ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА, СОСТОЯВШЕГОСЯ 3-6 НОЯБРЯ 2003 ГОДА
3-6 ноября 2003 года в г. Новозыбкове Брянской области в Спасо-Преображенском храме состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
ПОВЕСТКА ДНЯ
1. Поздравительное слово Владыки по случаю юбилея.
2. Выступления духовенства по случаю юбилея.
3. Доклад о церковной соборности.
4. Вопрос о канонизации святых Древлеправославной Церкви.
5. Древлеправославная миссия в мире.
6. Упорядочивание и утверждение церковных наград.
7. Утверждение твердых границ епархий.
8. Разное.
Перед началом Освященного Собора Святейшим Патриархом Александром в сослужении древлеправославного духовенства была торжественно совершена патриаршая служба посвященная явлению чудотворной иконы Божьей Матери во граде Казани и 80-летию восстановления трехчинной иерархии в Древлеправославной Церкви. За божественной Литургией Святейший Патриарх рукоположил студента Высшего Духовного Училища Вениамина Горбунова в сан дьякона, а дьякона Арсения Адоньева в сан иерея, также ряд священнослужителей был удостоен церковных наград: о.Сергий Овчинников возведен в сан протоиерея; священноиерей Михаил Макеев награжден палицей; священноиерей Игорь Солдатов награжден наперсным крестом.
После окончания праздничного богослужения и незначительного перерыва древлеправославное духовенство собравшись под сводами Спасо-Преображенского собора вдохновенным пением «Царю небесный» начало работу Освященного Собора.
Собор открыл Святейший Патриарх Александр. В своем приветственном слове к участникам Собора Владыка поздравил всех соборян с 80-летиеим восстановления трехчинной иерархии в Древлеправославной Церкви и пожелал всем священнослужителям помощи Божией и личного усердия в деле созидания Церкви Христовой.
По окончании приветственного слова Святейшего Патриарха ряд священнослужителей также обратился к Собору с сердечными поздравлениями и пожеланиями по случаю юбилея. В ознаменование столь радостного для каждого древлеправославного христианина события Собор определил, чтобы каждый год 4 ноября (н\с) в день воспоминания восстановления трехчинной иерархии в Древлеправославной Церкви на праздник явления чудотворной иконы Божией Матери во граде Казани по всем храмам совершался благодарственный молебен Господу, Пречистой Его Матери и святителю Христову Николе, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
Далее протоиереем Сергием Попковым Собору был зачитан доклад о церковной соборности. После прочтения доклада и всестороннего его обсуждения Собор определил, что впредь на Освященные Соборы будут призываться не только священнослужители, но и миряне, выбранные представителями от приходов по благословению духовных отцов с правом совещательного голоса, что ранее всегда имело место в Древлеправославной Церкви. Собор считает, что привлечение мирян к участию в Соборах даст возможность священноначалию составить более объективное представление о реальном положении дел в Церкви и о мнении церковного народа по тому или иному вопросу, что послужит вынесению максимально взвешенного и правильного решения. Признание права мирян на полноценное участие в церковной жизни однозначно будет свидетельствовать о том, что Церковь это не только иерархия, а иерархия и народ вместе, как сказал об этом св. Киприян Карфагенский: «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере». Ибо все вместе мы составляем единую семью – «род избран, царско священие, язык свят, людие обновления» (1Петр.58зач.) и поэтому все мы отвечаем за благоденствие Христовой Церкви, и все мы обязаны участвовать в устроении церковной жизни. Одновременно памятуя слова св.ап. Павла: «вся же благообразно и почину да бывают» (1Кор.157зач.) и «И овех убо положи Бог в церкви, первее – апостолы. Второе – пророки, третее учители» (1Кор.253зач.) Собор считает, что участие мирян и рядовых клириков в Деяниях Освященных Соборов должно носить характер совещательный, но никак не законодательный, что соответствует и каноническим нормам Церкви (правилам: IV Всел.С. 19пр.; VI Всел.С. 8пр.; VII Всел.С. 6пр.; Карф. 14, 27, 87,141,142; Лаод. 40 пр. и другим). Соответственно соборные решения должны приниматься епископами в присутствии, с советом и согласием церковного народа, да будет во всех нас «сердце и душа едина» (Деян.12зач.).
В связи с обсуждением доклада о.Сергия Попкова стал вопрос о дисциплине духовенства. Посему Собор определил преобразовать дисциплинарную комиссию учрежденную Собором 1924 года в Дисциплинарный отдел. Членами отдела избраны: протоиерей Петр Онуфриенко (председатель), протоиерей Диамид Калинин, протоиерей Никанор Кречетов, протоиерей Сава Тихов. В задачи отдела будет входить наблюдение за образом жизни духовенства с точки зрения христианской нравственности и правильностью совершения вверенного им служения.
По четвертому пункту повестки дня выступил Святейший Патриарх. Владыка пояснил Собору огромную важность вопроса канонизации. На протяжении многих лет наша Церковь подвергалась преследованиям со стороны светской власти и не имела возможности уделять достаточно внимания данному вопросу, однако теперь, когда наша Церковь не стесняема никакими внешними обстоятельствами необходимо исправить создавшееся положение и прославить общецерковно тех из древлеправославных христиан, кто жизнью и смертью своей явил пример святости и ревностного служения Христову Евангелию. Для реализации этих задач Собор определил создать комиссию по канонизации в обязанности которой будет входить подготовка материалов о тех или иных христианах Древлеправославной Церкви известных своей святой жизнью и представление этих материалов на рассмотрение Освященного Собора. В комиссию избраны: протоиерей Никола Субботин (председатель), священноинок Афанасий Новиченко, священноиерей Александр Чуколенко, священноиерей Андрей Марченко, архидиакон Епифаний Мигалев.
Далее Собор перешел к обсуждению пятого вопроса повестки дня. Святейший Патриарх и другие священнослужители проинформировали Собор об открытии ряда новых приходов и о переговорах с представителями других конфессий, как духовными лицами, так и мирянами, желающими присоединиться к Древлеправославной Церкви, также Собор заслушал отчет о деятельности Издательского отдела. Выступающие призвали духовенство к более активной просветительской деятельности, дабы каждый из священников помнил и следовал заповеди Спасителя изрекшего: «Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28гл.).
В связи с этим Собор определил учредить Миссионерский отдел, который будет заниматься просветительской и апологетической деятельностью, а также под непосредственным контролем Святейшего Патриарха вести диалог с представителями других исповеданий. Членами отдела избраны: протоиерей Сергий Попков (председатель), священноиерей Олег Морозов, священноиерей Александр Чуколенко, священноиерей Сергий Громов, священноиерей Андрей Марченко.
Также Собор поставил перед священнослужителями задачу открытия новых приходов. В связи с этим Собор обязал всех священнослужителей в месячный срок представить отчет о том, в каких населенных пунктах в их регионах проживают древлеправославные христиане и какова их численность.
В рамках пятого вопроса повестки дня Собор рассмотрел и единодушно утвердил новую редакцию Чинопоследования присоединения лиц обращающихся к Церкви от других исповеданий. Особо соборяне остановились на вопросе, относящемся к происхождению Белокриницкой иерархии. В новой редакции Чинопоследования христиан приемлющих Белокриницкую иерархию, как и ранее, решено принимать через довершение всех таинств как от крещеных мирянином. При этом Собор свидетельствует, что не имеет предубеждения по отношению к белокриницким христианам. Церковь наша тяготится их отделением от ее спасительной ограды, и участники Собора искренне сожалеют, что те материалы по вопросу происхождения Белокриницкой иерархии, которые на данный момент находятся в распоряжении Освященного Собора, недостаточны для того, чтобы признать Белокриницкую иерархию законной. Тем не менее, Собор не имеет желания возводить на белокриницких христиан какую-либо клевету и готов пересмотреть свое решение, в случае открытия каких-либо фактов недвусмысленно свидетельствующих о законности Белокриницкой иерархии. Однако пока такие факты не открыты, Церковь наша продолжает считать белокриницких христиан раздорниками, и принимает их в общение согласно с решением IВольского Собора 1890 года.
Далее Собор перешел к обсуждению других вопросов и определил создать отдел по связям с общественностью (председатель - протоиерей Василий Пчелинцев), а также преобразовать отдел по духовному воспитанию детей и подростков, образованный решением Собора 1996 года в отдел образования и катехизации. Членами отдела избраны: священноиерей Сергий Ткачев (председатель), протоиерей Никола Субботин, священноиерей Владимир Косенков, священноиерей Игорь Солдатов, протодиакон Борис Нагорнов, диакон Козьма Морозов. В ведении отдела будет находиться Высшее Духовное Училище и Детский христианский лагерь, также отдел будет заниматься разработкой программ и методических пособий для воскресных и церковноприходских школ, и устройством в городе Москве древлеправославной гимназии имени Николы Александровича Бугрова.
Также Собор определил создать строительно-реставрационный отдел, который будет консультировать наши приходы по вопросу организации и проведения приходского строительства, а также реставрационных работ. Членами отдела избраны: священноиерей Владимир Косенков (председатель), протоиерей Диамид Калинин, протоиерей Петр Онуфриенко, священноиерей Никола Просин.
По шестому вопросу повестки дня с докладом выступил священноиерей Александр Чуколенко. О.Александр проинформировал Собор о необходимости упорядочить и утвердить существующие в Древлеправославной Церкви награды для священнослужителей. После обсуждения доклада Собор на основании приведенных в докладе исторических примеров и 49 правила Хвалынского Собора 1925 года определил следующий порядок церковных наград для священнослужителей:
1. Награды для священноиерея – скуфья, наперсный крест, позолоченный крест, набедренник, протоиерейский сан.
2. Награды для протоиерея – позолоченный крест, набедренник, крест с украшениями, протоиерейская шапка, митра.
Принимая постановление об упорядочивании и утверждении церковных наград Собор в тоже время обратил внимание священнослужителей на то, что утверждаемые церковные награды должны служить лишь напоминанием и образом нетленных наград небесного Царства по слову св. Апостола Павла: «Братие, аз себе не у помышляю досттигнути, едино же… со усердием гоню к почести венец, вышняго звания Божия о Христе Исусе» (Фил.245зач.). Мы должны понимать, что само наличие в церковной жизни тех или иных поощрений и наград является лишь знаком одобрения той или иной деятельности награжденного священнослужителя. Церковные награды должны являться своеобразным призывом для всего клира нашей Церкви к усердному служению и не должны являться ни самоцелью, ни тем более средством возвышения над прочими священнослужителями. Говоря о церковных наградах необходимо одновременно осудить страсть карьеризма, которой вселукавый диавол стремится подменить чистосердечное и ревностное служение Церкви Христовой. Каждому христианину, а тем более священнослужителю необходимо помнить слова священного Писания: «Аще поставили тебя старшим… не возносись; будь между другими якоже один из них» (Сир.32); «Иже аще хощет в вас вящщий быти, да буде вам слуга» (Матф.81зач.); «Аще живем духом, духови и прилагаемся. Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Галл.213зач.).
По седьмому вопросу повестки дня с докладом выступил священноиерей Сергий Ткачев. В докладе отец Сергий освятил с канонической точки зрения вынуждено принятый нашей Церкви в годы гонений принцип изменяемости границ епархий, что противоречит 2 пр. II Вселенского Собора, 17 пр. IV Вселенского Собора и 25 пр. VI Вселенского Собора и др. По причине сложной окружающей обстановки в годы советской власти у нас в Церкви утвердилась практика поставления епископов не на определенные епархии, а туда, куда была возможность. Соответственно архиерейские кафедры стихийно учреждались при том или ином приходе и очень часто прекращали свое существование со смертью правящего архиерея. Такими недолговечными оказались кафедры Бугурусланская, Грозненская, Царицынская, Романово-Борисоглебская, Свердловская и ряд других. Заботясь о благолепном и канонически правильном церковном устройстве, Собор решил разделить всю церковную территорию на определенное количество епархий, причем не обязательно по числу ныне здравствующих архиереев, а также утвердить четкие границы этих епархий, дабы они оставались неизменными независимо от того вдовствует кафедра или нет.
Святейший Патриарх с Преосвященными епископами утвердили следующее территориальное деление:
1. Епархия Московская (правящий архиерей Святейший Патриарх Александр) – патриарший диэцез, ее непосредственные границы: Московская, Брянская, Тульская, Курская, Воронежская, Ленинградская области и все древлеправославные приходы, находящиеся за пределами России;
2. Епархия Белорусская и Украинская (правящий архиерей Преосвященный епископ Иосиф) – все древлеправославные приходы, находящиеся на территории государств Беларуси и Украины;
3. Епархия Азово-Черноморская (правящий архиерей Преосвященный епископ Герман) - все древлеправославные приходы, находящиеся на территории Грузии, Северного Кавказа и Краснодарского края;
4. Епархия Волжская (правящий архиерей Преосвященный епископ Варнава) – Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Саратовская области;
5. Епархия Уральская – Пермская, Свердловская, Оренбургская области, а также Башкирия и Западный Казахстан;
6. Епархия Сибирская – вся Сибирь, включая Восточный Казахстан, Забайкалье и Дальний Восток.
В этой же связи соборяне на основании решения Освященного Собора 1924 года утвердившего в нашей Церкви благочиния определил протоиерею Сергию Попкову быть благочинным древлеправославных приходов в Республике Бурятии и на Дальнем Востоке, протоиерею Трофиму Кирила благочинным приходов находящихся на территории Румынии.
Также участники Собора обменялись мнениями по различным вопросам церковной жизни.
На Собор был приглашен епископ Лев, запрещенный Архиерейским Собором 2000 года. Святейший Патриарх с Преосвященными епископами выслушав слово епископа Льва обращенное к Собору не нашли возможным снять с него запрещение ввиду отсутствия достойных плодов покаяния. Поэтому определение архиерейского Собора 2000 года решено было ими оставить без изменения. При этом весь Освященный Собор выражает епископу Льву свое искреннее пожелание прийти к нелицемерному покаянию, для уврачивания и спасения собственной души.
6 ноября в 20:00 Освященный Собор Древлеправославной Церкви благополучно закончил свою работу.