Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА КЛИРУ И ВСЕМ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ О СВЯЩЕННОЙ ПАСХАЛИИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
КЛИРУ И ВСЕМ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ
О СВЯЩЕННОЙ ПАСХАЛИИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ

«Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор.32:7)

«Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (Прит.22:28)

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2)

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15)

Православный Архипастырь, будучи по долгу служения своего защитником веры и охранителем ее от всяких посягательств многоразличных еретиков, как искусный врач, должен не только врачевать болезни поражающие тело церковное, но и стараться делать все возможное, чтобы и вовсе не допустить в Церковь никакую тлетворную заразу ереси. Особенно это важно в настоящее время, когда Древлеправославная Церковь, как и в дни первые, не имеет у себя опоры в лице единоверной себе власти светской, но христиане вынуждены жить в мире враждебном, в мире инаковерующем или неверующем вовсе. В таких условиях не всякий христианин должным образом может оградить себя от влияния внешнего мира, но с тем большим вниманием церковные пастыри должны относиться к попечению о вверенной им Богом пастве и непрестанно бдеть о душах христианских, как долженствующие дать ответ об этом своем служении пред Великим Архиереем. Поэтому, благоусмотрительно заботясь не только о нынешнем состоянии Церкви, но думая и об ее будущем, сочли мы необходимым высказать соборное суждение и о таких духовных опасностях, которые, по-видимому, не угрожают церковной жизни в настоящее время, но не исключено, что вполне могут оказать негативное влияние на нее впоследствии.

Одна из таких опасностей, по нашему мнению, кроется в вопросе, связанном с так называемой календарной реформой, которая, начавшись с Римокатолической церкви в конце 16 века, претерпев различные метаморфозы, широко распространилась в мире, и к настоящему времени охватила большое количество и других религиозных конфессий.

История вопроса такова.

Главнейшим из празднуемых Церковью праздников является праздник Славного Воскресения Христова – Святая Пасха. В первое время обычай празднования Пасхи не имел общего устава, но христиане разных стран отмечали его по-разному и в разное время.

Отсутствие единообразия в таком важном для всех христиан вопросе, горячие споры о превосходстве того или иного местного обычая, касающегося времени празднования Пасхи, беспокоили как церковное священноначалия, так и светскую власть: «Размыслите сами по вашей святости, - писал св. Император Константин Великий епископам Церкви, - как нехорошо и несообразно то, что в известное время одни соблюдают посты, а другие совершают пиры, и потом, после дней Пасхи, одни проводят время в праздновании и покое, а другие держат установленные посты».

В 325 году император Константин Великий созвал в г. Никее церковный Собор известный теперь всем как Первый Вселенский. На этом Соборе святые отцы выработали единые для всех христиан правила вычисления Пасхи, так появилась православная Пасхалия и Церковный календарь, в основу которого был положен календарь, узаконенный в Римской империи императором Юлием Цезарем в 46 году до Р.Х.

Поскольку празднование Пасхи и приготовление к нему является воспоминанием о евангельских событиях, связанных с последними днями земной жизни Христа Спасителя, а его Воскресению из мертвых предшествовала пасха иудейская, то святые отцы постановили сохранять и в дальнейшем последовательность этих событий в праздновании Христовой Пасхи. Было определено праздновать Пасху Христову в первое воскресенье после пасхи иудейской, а поскольку та празднуется иудеями с 14-го дня весеннего месяца нисана, зависит от лунного календаря и является у них праздником подвижным, то подвижным стал и праздник Пасхи Христовой. Такой устав праздника стал общецерковным: «Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день... ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения» (Св. Константин Великий, письмо епископам, не присутствовавшим на Соборе).

Определение I Вселенского Собора о том, что Христова Пасха не должна предварять пасху иудейскую или совпадать с ней, было повторено и подтверждено 1-м правилом Антиохийского Собора: «Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самого себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству» Об этом же говорит 7-е правило св. Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина».

Таким образом, Церковный календарь и Пасхалия получили статус догматического установления Православной Церкви. В таком виде они просуществовали более тысячи лет.

Единство празднования Пасхи было нарушено в 1582 г. реформой папы Григория XIII. Комиссия папских астрономов признала действующую Пасхалию неточной с точки зрения светской науки, вследствие чего была проведена необходимая, по мнению комиссии, реформа Пасхалии и, неизбежно сопутствующая такой реформе, реформа Церковного календаря.

Официальной целью календарной реформы была объявлена мнимоцерковная причина - скорректировать Пасхалию, то есть дату празднования Пасхи. Как уже было сказано, I Вселенский Собор постановил праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Однако папские астрономы заметили, что к XVI веку весеннее равноденствие сместилось на 10 дней и наступало 11 марта, тогда как в IV веке - 21 марта. Чтобы вернуть его на прежнее место реформаторы сдвинули летоисчисление на 10 дней. Вот как об этом сказано непосредственно в булле (указе) папы Григория XIII «Inter Gravissimas»[1] от 24 февраля 1582 года, которая была положена в основание календарной реформы: «[необходимо] не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на 10 дней приблизительно, и 14 луне вернуть ее место, от которого оно в настоящее время на четыре или пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которым будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14 луна со своих мест никогда не сдвигались».

Но результат календарной реформы был совсем не таким как предполагали папские ученые. Желая добиться от Церковного календаря астрономической точности, католики в результате попрали постановление Никейского Собора о праздновании Пасхи. Летоисчисление по Григорианскому календарю привело к тому, что католики стали часто праздновать христианскую Пасху раньше иудейской или одновременно с ней, что, как уже было показано, категорически запрещают канонические правила. Следует заметить, что Православная Пасхалия, по внушению Святого Духа премудро составленная святыми отцами, в принципе не допускала опережения иудейской пасхи. Что показывает, насколько благословенным был разум отцов I Вселенского Собора, и насколько бездуховно и слепо было надменное мудрствование папских ученых – «непокорных, пустословов и обманщиков» (Тит.1:10), - как написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор.1:19-21).

Отпав в XI веке от Церкви Христовой, паписты, носимые поветрием модернизма и бесчисленного количества впитанных ими ересей, дерзко усваивали себе право, и что, вовсе достойно смеха, возможность остановить движение небесных тел, подчинить своей прихоти установленную Богом чреду природных явлений: «чтобы в будущем равноденствие и 14 луна со своих мест никогда не сдвигались». Они решили, что могут повелевать стихиями и подчинять своему желанию установленный Богом и лишь Ему одному послушный порядок вещей, забыв слова Писания, что «не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией» (Еккл.2:24); «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему» (Иер.31:35).

И Господь посрамил этих реформаторов - «мудрых мира» (1Кор.1:27). По крайней мере, в России по инициативе Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия для рассмотрения вопроса о реформе календаря в России. В работе Комиссии участвовали около двухсот авторитетных ученых российских университетов и духовных академий. Опрошены были многие математики, астрономы, историки и богословы, например, такие как Д.И. Менделеев и проф. В.В. Болотов. Как эти, так и большинство других ученых высказались за сохранение Юлианского календаря, действовавшего тогда в России и во всей Восточной Европе. Было признано, что Григорианский календарь не точнее и не лучше Юлианского, но, напротив, он является астрономически необоснованным, противозаконным с церковно-канонической точки зрения, и бесполезным с точки зрения исторической. Так в свое время России был дан отпор реформаторам - «посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» (Иер.8:9,10).

И действительно, как уже было сказано выше, не было мудрости у реформаторов, но зато велико было их коварство. Они готовили календарную реформу довольно-таки продолжительное время. Впервые за исправление календаря высказывался в XIV веке папа Климент VI. В 1437г. Календарный вопрос обсуждался католиками на Базельском Соборе. В 1475 г. папа Сикст IV попытался провести календарную реформу, но в силу различных обстоятельств реформа не состоялась. В XVI веке католики с новой силой заговорили о реформе календаря. Этот вопрос был предметом обсуждения на Латеранском (1512–1517) и Тридентском (1545–1563) соборах. В 1514г., для участия в работе календарной комиссии, Латеранский собор пригласил известного польского астронома Николая Коперника. Но Коперник отказался от участия в комиссии, считая реформу календаря неактуальной. Тем не менее, календарную реформу до Григория XIII пытались осуществить также папы Павел III и Пий IV, однако безрезультатно. Папа Григорий оказался в этом деле успешнее своих предшественников - насильственным образом, под угрозой отлучения от католической церкви, ему все же удалось провести календарную реформу. Составленный папскими астрономами новый календарь был назван в честь него «Григорианским». Работой над созданием Григорианского календаря руководил германский математик Христофор Клавий, член ордена иезуитов, известного своим враждебным отношением к Православному Востоку.

Вся эта календарная реформа носила на самом деле характер крупномасштабной духовной диверсии против Православия. По наущению иезуитов польский король Стефан Баторий предпринял попытку насильственного введения нового календаря в Западнорусской Православной Церкви. Иезуиты рассчитывали, что переход на новый календарь неминуемо будет способствовать заключению Унии между православными и римокатоликами. Но еще до этого, под угрозой церковного отлучения, новый календарь был навязан всем католическим странам. Несколько позже на новое летоисчисление перешли протестантские государства. Посредством календарной реформы католическая церковь попыталась в очередной раз подчинить себе весь христианский мир.

Православные архипастыри безошибочно определили подлинные цели реформаторов, и Григорианские календарь и пасхалия были категорически отвергнуты Православной Церковью. В 1583 году Константинопольский Патриарх Иеремия II, при участии Патриархов - Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, созвал Великий Церковный Собор, на котором Григорианский календарь был осужден, как новшество, противное канонам Православной Церкви и нарушающее постановление I Вселенского Собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи, а тот из христиан, кто каким-либо образом стал бы способствовать проникновению этого католического новшества в Церковь Христову, Собор подверг церковному отлучению – анафеме: «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества. Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем св. Отцов, Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. Соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Исус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь».

Так же и Собор Русской Церкви при Святейшем Патриархе Филарете в 1621 году в Собрании о ересях римокатоликов провозгласил: «О новом календаре. По седми же тысящех лет, в царство государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, как пришол Польской король Стефан Оботур ис под Пскова. и с папою Римским, да с цысарем и со инеми державцы западных предел, переменили календар, еже о пасце християнской. но уставили закон новой себе о том. и пасха их с пятию патриархи вселенскими, и со всеми християны не согласуется, иногда напреди, иногда последи. часто же и с жиды бывает. и о том все правила свидетельствуют. иже кто празднует пасху с жиды, той есть проклят»; «А римляне и инии мнози латынских ересей ученицы… пасху превратиша же, при державе царя Ивана, как ис подо Пскова Стефан король отшол. и тому лет немного боле, 40. по се настоящее лето, седмь тысящь 129-е. и многажды с жиды пасха их сходится. и о сем обличает их святых апостол правило. 7-е. Аще которыи епископ, или презвитер, или диякон, святыи день пасхи прежде времене со июдеи празднует, да извержется. И о том же правило Антиохия Сирския, 1. вся дерзающая разрушати повеленная заповеди, святаго и великаго собора, иже в Никии, собравшеся пред пришествием благочестия, благочестиваго царя Констянтина, о празднице святем спасенныя пасхи, неприобщеном быти, и отверженом святыя церкве. аще пребудет любоперлив востающе на добро наученая, и се речено да будет о простых человецех. и аще кто от предстатель церкве, епископ, или поп, или диякон, по заповеди дерзнет на развращение людей и мятеж церковным особствовати, и с жидами творити пасху, того святыи собор отселе уже чюжда осуди от церкве. Толкование. О сем речено есть, и в седмем правиле святых апостол. яко аще со июдеи сотворит пасху презвитер, да извержется. тожде убо и се правило повелевает. яко аще кто мирскии человек преступает взаконеное пасхи предание, со июдеи, или о себе един во ино время творит пасху, да есть непричастен, и от церкве изриновен да будет. ащеже есть причетник таковое творя, да извержется. и да будет лишен отнюд святительския чести и имене. и причетницы еликоже их приобщаются ему по извержении, и тии да будут извержении».

Календарная реформа в Западной церкви явилась одним из последствий разрыва римокатоликами исторической и духовной связи с Церковью Древней. Подвергнув сомнению веру и обычаи прежде бывших святых отец, Рим отпал от единства с ними, следовательно, от их веры, от их Церкви, от Бога. Дьявол вложил в умы горделивых еретиков мысль поставить себя выше Священного Предания Церкви, поставить себя судьей над Церковью, и, как обычно, он нашел этому и «благочестивое» по виду объяснение – реформа Пасхалии и календаря была призвана, якобы, исправить имеющиеся в них ошибки. Но поскольку Церковный календарь и Пасхалия были утверждены Церковью на первом вселенском Соборе, следствием такого кажущегося благочестивым намеренья, явился подрыв веры в Святость и непогрешимость Вселенских Соборов, защитивших и утвердивших помимо Церковного календаря и основополагающие догматы Православной веры. Календарная реформа самым лукавым и хитрым образом призвана внушить христианам мысль о несовершенстве Церковного Предания, о его не Божественном, но человеческом происхождении, а соответственно она открывает путь для свободного, беспрепятственного реформирования и всего вообще Предания, исходя из личных представлений того или иного реформатора о церковной пользе. Однако Бог промыслительно и заблаговременно, через святых своих епископов защитил Свою Церковь от подобного дерзкого посягательства на ее устройство и законоположения. VII Вселенский Собор наложил анафему на каждого, кто попытается извратить или уничижить, или упразднить какое бы то ни было православное церковное предание: «Осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковныя предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви… а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какие-либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий… определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне были бы отлучаемы».

В связи с постановлением VII Вселенского Собора стоит 87-е и 91-е правила святого Василия Великого, в которых святитель объясняет, что хранение церковного Предания и древнего благочестивого обычая, унаследованного от святых, имеет такое же значение как и хранение писаного догмата веры: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют единую и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведующий в установлениях церковных. Ибо аще предпримем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу, то непременно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самой вещи» (91 пр.). «Соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» (87 пр.).

Но противников Церковного календаря не останавливают ни вразумления святых отцов, ни анафема Вселенского Собора. Желая заронить сомнение и поколебать нашу строгость в отношении к Вопросу летоисчисления, еретики пугают христиан угрозой раскола, которую, по их мнению, создаст в сравнительно отдаленном будущем увеличение разницы между Григорианским календарем и календарем Церковным на один день. Сейчас разница составляет 13 дней, а в 2100 году она составит 14 дней, таким образом, Рождество Христово будет праздноваться по новому стилю не 7, а 8 января, а Богоявление — не 19, а 20. Следовательно, утверждают наши противники, перед священноначалием встанет нелегкая задача объяснить людям, что, если мы храним верность юлианскому календарю, то такое смещение дат неизбежно, и якобы именно это может спровоцировать церковный раскол. Обмирщенное, секулярное сознание наших противников видимо не дает им возможности понять, что Церковь, живя по Юлианскому календарю, праздновала и празднует Рождество Христово 25 декабря, а Богоявление 6 января и ничего этому помешать не может. Изменение же календаря гражданского к богослужебной жизни Церкви отношения не имеет, поэтому для православных христиан увеличение разницы в календарях поводом для разделения служить никак не может. И это прекрасно видно из того, что уже неоднократно Церковь без всякого смущения переживала подобную ситуацию, так как при самом своем появлении Григорианский календарь имел разницу с Юлианским равную 10 дням и за прошедшие столетия разница увеличилась еще на 3 дня. И коль скоро это увеличение разницы между календарем Церкви и календарем Григорианским не породило разногласий в прошлом, невероятно, чтобы отличие их еще на один день привело бы к церковным нестроениям в будущем.

Изложив мнение Церкви о Григорианском календаре, скажем несколько слов и о так называемом календаре Новоюлианском, который также для нас неприемлем.

Новоюлианский календарь был утвержден в семье новообрядческих церквей постановлением их Московского Совещания в 1948 году, согласно которому все их церкви должны совершать Пасху, также как она совершается и у нас - в Церкви Древлеправославной - по Александрийской Пасхалии и Юлианскому календарю, но для неподвижных праздников каждая из новообрядческих церквей может пользоваться существующим в этой церкви календарем, то есть и Григорианским в том числе. 13 из 17 новообрядческих поместных церквей, за исключением лишь Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской, используют в своей практике Новоюлианский календарь. Такая попытка обойти постановления Православной Церкви, утвердившие и осветившие Юлианский календарь - лукава и вредоносна. С одной стороны сторонников Новоюлианского календаря нельзя упрекнуть в праздновании Христовой Пасхи одновременно или ранее пасхи иудейской, но с другой стороны, празднование неподвижных праздников по новому стилю неизбежно может привести и в действительности приводит к разрушению церковного устава о постах. Так, в случае слишком поздней Пасхи полностью исчезает Петров пост, поскольку праздник святых верховных апостолов Петра и Павла, из-за перевода на новый стиль, празднуется на 13 дней ранее, чем по календарю Юлианскому. Петровский пост или иначе пост Апостольский был установлен Церковью в глубокой древности. О соблюдении христианами этого поста свидетельствуют такие святые отцы, как Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий, Феодорит Кирский и другие. Таким образом, сторонники Новоюлианского календаря, лишая христиан Апостольского поста, в той же мере являются разрушителями церковного благоустройства и ругателями Священного Предания, как и сторонники Григорианского календаря. Следовательно, на них также как и на абсолютных сторонников Григорианского календаря распространяется клятва VII Вселенского Собора наложенная на всех презирающих и уничижающих церковное предание.

Защитники Новоюлианского календаря пытаются оправдать его еще и тем, что дерзают перетолковывать абсолютно ясные церковные правила, относящиеся к Календарному вопросу. Так, апеллируя к постановлению Собора Восточных Патриархов 1583 года, они утверждают, что в нем не содержится формального запрета на реформирования Церковного календаря вообще, но лишь на замену его календарем григорианским. Поэтому, с их точки зрения, необоснованным является применение правила Собора 1583 года к сторонникам Новоюлианского календаря. Однако такое заявление наших противников неверно, ибо постановление Собора 1583 года осуждает и отлучает от Церкви всякого, «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать». Известно, что святая Церковь в лице Вселенских Соборов утвердила не какой-то абстрактный календарь и Пасхалию, которые каждый может реформировать исходя из своих представлений о церковной пользе, но непосредственно Александрийскую Пасхалию и Юлианский календарь. Поэтому правило Собора 1583 года осуждает не только тех, кто вводит в церковную жизнь Григорианский календарь и Пасхалию, но также и тех, кто каким-либо иным образом покушается на неизменяемость Церковного календаря и Пасхалии.

Все же прочие астрономические и математические доводы наших противников мы даже и не желаем подвергать исследованию. Мы не имеем желания вникать в пустые и не относящиеся к Церкви споры астрономов относительно точности и превосходства того или иного календаря. Хотя, как уже было сказано выше, и со стороны светской науки вполне доказана неоправданность григорианской реформы и неудачность нового календаря в сравнении со старым – Юлианским. Мы свидетельствуем, что храним и защищаем Юлианский календарь не по причине его астрономической точности, но лишь по причине того, что он является частью Священного Предания Церкви. Именно по Юлианскому календарю вот уже 17 столетий православны христиане возносят Богу свои молитвы. Таким образом, Юлианский календарь духовно объединяет воедино все поколения православных христиан, как живых, так и уже умерших. Через Юлианский календарь мы становимся сопричастниками молитвенному подвигу древнейших святых отцов, и подвижников более позднего времени, зримо ощущаем вневременное бытие Христовой Церкви.

Защита Церковного календаря - это защита внутренней жизни Церкви от посягательств внешнего, враждебного ей мира. Секуляризированный мир желает навязать христианам свое безбожное мировоззрение. Пытается внушить нам всем мысль о необходимости реформирования Церкви, ее учения, ее жизни, переориентирования ее целей и задач применительно к условиям и интересам этого мира. Но не таков должен быть христианин, не Церковь мы должны пытаться переделывать под себя, но себя и свою жизнь должны приспосабливать под требования Церкви, ибо не Церковь мы спасаем своим пребыванием в ней, но сами надеемся, через исполнение Божьих заповедей и церковных законоположений, обрести в Церкви вечное спасение. У Церкви, как общества Божественного, Небесного, нет и не может быть никаких общих целей и задач с неверующим или инаковерующим миром, поскольку стремление наше к Богу, к граду Небесному, а мир земной ищет реализации и удовлетворения своих плотских интересов и страстей здесь, в этой временной и скоротечной жизни. И в этом отношении Церковный календарь - это крепкая ограда от влияния рационального, бездуховного мира внешних, неверующих в Бога людей. Устраивая свою жизнь по Церковному календарю мы свидетельствуем всем внешним, что они действительно внешние для Церкви, что до своего обращения ко Христу, они не имеют никакой части с верными, ни в молитвах, ни в праздниках, ни в обетовании.

В Древлеправославной Церкви никто и никогда не предпринимал никаких попыток провести подобную реформу, и даже сама мысль об этом представляется нам в настоящее время невероятной. Тем не менее, Григорианский календарь, как календарь гражданский, введенный в нашей стране 26 января 1918 года декретом Совнаркома, плотно вошел в жизнь каждого нашего соотечественника, в том числе и верующего. Поэтому нельзя исключать вероятность того, что впоследствии кто-либо или по простодушию, или по невежеству, или намеренно попытается предложить Церкви Древлеправославной ввести этот календарь в богослужебную жизнь. Возможно, что из-за поверхностного знакомства с нашими церковными законоположениями и исходя из обыденности Григорианского календаря в делах гражданских, или по какой-либо иной причине, на введении нового календаря во внутрицерковную жизнь будет настаивать и светская власть. Именно поэтому мы посчитали необходимым заранее изложить позицию Церкви по Календарному вопросу и таким образом защитить от любых посягательств священное церковное Предание, частью которого, без сомнения, является Юлианский календарь.

Сказав об отношении Церкви к отмене или любому искажению календаря Юлианского во внутрицерковной жизни, мы считаем также необходимым пояснить и наше отношение к использовании Григорианского или какого-либо иного календаря во взаимоотношениях Церкви и светского общества. Как уже было сказано, мы бережно храним Юлианский календарь не за его точность или древность, но лишь как церковное предание, полученное нами от святых отцов, как ограждение Церкви от влияния всяких ересей, и лишь с такой позиции он для нас ценен. И лишь с такой позиции мы неприемлем любой другой календарь для богослужебной практики. Священное Писание учит нас, что «закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом» (Рим.3:19), поэтому мы не желаем, да и не имеем права распространять свои представления о календаре на жизнь внешнего мира. А поскольку вопрос светского календаря или летоисчисления не относится непосредственно к духовной жизни и сам по себе не представляет для нас никакого особенного значения, ибо сказано: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим.14:5,6), - то мы и не видим ничего предосудительного в том, что древлеправославные христиане в отношениях с внешним миром пользуются календарем, принятым в стране своего проживания. И более того, мы считаем недопустимым для христиан входить в пререкание с властью по данному вопросу, чем неоправданно вызывать у внешнего мира негативное отношение ко всей вообще Церкви. Это как раз один из тех случаев, относительно которых Сам Христос Спаситель сказал:«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). Таким образом, подчиняясь в делах светских принятому в той или иной стране нашего проживания календарю, мы «отдаем кесарево кесарю». А неуклонно соблюдая и защищая Юлианский календарь во внутрицерковной жизни, мы «отдаем Божие Богу».

Утверждаясь на всем вышесказанном, мы – епископы Древлеправославной Церкви, купно собравшись, исповедуем и проповедуем всем верным во Христе чадам церковным свое единомыслие с прежде бывшими Соборами и отцами, и вслед за ними повторяем анафему всякому, кто попытается ввести в жизнь Церкви иной календарь или Пасхалию, отличные от тех, что унаследовали мы от Никейских отцов.

Град Москва

25 (12) декабря 2009 года

На память преподобнаго и богоноснаго отца нашего

Спиридона Чудотворца, Епископа Тримифийскаго

АЛЕКСАНДР, Патриарх Московский и всея Руси

ПАВЕЛ, Архиепископ Тбилисский и всея Грузии

АЛЕКСАНДР (РАЗУВАНОВ), священник и представитель Преосвященного Иосифа, Епископа Белорусского и Украинского

ВАСИЛИЙ, Епископ Потийский

СЕРГИЙ, Епископ Сибирский

МИХАИЛ, Епископ Мцхетский

САВИН, Епископ Нижневолжский

ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ), священник и представитель Преосвященного Иакова, епископа Сионского и Западноевропейского

ВАСИЛИЙ, Епископ Верхневолжский



[1] Данный папский указ назван так по первым двум словам его текста, что можно перевести как «Среди важнейших задач…».

10:00
688
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.