Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Новопрославленные святые (часть 2)

Новопрославленные святые (часть 2)
Преподобный отец Варфоломей Россанский (ок.981 — ок. +1050 г.)
Сей преподобный отец верный ученик и достойный последователь своего духовного наставника отца Нила Россанского, родился в провинции Калабрия, в граде Россано в конце 10 века от Р.Х. По своему происхождению, его родители, по всей видимости, были греки, либо грекоязычные представители италийских народов. В миру, будущий преподобный отец, носил имя Иоанн. Благочестивые родители его с детства решили посвятить своего отрока на служение при кафедральном храме града Россано в честь Нерукотворной иконы Пресвятой Богородицы, которая особо чтилась жителями Россано. Впоследствии отрок Иоанн поступил в один из монастырей города. Уже в отроческие годы он строго постился, зачастую отказываясь от пищи, которая полагалась по монастырскому Уставу, и не брал пищу, приготовленную его родителями, ссылаясь на то, что уже поел в монастыре. В это время в округе распространилась молва о благочестивом и праведном житии святого Нила. Варфоломей оставил Калабрию и пришел к преподобному отцу Нилу и стал одним из верных его учеников, часто беседуя с ним наедине о Священном Писании. Вскоре преподобный отец Нил основывает в провинции Кампания знаменитый впоследствии Православный монастырь по Уставу Василия Великого, который назывался — Гроттаферрара, где собралось около 60 монахов. После смерти преподобного отца Нила и 2 его преемников Варфоломей, несмотря на молодость, стал игуменом этого монастыря. Благодаря ревностному исполнению Варфоломеем своих обязанностей монастырь процветал, и число иноков с каждым годом увеличивалось. Он основал величественную церковь с мраморными колоннами и мозаиками, посвященную Богородице, своим попечением украсив ее дорогой церковную утварью.
Еще при жизни отец Варфоломей прославился многими чудесами и пользовался большим авторитетом. В то время, еще до оформления Церковного раскола (в 1054 г.) Папский престол занимал Бенедикт 9, светский молодой человек, предававшийся различным удовольствиям. Однажды, мучаясь угрызениями совести, он исповедался Варфоломею. И святой Варфоломей, не убоявшись папского гнева, запретил ему далее осуществлять его служение. И тогда папа Бенедикт 9 отрекся от престола и возвратился к мирской жизни. 
Отец Варфоломей отличался милосердием и утешал многих страждущих. Во время голода он открыл для бедняков житницы монастыря. Он изнурял себя постами, бодрствованием и тяжелым физическим трудом. Как и его учитель, святой Нил, он был превосходным каллиграфом. Автор древнего жития отца Варфоломея пишет, что в этом искусстве он был непревзойден, и его предпочитали всем другим каллиграфам. Многие из написанных им рукописей сохранились до наших дней, некоторые из них до сих пор находятся в библиотеке монастыря Гроттаферрара. В житии описано посмертное явление отца Варфоломея, который, представ сидящим на троне в чудесном дворце, завещал инокам монастыря строго придерживаться оставленных им правил.
Святой отец Варфоломей известен как Гимнограф, написавший около 30 канонов, 17 кондаков, стихиры в честь Христа, Богородицы и святых Его именем надписана служба преподобному отцу Нилу. Видимо, он является автором жития своего учителя. Житие Варфоломея было написано вскоре после его отшествия ко Господу. Почитание святого отца было издавна распространено среди православных жителей Италии, даже и во времена латинского господства. Местная греческая память святому отцу приходится под 11 ноября. 
Ныне же вопрос об общецерковном прославлении сего италийского святого отца выносится на суждение Освященного Собора.

Преподобный отец Иов Княгиницкий (Манявский) (середина 16 века -+1621 г.)
Время жизни сего преподобного отца пришлось на крайне тяжелую для Западнорусского Православия пору, когда сама исконная Вера стала попираться как сластолюбивыми мирскими правителями, так и некоторыми недостойными служителями Божьими, многие из которых стали присягать носителям разных ересей.
Против такого еретического беззакония восстали немногие крепкие в Православной Вере иноки и миряне, и одним из таких адамантов был преподобный отец Иов. О нем известно следующее, что родился он в середине 16 века в Прикарпатье в местечке Тысменице. Еще в молодости сей муж отошел на монастырскую гору – Святой Афон, став там иноком. Через некоторое время, видя беды родной земли, вернулся в Прикарпатье, где своей подвижнической жизнью укреплял в Православной Вере многих колеблющихся и лишенных своих пастырей людей. Своими соратниками в сием благом деле преподобный отец Иов имел и других великих западнорусских ревнителей Православия против латинской унии таких как: Иов Почаевский, Захария Копыстенский, Иоанн Вишенский. 
В 1603 году, преподобный отец Иов основал Прикарпатскую твердыню Православия — Угорницкий Михайловский монастырь. Затем, в 1606 году, основал Манявский скит, где и стал игуменом.
Преставился ко Господу преподобный отец Иов 1621 году и был погребён в основанном им Манявском скиту и практически сразу стал местно почитаться православными русинами под день своего преставления 29 декабря (11 января н.с.).
Впоследствии было составлено и «Житие» святого отца Иова Княгиницкого, которое было написано его учеником Игнатием.
Ныне же переведенное на современный русский язык «Житие» сего угодника Божьего, книжника и блюстителя Веры Православной, вносится к рассмотрению Освященного Собора, дыбы общим Соборным разумом прославить повсеместно преподобного западнорусского отца Иова Княгиницкого. 

Преподобный отец Корнилий, игумен Псково – Печерский (1501 -+1570 гг.).
Самый знаменитый из настоятелей Псково – Печерской обители, над которой он начальствовал 41 год. Примечательно, что преподобный Корнилий стал игуменом обители в возрасте 28 лет, что является крайне необычным случаем в истории Русской Церкви. Именно трудами игумена Корнилия Псково – Печерский монастырь обратился из маленькой, затерянной в лесах, обители в один из значительных и богатых монастырей Руси, западным миссионерским форпостом Православия и одним из самых заметных центров русской книжности и летописания. 
Начальные летописные сведенья в «Повести о Псково – Печерском» монастыре также написаны собственноручно игуменом Корнилием. Что касается предвзятого мнения, будто Псково – Печерский игумен Корнилий был собственноручно убит Русским Царем Иоанном 4 Васильевичем, то эти суждения вошли в Церковный и научный обиход лишь в 19 веке. Единственное свидетельство современника, которое исходило, от изменника Отечества князя Курбского, и которое прямо обвиняло Царя в смерти Псково – Печерского игумена отличается крайней тенденциозностью и не находит подтверждения в других источниках. Примечательно, что русские либеральные историки, с целью опорочивания Царской династии Рюриковичей, «свидетельство» князя Курбского рассматривали крайне не критично, и именно с их светской подачи закрепилось мнение, что игумен Корнилий принял мученическую смерть от Царя Иоанна Грозного. 
Преподобный игумен Корнилий со дня своей кончины пользовался почитанием как у себя в обители, так и по всей Псковской земле. Есть верные свидетельство, что его нетленные цельбоносные мощи более 100 лет открыто пребывали для поклонения в монастырских пещерах. Несмотря на такое почитание повсеместного прославления преподобного Корнилия, игумена Псково – Печерского до настоящего времени так и не произошло.
Издавна монастырская и местная память преподобному отцу Корнилию приходилась под 20 февраля (4 марта н.с.).
Сейчас же вопрос о повсеместном почитании сего преподобного отца Корнилия вносится к Соборному рассмотрению.

Преподобный отец Нил Россанский, Калабрийский (ок.910 — +1004 г.)
Сей преподобный отец был урожден в Италийской земле, в граде Россано, что находился тогда в грекоязычной провинции Калабрия. Еще, будучи в мирском пребывании уже тогда отличался благочестием и прилежанием к Православной Вере. По попущению Божьему его супруга и чада по неким обстоятельствам умерли либо погибли, и будущий преподобный отец решает всецело посвятить себя Богу. Для этого он оставляет свое мирское жительство и поступает в близлежащий монастырь, иноки которого соблюдали монашеский Устав Василия Великого. Пребыв некоторое время в том монастыре, и получив там некоторый иноческий опыт, он после оставляет ту обитель для особого отшельнического жития. Некоторое время пожив отшельником, он стал искать общего Уставного жития, для этого он отправляется по италийским греческим монастырям, пока, наконец, не обрел искомое в монастыре святого Димитрия, где был даже избран настоятелем. В 981 году, когда сарацины терроризировали Южную Италию, Нил и его братия основали другой монастырь на горе Кассино. После этого монастырская братия основала еще несколько монастырей в грекоязычной части Южной Италии. Пока, наконец, не был основан знаменитый италийский православный монастырь в местечке Гроттаферрара, земли под который были получены в дар от графа Григория Тускульского. Сей монастырь, на века вперед, стал являться твердыней Православной Веры в ставшей к тому времени иноверной Римской стране.
Преподобный отец известен своим крайним аскетизмом и суровым подвижничеством. Считал обязательным для монахов переписывать книги и сам по несколько часов в день этим занимался. Гимнограф. Составил, в частности, канон преподобному отцу Венедикту Нурсийскому.
Преподобный отец Нил преставился ко Господу  27 декабря 1004 года и стал сразу же почитаться по всей Южной Италии. Ныне имя и деяния сего угодника Божьего вносятся к рассмотрению Освященного Собора с целью его общецерковного прославления в лике преподобных отцов. 

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси
Будущий русский святитель Иов, родился в семье посадских людей града Старицы и носил в миру имя Иоанн. С юных лет он поступил в один из монастырей города, в котором впоследствии и принял Ангельский образ. За свою высокую духовную жизнь был в 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и снискал здесь расположение Царя Иоанна Грозного, которого часто сопровождал в поездках по монастырям. Вскоре, мудрый инок, становится архимандритом того же монастыря, а в декабре 1586 года Иов возводится в Митрополиты Московские и всея Руси. В 1589 году при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а затем и поставление Иова в Патриарха Московского и всея Руси. 
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. При святителе Иове были прославлены многие русские святые. Такие как: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (Патриарх Иов сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные отцы Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные отцы Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Немалые труды положил владыка Иов на духовное развитие русского народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание Богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных Православием землях Поволжья, Урала и Сибири. 
По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Свои личные средства и Царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Иоановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.
Конец жизни сего святителя был горестным, не поддержав и обличив самозванца униата Лжедмитрия 1, престарелый Патриарх был подвергнут поруганию от московской черни, а затем и низложен и отвезен в Старицкий Успенский монастырь. В 1607 г., при Царе Василии Шуйском Иов прибыл в Москву «разрешить клятвопреступление народа русского», изменившего своему законному царю Борису, дав это разрешение, он смиренно возвратился в свой монастырь. Скончался святитель Иов 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича, нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.
Ныне вопрос о общецерковном прославлении первого русского Патриарха страстотерпца Иова выносится для Соборного Суждения. Днем его молитвенной памяти видится нам день его блаженной кончины 19 июня (2 июля н.с.).

Святитель Фотий Великий, Патриарх Цареградский (ок. 820 – ок. 891 гг.)
Сей великий святитель родился в семье благочестивых родителей, что остались верны почитанию святых икон. Отец его много претерпел от иконоборцев за свой строго православный образ мыслей, лишился должности и имущества, и даже, по некоторым сведениям, скончался мученической смертью за защиту икон.
Сын же их измлада впитал благочестие и мудрость Православия и впоследствии получил блестящее образование и приобрел обширные и глубокие познания в Богословии, философии и в других науках. По политическим обстоятельствам правящий в то время в Византии Михаил 3 сместил святейшего Патриарха Игнатия, а на его место, принудили взойти Фотия, который был в то время мирянином. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение.
В результате продолжившийся острейшей политической борьбы, в который вмешался тогда еще единоверный Римский Престол, тогда и выявились существенные обстоятельства канонического и догматического характера, которые явно указывали поборникам Православной Веры о грядущих горестных разногласиях, впоследствии приведших к явным ересям со стороны Римских Пап. Святейший Патриарх Фотий, еще за век до раскола Церкви, прозорливо предупреждал о грядущей опасности, еще тогда вскрыв суть латинской антитринитарной ереси.
Святитель Фотий по праву считается мужем равноапостольным, так как его усердием состоялось Просвещение Болгарской страны. Так болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году — святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Вполне обоснованно считается, что и первое крещение Руси, так же состоялось непосредственно при содействии сего великого Патриарха.
Между тем обстоятельства в Царьграде изменились, и опять же по политическим расчетам, Патриарх Фотий был сведен с Престола и заключен в монастырь под стражу и Патриархом вновь стал Игнатий. После смерти патриарха Игнатия (+ 877), свт. Фотий вторично вступил на патриарший престол в октябре 877 года. Но опять же враги Православия, воспользовавшись политическими обстоятельствами, низвели святителя Фотия с кафедры в 886 году. По некоторым известиям Святейший Патриарх Фотий окончил свои дни в монастыре в 891 году.
Православные издавна почитали святителя Фотия как ревностного защитника православного Востока от латинских «мудрований» и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов Православной Веры. Как это не покажется недоуменным, но общецерковного прославления сего великого святителя ни в греческой, ни в русской Церкви не случилось. Ныне же вопрос о повсеместном чествовании сего равноапостольного Вселенского Патриарха владыки Фотия и установлении ему особого дня молитвенной памяти выносится на Освященный Собор.

Святой благоверный князь Владимир Серпуховский (Храбрый) (1353 -+1410 гг.)
Сей Боголюбивый и благоверный князь с отрочества был под благой опекой святого Митрополита Киевского и всея Руси владыки Алексия, вбирая в себя Божию премудрость духовного и мирского правления. 
Добрые плоды сего наставничества пронес благоверный князь Владимир через всю свою жизнь, во всех своих деяниях сверяясь с Писанием и Преданием Церковным.
Время когда жил благоверный князь Владимир Андреевич было кровавым и суровым, Русь томилась под иноверным игом, помимо того с западной стороны постоянно случались набеги литовских ратей, увы, зачастую, не было мира и между русскими землями, которые часто приводили к междоусобной войне князей Московских, Тверских и Рязанских друг против друга. 
Летописи и другие исторические источники рисуют нам образ сего русского правителя, как князя верного слову и делу, дорожащего честью христианской и княжеской, блюдущего свой нравственный облик пред Богом и людьми. 
Прославился благоверный князь и как умелый военачальник и искусный дипломат берегущий жизнь, как своих ратников, так и православных воинов русских князей супротивников. 
Особую общерусскую известность приобрел князь Владимир в битве на Куликовом поле, где его выдержка и храбрость привела к великой победе русского войска над ордынцами. 
На Церковной стезе отметился благоверный князь Владимир многими благодеяниями и любовью к инокам и храмостроительству. Так именно князь Владимир обустраивал нарождающуюся великую Троицкую обитель преподобного отца Сергия Радонежского. 
Основал он и знаменитый монастырь в своем удельном граде Серпухове, который носил название Зачатьевского – Высоцкого. 
Князь Владимир Андреевич вошёл в историю как один из выдающихся русских князей средневекового периода. За участие в многочисленных военных походах он был прозван -«Храбрым», а за ключевую роль в Куликовской битве удостоился отдельного титула — «Донской». Эпитеты Храбрый, как и Донской, имеются на его могиле в Архангельском соборе Московского Кремля. 
Почитание сего благоверного князя со дня его кончины, несомненно, соблюдалось как в граде Серпухове, так и в других его удельных владениях, в том числе и в Москве. День его памяти приходится на день его преставления ко Господу 14 мая (27 мая н.с.).
Ныне же вопрос об общецерковном прославлении сего благоверного князя выносится для Соборного суждения.

Святой благоверный князь Владислав Сербский (ок. 1200 — + между 1264 -1281 гг.)
Сей благоверный и благочестивый Сербский правитель был князем (королем) православной Балканской страны (с 1234 по 1242 год). И был он славной порослью великого святого древа первых Православных правителей славянской Сербии. Князь Владислав был внуком святого Симеона Мироточивого и сыном Стефана Первовенчанного, матерь же его была дочь Византийского Императора Алексея III Ангела благочестивая Евдокия. Дядей же его был великий святитель сербского народа святой Сава.
До восшествия на Сербский престол князь Владислав являлся соправителем своего старшего брата Радослава, а затем по желанию знати и сербского народа сам взошел на престол государства. Сначала их дядя, первый Архиепископ Сербский святой Сава не одобрил такую перемену, но затем принял сие за Волю Божию и короновал Владислава в короли Сербские. Сербские летописи и другие исторические источники характеризуют время правления князя Владислава лишь в положительных эпитетах. Князь Владислав отличался мудрым гражданским правлением и дипломатическими успехами, которые зачастую позволяли избежать напрасного кровопролития. Особо летописи отмечают деятельность благоверного князя Владислава в сербских Церковных делах, в строительстве храмов и в учреждении монастырей и снабжением их благолепной утварью. Князь Владислав участвовал в Церковном Соборе в Жиче, на котором святой Сава передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику — Архиепископу 1, и щедро снабдил своего дядю, великого святителя Саву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время его паломничества по святым местам.
В дальнейшем, видя перемену в настроении к себе от сербской знати, и в связи с разорением страны в результате монгольского нашествия, мирно уступил престол государства своему младшему брату Урошу 1. 
По преданию князь Владислав был погребен во внешнем притворе Вознесенского собора Милешевского монастыря. Проявление» мощей князя Владислава произошло в правление Сербского короля Уроша 5 (1356-1371), по летописям известна дата события — 30 июня. Краткое житие князя Владислава было написано во 2-й четверти 14 века Архиепископом Сербским  Даниилом 2 и вошло в агиографический сборник «Жития кралей и архиепископов сербских». Память преставления благоверного князя Владислава как ктитора монастыря впервые встречается в месяцеслове пергаменного сербского Апостола 1-й трети 14 века, и вскоре память князя Владислава помещается в ряде сербских списков Иерусалимского Устава. На Руси личность и деяния благоверного князя Владислава известна, прежде всего, по его участию в перенесении мощей святого Савы. Она стала известна в 1-й четверти 16 века благодаря житию святого Савы, принесено в Москву с Афона в 1517 году, и родословию сербских правителей послуживших источниками для Русского Хронографа (1518-1522), а через него и Никоновской летописи.
Местное книжное почитание благоверного князя Владислава в России как святого началось в последней четверти 16 века и связано с достаточно регулярными посольствами за «милостыней» в Москву иноков Милешевского монастыря.
Ныне вопрос об общецерковном почитании Благоверного князя (короля) Сербского Владислава выносится на суждение Освященного Собора. Датой памяти сего угодника Божьего видится нами день его преставления 24 сентября (7 октября н.с.), который зафиксирован сербскими агиографическими источниками.

Святой благоверный князь мученик и страстотерпец Андрей Боголюбский. (1010 -+1174 гг.)
 
Изображение 

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, еще в юности был назван князем Боголюбивым за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание и прилежание к Церковным службам. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великим смирением и с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей мере присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, создатель и учредитель русских градов и весей с благолепными храмами он участвует в строительстве следующих городов: Москвы (1147), Юрьева-Польского (1152), Дмитрова (1154), и украшает каменными храмами Ростов, Суздаль, Владимир. Когда его отец Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. 
Но Бог судил иначе и подвигнул князя Андрея отойти из Киевской земли в землю Владимирскую и взять с собой как благословение для Северно-Восточной Руси чудотворную икону Богоматери, которая впоследствии слала известна как – икона Владимирская. Чудеса от сей святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея «попом Микулицей» (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». 
На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины. В 1158–1160 гг. князем Андреем был построен великолепный Успенский собор во Владимире, в который и была помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе. 
Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них – Успенский собор во Владимире. Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к Патриарху с просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. Тогда сие намерение было не исполнено, но промыслительно, что через несколько веков именно в земле Владимирской учредилась кафедра Митрополитов, а после и Патриархов Всероссийских. 
При князе Андрее Боголюбском в жизни Русской Церкви произошли многие значимые события инициатором которых, и был сей благоверный правитель. Так в 1162 году Ростове были обретены мощи – великих святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось несколько позже, но начало их местному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году Андрей Боголюбский в знак побед православного воинства над иноверным ратями повелел установить Праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице под 1 августа. А учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. 
В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую смерть от руки изменников в своем любимом селе Боголюбово и практически сразу после своей кончины стал почитаться православным русским народом. До середины 17 века благоверный князь Андрей, по неким причинам, не получил общецерковного почитания, лишь в 1702 году уже во времена новообрядного реформаторства князь Андрей Боголюбский был прославлен повсеместно. 
Ныне же вопрос по прославлению сего святого князя страстотерпца и мученика вносится на рассмотрении Освященного Собора. Днем же его памяти нам видится день его мученической кончины под 30 июня (13 июля н.с.).

Святой мученик Василий Мангазейский Чудотворец
Святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину в 1602 году и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.
Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме.
Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем.
Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения. Купец, заподозрив его в краже, подверг его в воеводской избе пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому.
Первым гроб святого обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.
В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь.
Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. 
Мощи святого Василия почивают в Троицком Туруханском монастыре. 
Определение дня кончины, а соответственно, и дня памяти святого Василия. В житии сказано, что мученическая кончина святого Василия последовала на Святую Пасху в дни воеводства воеводы Пушкина. Пушкин был воеводой Мангазеи с конца июля 1601 г. по январь 1603 г. Следовательно, в 1601 году Пушкин заступил на воеводство уже после Пасхи, а покинул должность ранее Пасхи 1603 года. 
Таким образом, мученическая кончина святого Василия последовала на Пасху 1602 года, которая тогда прилучилась 4 апреля. Этот день и предлагается считать днем памяти святого.

Святой равноапостольный, благоверный князь Ростислав Моравский (? — +870 г.)
Благоверный князь Ростислав явился для своего народа правителем, который всячески способствовал распространению в своих землях Христианской Веры, пригласив для этого из Византии святых учителей Кирила и Мефодия, которые перевели Священное Писание на язык славянский. 
Святой князь Ростислав унаследовал Моравский престол в 846 году. К этому времени на землях Моравии уже действовали христианские проповедники, носители разных традиций и народов: греки, франки, кельты. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на родном языке. Святой Ростислав сначала обратился к Папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык, но в то время Римский Папа Никола 1, не нашел возможности послать в Моравию таких миссионеров. Тогда князь Ростислав в 862 году отправил посольство к Византийскому императору Михаилу 3. В своем письме князь писал: «Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), видя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит».
В ответ на эту просьбу Император Михаил 3 по совету Патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Кирила и Мефодия. Святые братья пришли в Моравию и начали успешную проповедь христианской веры на славянском языке, переводя на него книги Священного Писания и Богослужебные тексты и открыв первые в Моравии христианские школы. Святой князь всячески способствовал их великому делу. Вероятнее всего, святые Кирил и Мефодий пребывали в это время в столице Моравии, где было тогда возведено немало храмов.
Враги Православной Веры всячески стали препятствовать распространению Света Христианской Веры на понятном народу славянском языке, ведь уже тогда в латинском мире стали утверждаться разные еретические мудрования, приведшие через некоторое время к горестному Церковному расколу. На святых братьев просветителей Кирила и Мефодия начались наговоры и лживые обвинения, а против самого князя Ростислава враги Веры воздвигли его политических противников и иноплеменных правителей желавших подчинить Моравию своему влиянию. После напряженной борьбы и в результате предательства от племянника князя Ростислава Святополка, благоверный правитель Моравии был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу, а Моравия оказалась во власти латинян. Князь Ростислав скончался в немецком заточении в 870 году. Быстрая гибель Моравского государства и утверждение латинского влияния на родине князя Ростислава на долгое время отсрочили прославление сего благоверного равноапостольного правителя. Память князю Ростиславу еще долгое время сохранялась в Моравии среди православных христиан. Есть сведения, что его память была известна и в других землях, возможно, что и на Руси, куда отправились многие изгнанные латинянами из Моравии православные проповедники.
Ныне вопрос об общецерковном прославлении сего благоверного и равноапостольного князя Ростислава Моравского выносится на Освященный Собор. Память ему, по чешским источникам, была известна под 15 октября(28 октября н.с.).
1.25K
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.