Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА 2018 ГОДА

ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,
СОСТОЯВШЕГОСЯ 13-16 (26-29 н.ст.) АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
 
13-16 (26-29 н.ст.) апреля 2018 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.

ПОВЕСТКА ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА 2018 ГОДА
    1. Об итогах декабрьского Собора 2017 года;
    2. Вопрос о канонизации святых Древлеправославной Церкви;
    3. Межстарообрядческое сотрудничество;
    4. Вопрос об отношение Русской Древлеправославной Церкви к другим религиозным сообществам;
    5. Доклады церковных отделов и комиссий;
    6. Рассмотрение различных церковно-канонических и богослужебных вопросов.

1) Святейший Патриарх Александр открыл Освященный Собор своим приветственным словом. Владыка сообщил, что данный Собор приурочен к памяти св. священномученика Аввакума. В частности Святейший Владыка отметил, что в этом году исполняется 30 лет со дня общецерковного прославления св. священномученика, а через недолгое время исполнится и 400 лет со дня его рождения. Наилучшим же выражением нашей признательности и свидетельством почитания святого будет общецерковное прославление его соратников, страдальцев за веру и  ревностных защитников Древлеправославия. Также в этом году исполняется 1030 лет со дня Крещения святой Руси и наш долг поблагодарить за этот чудесный дар Всемилостивого Бога и прославить его угодников, посвятивших свою жизнь служению Его святой Церкви.
После вступительного слова Святейшего Патриарха, секретариат доложил участникам Освященного Собора о ходе работы и решениях зимнего Архиерейского Собора. 
Освященный Собор одобрил труды минувшего Архиерейского Собора, однако в соборное решение в отношении прихожанина общины г. Санкт-Петербург Сергия Криулина счел нужным внести корректировку. Несмотря на то, что Сергий Криулин, до своего возвращения во святую Церковь, на протяжении ряда лет служил клириком в одном из новообрядческих расколов, в лоне Русской Древлеправославной Церкви ему определяется высокое служение мирянина и лишь в этом качестве и лишь на этом поприще он может потрудиться на благо Истинной Веры и спасти свою бессмертную душу, искупив, таким образом, свой проступок – сознательное отпадение в общество, отвергающее и проклинающее Святое Древлеправославие. 

2) До трагического раскола XVII века, потрясшего всю Христову Церковь, страна Русская прославилась подвигами многочисленного сонма угодников Божиих, все они подобно небесным светильникам озаряли наш народ благочестием. И как не может укрыться город на горе стоящий, так не могли быть сокрыты святые праведники от глаз и любви народа. Многих из них Святая Церковь уже прославила на своих Соборах, но гораздо большее число еще надлежит прославить. Этому ранее препятствовали многовековые гонения на Церковь, долговременное отсутствие единоверных нам епископов и отсутствие самой возможности проводить всецерковные Соборы.
Лишь в самом конце ХХ века ситуация изменилась и Церковь, чрез глас своего Освященного Собора, смогла открыто воздать хвалу Богу о даровании нам «ангелов земных и небесных человеков», благословив общецерковное почитание целого ряда святых мужей, в разное время потрудившихся на благо Церкви Христовой. Так на Освященном Соборе 1988 года были торжественно прославлены: свщмч. Гермоген, Патриарх Московский, святит. Макарий, Митрополит Московский, прп. Андрей Рублев, прп. Максим Грек, свщмч. протопоп Аввакум и иже с ним пострадавшие иерей Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Освященные Соборы 2004 и 2007 годов прославили замученных безбожниками св.свщмч. Пансофия, Епископа Ростов-на-Дону и Курского и св. свщмч. Стефана, Архиепископа Московского. Также Освященный Собор 2007 года постановил, чтобы во Вторую неделю Великого поста ежегодно совершалась общая память всем древлеправославным христианам, иже от новолюбцев за древлее благочестие и от безбожных властей в новое время пострадавшим. Архиерейский же Собор 2010 года возродил общецерковный день памяти и древнюю службу всем святым чудотворцам российским, которую определил всегда совершать в Воскресение, ближайшее к 17(30) июля, но после недели святых отец первых шести Вселенских Соборов. Теперь, когда мы имеем возможность действовать вполне свободно и без всяких ограничений решать волнующие Церковь вопросы, уже не право имеем прославить сонм истинных друзей Божьих (Иоан.15:14), но обязанность, как учит нас Святое Писание: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс.67); «Доброе дело — благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих… Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально» (Тов.12:6,7).
По сему, следуя прежде бывшим Святым Соборам, нынешний Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви, в год 1030-летия Крещения Руси и в день памяти св. священномученика протопопа Аввакума, на основании представленных комиссией по канонизации  материалов, торжественно определил прославить и благословить общецерковное почитание следующих угодников Божьих, благочестивыми трудами и духовными подвигами своими укрепивших и распространивших истинную веру Христову:

    1. Святителя Феофилакта, Архиепископа Болгарскаго (+1107г.). День памяти 8(21) марта;
    2. Св. праведного Николу Солуньскаго (+1397г.). День памяти 14(27) ноября; 
    3. Святителя Симеона, Архиепископа Солуньскаго (+1429г.). День памяти 15(28) сентября;
    4. Святителя Марка Исповедника, Митрополита Ефесскаго (+1444г.). День памяти 28 июня (11 июля);
    5. Св. преподобного отца нашего Нила Столобенскаго Чудотворца (+1554г.). День памяти 7(20) декабря;
    6. Св. благоверного царя Феодора (+1598г.). День памяти 7 января;
    7. Св. преподобного отца нашего Захарию Копыстенскаго, игумена Киево-Печерскаго (+1627г.). День памяти 21 марта (3 апреля);
    8. Св. преподобномученика  Афанасия, игумена Брестскаго (+1648г.). День памяти 5(18) сентября;
    9. Св. преподобного отца нашего Иова, игумена Почаевскаго Чудотворца, нареченнаго в схиме Иоанном (+1651г.). День памяти 28 октября (10 ноября);
    10. Св. священномученика Даниила Костромскаго (+1653г.). День памяти 17(30) декабря;
    11. Св. священномученика Логгина Муромскаго (+1654г.). День памяти 1(14) сентября;
    12. Св. священномученика Павла, Епископа Коломенскаго (+1656 год). День памяти 3(16) апреля;
    13. Св. преподобнаго отца нашего Спиридона Исповедника (+1665г.). День памяти 2(15) ноября; 
    14. Св. мученика блаженнаго иже Христа ради уродиваго Киприяна, нарицаемаго Нагим (+1675г.). День памяти 7(20) июля;
    15. Св. преподобномученицу Феодору и иже с ней св. мучениц Евдокию и Марию за правоверие от новолюбец гладом уморенных (+1675г.). День памяти 2(15) ноября 
    16. Св. священномученика Никанора архимандрита и преподобных отец наших, иже с ним во обители Соловецкия избиенных от новолюбец (+1676г.). День памяти 22 января (4 февраля);
    17. Св. преподобного отца нашего Иова Льговскаго Чудотворца (+1681г.). День памяти 27 февраля (12 марта);
    18. Св. священномученика Никиту Суздальскаго (+1682г.). День памяти 11(24) июля; 
    19. Св. преподобного отца нашего Досифея Чирскаго (+1691г.). День памяти 19 февраля (4 марта);
    20. Св. преподобного отца нашего Софония Керженскаго Чудотворца. (+ок.1700г.) День памяти 3(16) декабря;
    21. Св. преподобного отца нашего Иону Керженскаго (+после 1780г.). День памяти 22 марта (4 апреля).
 
Также Собор определил составить новопрославленным угодникам Божиим  церковные службы и жития, писать их святые иконы. 
Торжественно пропев величание новопрославленным святым, Освященный Собор, в рамках этого же вопроса повестки дня, утвердил обновленный состав комиссии по канонизации: Преосвященный Дионисий, Епископ Уренский (председатель), архимандрит Епифаний, протоиерей Никола Субботин, протоиерей Андрей Марченко, диакон Виктор Кузнецов, диакон Михаил Степанов, иподиакон Алексий Калинин.

3) По третьему вопросу повестки дня выступил диакон Виктор Кузнецов, являющийся официальным представителем Святейшего Патриарха Александра в работе межстарообрядческой контактной группы. 
Диакон Виктор рассказал участникам Собора о созданном и официально зарегистрированном в январе этого года Благотворительном Фонде поддержки и содействия старообрядчеству (Древлеправославию) «Правда Русская». Учредителями Фонда выступили Русская Древлеправославная Церковь и ряд старообрядческих согласий. 
Целями деятельности Фонда, среди прочих, являются, например:
    • поддержка старообрядческих духовных учебных заведений, учебных и просветительских проектов и учебных программ;
    • решение неотложных задач по воссозданию, сохранению, реставрации, реконструкции и должному содержанию зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение, а также мест захоронений и религиозного почитания (паломничества);
    • поддержка переселения на территорию Российской Федерации старообрядцев, проживающих за пределами Российской Федерации, а также их адаптации к условиям проживания в новой российской обстановке.
Совместное учреждение Благотворительного Фонда четырьмя старообрядческими религиозными организациями России стало ещё одним важным шагом в развитии межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и социального служения.
Затем диакон Виктор рассказал о подготовке Всемирного старообрядческого форума, запланированного на осень текущего года, который будет посвящен вопросам самоидентификации старообрядчества, сохранению его духовного и культурного наследия, вопросам репатриации старообрядческих семей.
Также отец Виктор  сообщил Собору о решении Департамента культурного наследия Москвы провести в рамках мероприятий, посвященных празднованию 400-летия со дня рождения св. свщмч. Аввакума, реставрацию фасадной части московского кафедрального собора и возвращенной недавно Церкви колокольни храма св. влмч. Екатерины, располагавшегося до революции в доме купца Карасева. 
Собор с удовлетворением отметил все эти значительные для нашей Церкви события и поблагодарил диакона Виктора за понесенные труды.

4)  Освященному Собору был представлен доклад Миссионерского отдела о его богословских контактах с различными религиозными группами, интересующимися Древлеправославием. 
Также участники Собора были проинформированы о состоянии богословского диалога, который уже на протяжении многих лет продолжается между Древлеправославной Церковью и старостильными христианами Греции. В частности, на данный момент среди старостильных христиан распространяются исторические и богословские материалы, переведенные на греческий язык, призванные еще более подробно ознакомить старостильных христиан с Древлеправославием. 
Миссионерский отдел доложил и о сложностях, имеющихся в диалоге, так, например, признавая двоеперстное перстосложение для крестного знамения древним и однозначно православным преданием, старостильные иерархи, между тем, не решаются вернуться к его употреблению в своих общинах, остерегаясь непонимания и отторжения этого шага их прихожанами. Такая осторожность и понятна, и даже в определенной мере достойна похвалы, но, все-таки, забота о спокойствии в приходах не должна превалировать над обязанностью всякого иерарха следовать церковной правде и заботиться, прежде всего, о духовном, а не о душевном благе своей паствы. 
Участники Собора выразили надежду, что многолетние труды, положенные представителями нашей Церкви на распространение знания о Древлеправославной вере среди старостильных христиан Греции, не останутся без доброго плода, и Бог укрепит старостильных пастырей, отринув мужественно все опасения и страхи, вернуть свою паству к древним преданиям Святой Православной Церкви.
Затем перед Собором были зачитаны документы, характеризующие положение дел с так называемой «Древлеправославной Архиепископией», как себя именуют бывшие наши братья, разорвавшие общение с Церковью в 1999 году. Из представленных документов видно, что позиция их в отношении Русской Древлеправославной Церкви существенно изменилась, теперь они официально заявляют о том, что в нашей Церкви нет никаких нарушений и ересей, и, исходя из этого, разрешают и даже приветствуют переход их клириков и мирян в нашу Церковь. Об этом в письме руководителя «Древлеправославной Архиепископии» «епископа» Никодима (Елякина) от 15.03.2018 года их «диакону» Василию Елисютикову, сказано следующее: «Мы действительно соборно приняли Постановление (пока что в одностороннем порядке), позволяющее каждому члену Древлеправославной Архиепископии посещать храмы РДЦ… В своем письме ты так же ссылаешься на данный наш Собор, членом которого был и ты. Цитата из письма: «На основании этого решения я считаю возможным возобновить молитвенное общение с РДЦ». Вот и пожалуйста, реализуй эту возможность». 
В  связи с этим, Освященный Собор призывает членов «Древлеправославной Архиепископии» последовать пожеланию своих руководителей и для спасения своих душ присоединиться к  Русской Древлеправославной Церкви.
В отношении же самой «Древлеправославной Архиепископии» Собор постановил никак более не отличать всех, кто принадлежит к ней в настоящее время, от белокриницких старообрядцев, с которыми они объединились в недавнем прошлом. Следовательно, и чин присоединения переходящих из «Древлеправославной Архиепископии» должен быть идентичным чину присоединения, употребляемому в Церкви в отношении переходящих белокриницких старообрядцев.  
Далее Собор имел суждение о последствиях раскола XVII века и всём многообразии религиозных сообществ, порожденных этой церковной схизмой. 
В результате обсуждения данного вопроса было принято решение, сделать в соборных Деяниях следующее разъяснение позиции Древлеправославной Церкви в отношении новообрядческой схизмы:
    1. С позиции Древлеправославной Церкви, все существующие новообрядческие религиозные сообщества,  признающие правильными деяния разбойничьих реформаторских соборов 1656, 1666, 1667 годов и следующие их противным Православию решениям; или, хотя и осуждающие (отвергающие) в той или иной мере деяния выше упомянутых соборов, но, тем не менее, удерживающие в своей сакрально-богослужебной практике так называемый новый обряд или считающие его «равноспасительным»; как и любые иные религиозные сообщества, находящиеся с вышеназванными в каноническом, молитвенном или литургическом общении, согласно 1-му правилу св. Василия Великого, являются расколом. Следовательно, пребывание в этих религиозных сообществах для верующих не спасительно.
    2. Необходимо отметить, что как в постановлениях вышеуказанных реформаторских соборов с самого начала содержались догматические ереси, так и в период после раскола 17 века новообрядческие юрисдикции продолжили усвоение себе чуждых Православию учений и обновленческих обычаев. Это позволяет квалифицировать данные юрисдикции не только как расколы, но и как еретические сообщества. 
    3. Чада Русской Древлеправославной Церкви не должны иметь с членами указанных в пунктах 1 и 2 сообществ никакого молитвенного общения и никакого общения в таинствах.
    4. Самовольное возвращение новообрядческих общин или целых сообществ к соблюдению древлеправославных чинов и обычаев само по себе не отменяет необходимость их примирения с Древлеправославной Церковью посредством существующего чинопоследования с отречением о никонианских ересей. До этого момента, с точки зрения Русской Древлеправославной Церкви, такие старообрядные общины ничем не отличаются от прочих общин новообрядческого раскола, поэтому молитвенное общение с ними и общение в таинствах также недопустимо.
    5. Согласно 1-му правилу св. Василия Великого «древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры», то есть совершитель крещения должен непременно исповедовать Триединого Бога так, как учит Православная Церковь, а само крещение совершать согласно апостольскому преданию в три полных погружения крещаемого в воду, как об этом гласит 50-е правило св. Апостолов. Таким образом, если крещение было совершено кем-либо без соблюдения обоих этих условий, Церковь, даже с точки зрения церковной икономии (смотрительного снисхождения) не может признать такое крещение законным, совершившимся в действительности, или могущим быть восполненным только лишь «возложением рук епископских» (Св. Миропомазанием). Таким образом, всякий, приходящий к Древлеправославной Церкви из раскола любого новообрядческого толка, если был крещен в расколе не по православному обычаю (не в три полных погружения всего тела в воду), но каким-либо иным образом (например, неполным погружением или обливанием, или окроплением) должен быть присоединен к Церкви посредством совершения над ним полного православного чинопоследования Таинства Св. Крещения.
    6. Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется мирянин, над которым в расколе было совершено правильное, православное по своей форме крещение в три полных погружения в воду, то таковой должен быть принимаем в церковное общение посредством совершения над ним специального церковного чинопоследования, сопровождающегося отречением от раскола и Св. Миропомазанием, согласно 1-му правилу св. Василия Великого;
    7. Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется клирик, то он должен быть присоединен на тех же канонических основаниях, что и мирянин. Причем в том случае, если в расколе над ним было совершено правильное, православное по своей форме крещение в три полных погружения в воду, а также наверняка известно, что такое же правильное крещение было совершено и над рукоположившим его архиереем, то таковой клирик может быть принят в церковное общение не только без повторения таинства крещения, но и с сохранением полученного в расколе духовного сана, согласно 8-му правилу 1-го Вселенского Собора. Данное правило, хоть и было изначально составлено относительно раскольников-наватиан, тем не менее, по разуму 7-го Вселенского Собора «оно относится ко всякой ереси» (Деяние 1-е);
    8. Говоря о том, что Церковь при вышеуказанных определенных условиях может принять с сохранением сана переходящего из новообрядческого раскола рукоположенного там клирика, Собор также подчеркивает, что это является правом Церкви, но никак не обязанностью. Церковь сама решает, как и в каком качестве должен быть принят всякий к ней приходящий и какое служение в дальнейшем он может в Церкви совершать. Сам же приходящий должен с кротостью и смирением принять любую волю Церкви о себе. По слову св. Василия Великого, то, что раскольники «сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию» (св. Василия Великого 1-е правило);
    9. Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется мирянин или клирик, который, находясь в духовном единстве с раскольниками-новообрядцами, совершал при этом богослужение по старопечатным книгам и придерживался прочих древлеправославных преданий и обычаев, то таковой должен быть присоединяем к Церкви на тех же самых условиях и основаниях, на каких присоединяются к ней прочие раскольники-новообрядцы. Церковь не может делать между ними никакого различия, поскольку всякий кто «неприобщеному приоб­щается и сам не приобщен» (9-е правило Карфагенского Собора, Кормчая, лист 121 об.);
    10. Тот факт, что Древлеправославная Церковь, при наличии вышеназванных условий, принимает в общение лиц, переходящих из новообрядческого раскола, без повторения над ними таинств -- крещения, брака и священства -- никак не оправдывает сам раскол и не может свидетельствовать о спасительности для раскольников совершаемых у них в расколе таинств, ибо «что во истине светлее препровождало бы их к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим» (68-е правило Карфагенского Собора).
 
5) Перед Собором выступили руководители и сотрудники различных церковных отделов и комиссий, с информацией о деятельности за прошедший год представляемых ими церковных структур. Собор принял к сведению сделанные доклады и поблагодарил за проделанную работу.

6) Освященный Собор рассмотрел ряд предложенных к обсуждению богословских, канонических и богослужебных вопросов. По некоторым из них были вынесены специальные постановления.

О публичных высказываниях официальных представителей Церкви в духе сервилизма в годы Советской власти
Древлеправославная Церковь за минувшие века претерпела множество испытаний, горестей и страданий, но самым страшным, самым жестоким было время, когда Церковь находилась под гнетом коммунистов-безбожников. Советский период ознаменован такой скорбью, какой Церковь Христова не испытывала от времен нечестивых царей Алексея, Федора и Петра Романовых. Но даже при тех гонителях пролилось намного меньше христианской крови. При Советской же власти и по ее распоряжению за веру в Бога были расстреляны сотни наших священнослужителей, казнен почти весь епископат, преданы пыткам и смерти десятки тысяч наших христиан, а еще большее количество обездолено, сослано, обречено на ужасы советских лагерей и тюрем. 
Трудно было христианам в такое время сохранить саму веру, устоять в Истине, но еще труднее было духовенству вести за собой к спасению вверенную ему в управление Христову паству. Желая хоть как-то утишить ярость безбожников по отношению к Церкви, церковные пастыри нередко вынуждены были свидетельствовать свою лояльность по отношению к Советской власти. Крайне сложно было в тех условиях не преступить грань допустимого и, к сожалению, не всем и не всегда это удавалось. Иногда высказывания отдельных представителей Церкви, в том числе и некоторых предстоятелей, сделанные ими под давлением Советской власти, были явно неправильными. Так, например, на Всемирной конференции в Москве в июне 1977 года от лица церковного священноначалия прозвучали такие слова: «Поборники войн пускают в ход клевету и ложь о нарушении прав человека в нашей стране. Но их вымыслы нетрудно опровергнуть. К примеру, вот уже шестьдесят лет мы, старообрядцы, имеем возможность свободно собираться и молиться. И нас не может не возмущать та клевета, та ложь, которая распространяется особенно в последнее время некоторыми деятелями на Западе в отношении религии в нашей стране. Тот, кто занимается подобной клеветой, не ищет мира»1.
Подобные высказывания тяжелым бременем ложатся на совесть наших христиан. Ибо отрицание гонений на веру в СССР является отрицанием и самого факта страданий за Христа от безбожников бесчисленного сонма наших единоверцев – мучеников и исповедников, в том числе и одного из Предстоятелей нашей Церкви священномученика Стефана (Расторгуева).
Поэтому, прекрасно отдавая себе отчет, в каких сверхтяжелых условиях приходилось совершать свое служение нашим Предстоятелям и священнослужителям во время богоборческого периода, и ни в коем случае не дерзая выносить над ними какой-либо личностный суд, мы, тем не менее, должны признать, что такого рода заявления Архипастырей и пастырей, как и вообще представителей Церкви, не соответствуют святоотеческой норме исповедничества во времена гонений на веру, и впредь такое не должно повториться. «Иначе, по слову преп. Феодора Студита, -- все погибло, тщетно мученичество, напрасны ратоборные подвиги; но да не будет!» (П. 204. К Ирине игуменье).
По молитвам святых исповедников и мучеников да укрепит всех нас в Истине Всемилостивый Бог, а тем, кто будет призван для свидетельства «пред языки и царьми», даст мудрость и мужество поступать и говорить так, как того требует Христова вера и правда!

Поминовение оглашенных, не успевших принять святое Крещение по причине скоропостижной смерти
В священном Писании сказано: «Милости хочу, а не жертвы» (Матф.12:7), - и: «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Движимая этой волей Божьей, изреченной чрез святых Апостолов, Церковь Христова всегда миловала духовно страждущих желая приобрести для Царства Небесного, если уж не всех, то хотя бы многих. И прежде всего эта любовь выражается в установленной святой Церковью молитве об умерших, которая, по своей сути, является милостивой помощью тем, кто сам себе уже помочь ни чем не может. Всех своих чад Святая Церковь духовно окормляет как в сем мире, так и в мире загробном не оставляет их своей любовью. И любовь эта простирается порой беспредельно далеко, являя удивительные примеры. Так, например, в Потребнике (М. 1647г. Л. 243об.) о младенцах умерших без святого Крещения сказано: «Аще ли младенец умрет некрещен, а оглашен молитвою и именем наречен, и тех младенцев в церкви не отпевати, но точию в дому святым маслом полити, творя крест на персех. И погребсти его с своими родители у церкви и поминати его». Таким образом, сам факт наречение христианского имени, по разуму святых отцов,  устанавливает связь нареченного с Церковью Христовой, а потому и любовь Церкви к таковому понуждает ее не ограничивать заботу о нем лишь миром видимым. Следовательно, благим делом христианской любви является совершение молитв об упокоении тех умерших, кто через принятия церковного оглашения и наречение святого имени сотворен был христианином, вел жизнь добродетельную, богоугодную, однако скоропостижно, не по своей вине умер, не успев принять спасительное таинство св. Крещения. Да будет милостив к таковым Господь! 

О чине положения во гроб при младенческом погребении
Исходя из самого чинопоследования погребения младенцем, предшествующий ему чин положения во гроб должен быть во всем аналогичен чину, предшествующему чинопоследованию обычного мирского погребения, лишь в прошениях ектеньи и при пении «Вечная память» следует поминать умершего, как «младенца, имрек». При этом наличие прошений и молитв о прощении согрешений младенцу, содержащихся как в чине положения во гроб, так и в чинопоследовании самого погребения, не должно вызывать никаких смущений, поскольку Священное Писание учит нас,  «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов 14:4-5). 

Град Москва.
Лета 7526-го апреля месяца 16-го (29) дня.
Неделя 4-я по Св. Пасце. О расслабленном.
 
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
Митрополит Сибирский СЕРГИЙ
Митрополит Верхневолжский ВАСИЛИЙ
Епископ Нижневолжский САВИН
Епископ Уренский ДИОНИСИЙ

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.