Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Неделя по Просвещении

Неделя по Просвещении
Сегодня Церковь предлагает нам Евангельское чтение, в котором апостол и евангелист Матфей рассказывает нам следующее:
«Услышав же Исус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Исус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.»
Евангелист повествует нам о выходе Господа нашего Исуса Христа на проповедь.
***
Прежде всего нужно обратить внимание на место начала проповеди: это Галилея. 
Пределы Завуллона и Неффалима – апостол останавливается более подробно и указывает, что это пределы двух колен Израиля и сразу же приводит на память пророка Исаию: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
Может возникнуть некая путаница: с одной стороны пределы колен Израиля, а с другой – «народ, сидящий во тьме» и «Галилея языческая». Почему же так именует евангелист эту область.
Территория Галилеи находится на севере по реке Иордан и это была территория Северного Царства или по-другому Израильского Царства, которое образовалось в результате разделения Израиля после царя Соломона: десять племён отказались подчиниться безрассудству сына Соломона и отделившись от него образовали своё царство. В дальнейшем это царство было уничтожено, народ Северного Царства был уведён в плен, а на его место были переселены другие народы.
Спустя время, таже участь настигла и Иудейское царство и оставшиеся два колена Иуды и Вениамина были также покорены и уведены в плен, а по возвращении из Вавилонского плена иудеи восстановили Иерусалим, Храм, были периоды, когда Иудейское царство даже было полностью независимым, но избавиться от влияния окружающих языческих народов было трудно и иногда даже и невозможно. По берегу Средиземного моря находились крупные для того времени языческие города финикийцев, такие как Тир и Сидон, с восточной стороны по плодородному полумесяцу располагались другие языческие города и государства и их влияние было постоянно, а ко времени выхода Господа нашего Исуса Христа в Галилее, как и по всей Иудее было сильно римское влияние.
Достаточно вспомнить Евангельский рассказ о двух исцелённых бесноватых и о том, что бесы просили послать их в стадо свиное, которое паслось недалеко.
Для иудеев это свидетельство показательно потому, что свинья по Закону Моисееву считается нечистым животным. А они – разводили и выращивали этих животных.
Мы видим, что нравственное и духовное состояние жителей Галилеи было ужасным об этом свидетельствует и пророк Исаия: «народ, сидящий во тьме».
К этому народу и обратил свой призыв Господь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!
С этим призывом Господь сегодня обращается к нам.
Прославленный Церковью в 2018 году в лике святых Святитель Симеон Солунский, пишет: «Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13), поэтому не отказывался есть и пить с мытарями и грешниками, за что порицали его иудеи. И блудных принимал Он милостиво, ибо и они касались ног Его, припадая в молитве, и на главу Его возливали миро, и слезами омывали и отирали волосами ноги Его. И не отверг жены хананейской – язычницы. И взятую в прелюбодеянии не осудил, а только сказал, чтобы она больше не грешила. Он ни разу не оттолкнул и корыстолюбцев, и хищников, воздавших за нанесённые ранее обиды. Принимал охотно и многократно. И принял любостяжателя и мытаря, оставившего ремесло своё. Христос принял убийцу и разбойника после одного только слова на кресте. Он и первого ученика Своего, троекратно отвергшегося от Него, простил после того, как тот оплакал свой грех и троекратно исповедал перед Ним любовь свою. Он принял Павла, прежнего хулителя и гонителя, обратившегося к Божественной ревности. Всем этим, равно как и притчами, сказанными Им: притчей о блудном сыне и иными, – Христос установил и на деле раскрыл тайну покаяния.»
Сегодня хотелось бы поговорить именно о самом покаянии, о той тайне, о которой говорит Господь и святитель, чтобы постараться нам приблизиться к пониманию этой тайны и через то исполнить призыв Христа: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»
Далее, говоря о покаянии, святитель Симеон пишет: «И доныне совершает Христос дело спасения, привлекая и неверных к вере, даруя им через крещение оставление грехов, хотя бы они и совершили их бесчисленное множество.
Также и верных, которые, согрешив, обращаются к Нему, Он вновь ведёт ко спасению: через покаяние, слёзы, сокрушение, милостыню и другие посильные добрые дела.»
Итак, мы узнаём, что тайна покаяния совершается в двух Церковных Таинствах: в Таинстве Крещения и Таинстве Покаяния.
Поскольку мы просвещены Светом Христовой веры и над нами совершено Таинство Крещения, нам необходимо узнать подробнее о таинстве Покаяния.
Итак, о Таинстве Покаяния можно сказать следующее: священнослужитель выслушивает кающегося. Но это то, что мы видим, то, что мы знаем.
А если мы зададимся вопросом как же здесь совершается Таинство Покаяния, то ответ будет такой: в Таинстве Покаяния невидимо присутствует Христос, который и принимает покаяние от кающегося и Божественной благодатью восставляет, поднимает падшего, споткнувшегося человека и примиряет его с Церковью. Как когда-то отрекшегося Петра, после раскаяния со слезами Христос примирил с Церковью.
Кажется, что всё просто.
А не задумывались ли вы как именно происходит прощение наших грехов?!
Что происходит с грехами, как человек получает прощение и как он примиряется с Церковью и со Христом.
Господь по своему милосердию прощает грехи и вменяет их как небывших никогда, и они просто исчезают. Господь их никогда не вспомнит – их уже нет – от нашего покаяния и действия Божественной благодати они рассыпались – ничего не осталось от них.
Каким же должно быть наше раскаяние для того, чтобы получить такое прощение?
Прежде всего мы должны раскаяться в содеянном искренне, сожалеть о содеянном и, самое главное, положить начало не возвращаться ко грехам.
Только если мы полагаем для себя доброе начало и не возвращаемся к содеянному, к прежним грехам, только в этом случае действием Божественной благодати мы будем очищены и восстановлены. В противном случае примирения с Церковью и со Христом не происходит.
Мы часто обращаемся к Богу со словами: прости я больше так не буду. И больше мы ждём прощения нежели стремимся выполнить своё обязательство – больше так не делать. 
В этом заключается ключевая ошибка приступающего к Таинству Покаяния, он наивно считает, что положенные гроши, свечка и епитрахиль батюшки на его голове всё это в своей совокупности сделают за него всё необходимое.
К сожалению – нет.
Сказанное не должно отталкивать или пугать вас, потому как без покаяния Царство Небесное ближе к вам не станет.
Только через таинство Покаяния возможно примирение с Церковью, с Богом, да и просто с самим собой – со своей совестью.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Это призыв, положивший начало Благой Вести, это начало, только с этого можно начать примирение с Богом и жизнь с Богом. 
Покайтесь, приходите к Таинству Покаяния, если Вас тяготит чувство стыда или стеснения, то просто помните, что другого пути нет: только путём покаяния Господь приводит всех нас к Себе. Покаяние нужно начать. Покаяние — это та дверь, в которую стучит Господь: стучит и призывает нас – покайтесь.
Священноиерей Виктор Кузнецов (2021 год)
127
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.