Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Христианская вера по изложению Вселенских Соборов

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА ПО ИЗЛОЖЕНИЮ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

СИМВОЛ ВЕРЫ

Первого Вселенского Собора, Никейского

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; - и во единого Господа Исуса Христа, Сына Божьего, единородного, рожденного от Отца, т. Е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, Отцу единосущного чрез которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради на с человеков и ради нашего спасения низшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, возшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых; - и в Духа Святого.

Говорящих же, что было время, когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения, и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет битье от иного существа или сущности; или что Он создан, или изменяем, или приложим таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Второго Вселенского Собора, Константинопольского

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца - неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Исуса Христа, Сына Божьего, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, Отцу единосущного, чрез которого все произошло; - для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии вочеловечившегося; - распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, - и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, - и опять имеющего придти со славою - судить живых и мертвых, - Его же царству нет конца.

И в Духа Святого, Господа истинного и животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего через пророков. В единую святую и апостольскую Церковь; исповедуем одно крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресение мертвых, - и жизни будущего века. Аминь.

ДОГМАТ

Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского о двух естествах

в одном Лице Господа нашего Исуса Христа

Следуя святым Вселенским Соборам и святым и славным отцам, согласно определяя исповедуем, что Господь наш Исус Христос, истинный Бог наш, один от святой и единосущной и живоначальной Троицы, совершен в божестве, совершен также и в человечестве, поистине Бог и поистине человек, состоящий из разумной души и тела, единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству, по всему подобен нам кроме греха, прежде веков родился от Отца по божеству, а в последние дни для нас и для нашего спасения родился по человечеству от Святого Духа и Девы Марии, подлинно и поистине Богородицы, - что один и тот же Христос истинный единородный Сын, познаваемый в двух естествах неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно без уничтожения различия естеств ради соединения, а с сохранением особенности того и другого естества и сочетанием в одно лицо и одну ипостась, не расчленяемый или разделяемый на два лица, но один и тот же Сын единородный, Божье Слово,

Господь Исус Христос, как учили о нем издревле пророки, и научил нас сам Исус Христос, и как предал нам символ святых отцов.

ДОГМАТ

Шестого Вселенского Собора, Константинопольского о двух волях

и двух действиях в Господе нашем Исусе Христе

Проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нем два естественных хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется божественной и всемогущей воле.

Как плоть Его называется и есть плоть Бога Слова, та и естественная воля Его плоти называется и есть собственная воля Бога слова, как сам Он говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38), называл своею волею волю плоти, поелику и плоть стала Его собственной плотью. Как всесвятая и непорочная одушевленная Его плоть, будучи обожжена, не уничтожилась, но осталась в своем собственном месте и положении, так и Его человеческая воля, будучи обожжена, не уничтожилась, а сохранилась.

Утверждаем, что в одном и том же Господе нашем Исусе Христе, истинном Боге нашем, два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, то есть, божественное действие и человеческое действие.

Мы признаем две естественные воли и действия, согласно сосчитавшиеся между собою, для спасения рода человеческого.

ДОГМАТ

Седьмого Вселенского Собора, Никейского о иконопочитании

Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании и мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической Церкви, - ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, - со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно также, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находится в святых церквах Божьих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и возжигать пред ними свечи, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других святынь и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть, в предании кафолической Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. Таким образом, мы следуем Павлу и всему сонму божественных апостолов и святых отцов, содержа принятые нами предания.

Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно и дерзающие с хитростью и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хоть какое-либо из находящихся в кафолической Церкви законных преданий, и наконец дерзающие давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы.

02:27
631