церкви. Обсудив этот вопрос, участники Собора в очередной раз засвидетельствовали свое положительное отношение к продолжающемуся между нашими христианами диалогу и выразили единодушное желание скорейшего преодоление всех имеющихся между нами разногласий. Относительно же автокефалии Грузинской Церкви Освященный Собор засвидетельствовал, что в случае, если все имеющиеся между нами разногласия будут преодолены, недоумения разрешены, а сомнения рассеяны, то Русская Древлеправославная Церковь будет готова обсуждать с грузинскими христианами вопрос автокефалии их общин.

В рамках этого же вопроса Собор выслушал доклад Преосвященного епископа Сибирского Сергия и сотрудников Миссионерского отдела о неофициальной встрече представителей отдела с представителями комиссии по старообрядчеству РПЦ МП, состоявшейся в июне 2007 года в г. Улан-Уде по инициативе новообрядцев, на которой обсуждались вопросы, относящиеся к проблеме трагического раскола произошедшего в Русской Церкви в XVII веке.

Собор счел удовлетворительными результаты данной встречи, а также признал желательным, чтобы и в дальнейшем наши представители участвовали в подобных собеседованиях, во время которых они могли бы разъяснять новообрядцам позицию нашей Церкви относительно церковного раскола, высказывать свое мнение по каноническим, церковно-археологическим, а также различным церковно и общественно значимым вопросам. В этой связи Собор сформировал постоянный состав представительства Древлеправославной Церкви для участия в подобных встречах. В состав представительства вошли: председатель Миссионерского отдела Преосвященный епископ Сибирский Сергий, сотрудник этого же отдела протоиерей Андрей Марченко, руководитель Издательского отдела протоиерей Владимир Косенков, иерей Георгий Новиков. Участники Собора подчеркнули, что представители Древлеправославной Церкви во время подобного рода встреч должны в точности соблюдать предписания канонического права, касающиеся общения с лицами, не принадлежащими Древлеправославной Церкви. Поскольку при неоспоримых положительных изменениях, произошедших в отношении новообрядцев к древлеправославным христианам, разногласия между нами в настоящее время все же сохраняются, взаимные претензии не сняты, то, как бы это тягостно не звучало для христианских сердец, между нами все же сохраняется и средостение раскола, следовательно, представители Древлеправославной Церкви участвуя во встречах, собеседованиях или каких-либо других совместных с представителями новообрядческой церкви мероприятиях не должны вступать при этом в молитвенное общение с лицами, не принадлежащими Древлеправославной Церкви, принимать от них благословение, а также приветствовать новообрядческое духовенство по чину, содержащемуся Древлеправославной Церковью. В то же время Собор счел необходимым обозначить вопросы первостепенной важности, которым особенно следует уделить внимание во время подобного рода встреч:

  1. Статус Большого Московского 1666-67гг.;
  2. Постановления Большого Московского собора против древлеправославных преданий и хранящих их христиан. Соотношение данных постановлений с определением VII-го Вселенского Собора о непременном сохранении церковного Предания: «Осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковныя предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какие-либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающих) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если ето будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне были бы отлучаемы»;
  3. Постановление Большого Московского собора о применении мер репрессивного характера к христианам, не подчинившимся решениям данного собора: «Аще же кто вас не послушает хотя в едином чесом повелеваемых от нас, или начнет прекословити, и вы на таковых возвещайте нам, и мы таковых накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления» (Деяния, лист 48). Соотношение данного постановления с 8-м правилом I-го Вселенского Собора о наватианах, которые по толкованию Зонары «погрешали не уклонением от веры, а братоненавидением»;
  4. Статус собора РПЦ 1971 года. Соотношение решения данного собора о снятии клятв с древлеправославных преданий со 104-м правилом Карфагенского Собора;
  5. Практика РПЦ допускающая совершать крещение посредством обливания и окропления.

По шестому вопросу повестки дня Собор заслушал доклад Богослужебной комиссии. На основании которого были приняты следующие решения:

  1. Возродить древний церковный обычай ношения всеми без исключения священнослужителями особых головных уборов - скуфей.

О древности и всеобдержности данного обычая свидетельствует Блаженный Симеон Солунский: «Диакони же и иeрее подобные иматиемъ свышше одеяютъ одежды , и на главе скиадиа (τά σχιαάδια – камилавка или в русской традиции скуфья) и прочая обычная одеяния вся крестъ изобразующая , яко самоe скиадионъ . понеже укрествованнаго ради насъ суть служителе , яко и на главе паче кресты носяще . се и яже о диаконехъ и пресвитерехъ вамъ рехомъ»[1]. О происхождении же данного обычая блаженный Симеон указывает: «Сия убо одежды общия всемъ , и яко глаголютъ , от царьскаго дара , в честь священьства : яко и синклитицы сими одеяются и скиадий , и сами цариe»[2].

Также Богослужебная комиссия представила вниманию Собора и ряд свидетельств иностранных путешественников 16-17 веков подтверждающие древность данной практики:

  • Свидетельство австрийского дипломата барона Сигизмунда Герберштейна, относящееся к 1526 году: «Одеяние у них почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки»[3];
  • Свидетельство некоего англичанина служившего зимой 1557-58 годов при Царском дворе в России: «Священники у Русских — женатые, как и все; носят такое же платье, как и прочие, кроме того, что они носят колпаки темного цвета, круглые, достигающие до ушей»[4];
  • Свидетельство польского королевского ротмистра Александра Гваньини, относящееся к 1578 году «Они (священнослужители) не отличаются одеждой от светских, только носят черную круглую шапочку, прикрывающую темя»[5];
  • Свидетельство немецкого посла в Персии Георга Тектандера фон-дер-Ябель, относящееся к 1602 году: «Священников можно отличить от прочих мирян и узнать лишь по их головному убору»[6];
  • Свидетельство, относящееся к 1633-39 гг. немецкого ученого Адама Олеария, одного из участников голштинского посольства: «При етой инвеституре (хиротонии) ему (священнослужителю) надевают священнические ризы, которые не особенно отличаются от светского костюма; волосы вверху на голове у него состригаются и надевается шапочка, именуемая скуфьею»[7]. Другое свидетельство Адама Олеария: «Слушая чтение некоторых глав из Библии, русские одновременно стоят с обнаженными головами перед своими иконами (как ведь и вообще никто, ни даже сам великий князь, не смеет находиться в церкви с покрытою головою, кроме лишь священника, сохраняющего на голове свою “скуфью”, или шапочку, в которой он посвящался)»[8].
  1. Возродить древний церковный обычай служения Преосвященых Епископов в фелонях с возложением поверх фелоней омофора.

Также Собор свидетельствует свое положительное отношение и приветствует употребление священнослужителями священнических и иноческих облачений более древней формы, а также возрождение всех по каким-либо причинам утраченных благочестивых обычаев, если к этому не будет никаких объективных препятствий.

Далее в связи с докладом Богослужебной комиссии Собор счел необходимым указать священнослужителям Древлеправославной Церкви на то, что в определенный чинопоследованием момент погребения всякого усопшего следует поливать маслом, освященным соответствующей молитвой находящейся на ряду в чине погребения.

К этому указанию Собор счел целесообразным приложить и относящиеся к делу выписки из святоотеческих и богослужебных книг:

В оригинальных Деяниях Собора все цитаты из рукописных и старопечатных книг набраны церковно-славянским шрифтом со всеми надстрочными знаками и в полном соответствии с источниками.

  • «По целовании же . възливает на усопшаго масло священноначялникъ . помнишиж яко въ священном богопорождении , прежед божественаго крещениа . прьвопричастиа священнаго знамениа даруется съвръшаемому , по всем прьвыя одежд исъвлечении , помазаниа масло . последиже ныне всех , на усопшаго масло възливается . и тогда убо масла помазание , на священныя подвигы призывает съвръшаемаго . ныне же , прелеваемо масло изьявляет , по техжед священных подвигох страдавшаго и съвръшеннаго усопшаго . Яко при крещаемых прьво есть свято масло , при усопших же последнее» (св. Дионисия Ареопагита творения / Книга о церковничьском священноначалии, рукописная, 1524г., лл. 369 об, 370);
  • «Востаниe же вествуемъ знаменающе останокъ крестомъ , или eлей тому налияюще крестовидно из светильника , или сосудомъ некиимъ землю налагающе , зане аще и смертни быхомъ , но обаче востанемъ чрезъ воплотившагося же насъ ради и умершаго плотию и воставшаго , и востаниe намъ подавшаго , и яко сей погребаeмый востанетъ , яко и спасъ нашъ воста , темъ и по eже положити во гробъ, eлей на немъ крестовидно излияется , яко предаша апостоли , и дионисий сиe пишетъ , паче же и внегда погребатися помазовати мертваго требствуeтъ. Яко бо в крещении вода и eлей eсть во образ оныхъ верно жившимъ , и благочестиво . сия приносити подобаетъ , ради сего убо водою и губою отираютъ , креста образомъ останки : начележе , очесехъ , устеже и перси . eще же и коленехъ и рукахъ . и eлеeмъ мажутъ , eлей бо подвиговъ eсть знаменателенъ , и яко успнувый , добре и благочестиво подвизався , скончася , и бжественныя милости удостоися , и светлаго веселия бжественнаго света» (блаж. Симеон Солуньский. Скрижаль. Яссы. 1683г., гл. 369, л. 312 об.);
  • «Ащели же случится болящаго ради святити масло, то святити новое масло не освященное, и освятивъ аще умрет боляи, то оставшим маслом полити умершаго. Аще ли оздравеет боляи, то ссвященное масло сожещи в паликадиле, или в кадиле. Буди же ведомо, яко и всякаго усопшаго, иноки же и миряны в погребении поливати кртообразно, святым сим маслом, по писанию стаго дионисия ареопагита… на погребении точию eдиным масломъ поливати усопших, oбычай церковныи приятъ» (Большой потребник /Чин священия маслу, лл. 235 об, 236);
  • «О eлеи. Елея же возливание на усопшаго по святому Дионисию указуетъ; Яко да преставльшиися от жития в техъ подвизехъ ихъ же на крещении приятъ подвизавъся изыде. И отходящимъ с помазаниемъ от сего света удобнейшеe прехождение уготовляется. И во святемъ писании много о семъ обретается» (Книга о вере, глава 13, листъ 112 и оборот).

В рамках шестого вопроса Повестки дня Собор заслушал ряд докладов подготовленных участниками Собора.

Георгий Литвинов (Азово-Черноморская епархия, г. Приморско-Ахтарский) представил для рассмотрения Собора доклад, посвященный состоянию общественного богослужения в древлеправославных храмах. Собор с одобрением отнесся к высказанным в докладе замечаниям относительно невысокого уровня пения и богослужебного чтения во многих храмах. В этой связи Собор призвал всех священнослужителей и уставщиков с большим усердием относится к организации и проведению храмовых богослужений, организовывать спевки для клирошан, разъяснять христианам огромное значение и важность благолепия, чинности, духовной и одновременно эстетической красоты церковной службы.

Алексей Калинин (Сибирская епархия, г. Иркутск) представил на рассмотрения Собора вопрос о почитании древлеправославными христианами и включении в святцы Древлеправославной Церкви святых пометных православных Церквей, подвизавшихся и в благочестии усопших в период предшествовавший расколу XVII века. Собор положительно отнеся к данному предложению и поручил Богослужебной комиссии исследовать причины и обстоятельства канонизации святых поместных православных Церквей с которыми Русская Церковь до раскола XVII века прибывала в полном каноническом и духовном единстве.

В заключительный день Собора его участники заслушали отчеты отделов и комиссий, обменялись мнениями по некоторым насущным проблемам, относящимся к различным сторонам церковной жизни. По ряду вопросов были приняты необходимые решения. Также для обсуждения на следующем Соборе были поставлены различные проблемы богословского, канонического и богослужебного содержания.

18 мая торжественным богослужением с участием всего духовенства Освященный Собор Древлеправославной Церкви благополучно закончил свою работу.


[1] блаж. Симеон Солуньский. Скрижаль. Яссы. 1683г., гл. 186, л. 175.

[2] Там же, л. 174 об.

[3] Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988г.

[4] Известия англичан о России ХVI в. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. № 4. М. 1884г.

[5] Александр Гваньини. Описание Московии. М. Греко-Латинский кабинет. 1997г., гл. 2.

[6] Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602-1603 гг. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1896г.

[7] Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003г., кн. III, гл. 28.

[8] Там же, кн. III, гл. 26

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.