Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Присоединение Архиепископа Николы (Позднева)

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ВЛАДЫКИ НИКОЛЫ (ПОЗДНЕВА)

О крещении Вл. Николы.
Крещен в Покровском храме с. Слободка настоятелем священником Иоанном Лебединским.
Комиссия ездила на место, изучала вопрос о способе крещения. С трех свидетелей, знавших Лебединского, была взята расписка, что Позднев крещен был трехпогружательно.

О родителях Вл. Николы.
Отец - Позднев Алексей Иванович, сын крестьянина с. Старые Гривки Саратовской Губернии. Родился в 1814 году. Окончил курсы Петровского Духовного училища. После чего назначен псаломщиком в храм с. Соломатино Камышинского уезда, затем переведен в с. Слободка Царевского уезда Астраханской губернии. Там в 1844 году женился на Агриппине Ивановне Фроловой, дочери диакона слоб. Николаевской. Венчание было в Никольском храме Николаевской слободы. 19 января 1853 года родился у них сын Петр (будущий арх. Никола). Через два года Агриппина Ивановна скончалась. Алексей Иванович скончался в 1898 году, прослужив псаломщиком в Покровском храме села Слободка 54 года. Оба родителя похоронены в том же селе. (ГМИР К-1-Оп-11-д-117-л-030).

О хиротониях и пострижении в монашество.
В диакона и священника Владыка Никола был рукоположен Антонием (в миру Вениамин Иванович Николаевский; 1818, село Добрицы, Костромская губерния — 15 апреля 1889, Пенза), епископом Пензенским и Саранским.
В монашество Владыка Никола был пострижен в 1921 году епископом Саратовским Досифеем (Протопоповым). Им же и Иовом (Рогожиным), единоверческим епископом Вольским, рукоположен в епископы на Балашевскую кафедру.


АКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ВЛАДЫКИ НИКОЛЫ (ПОЗДНЕВА):

 

Подробнее.

Архиепископ Никола (в миру Петр Алексеевич Позднев). Родился в 1853 году в с. Слободка Астраханской губернии, в семье псаломщика новообрядческой церкви. Окончил Саратовскую духовную семинарию и в 1879 г. — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания.

С 1886 г. магистр (доктор) богословия Казанской духовной академии. Ученая степень присвоена за диссертацию «Дервиши в мусульманском мире».
С 21 октября 1887 г. по 1894 г. — смотритель Пензенского духовного училища.
С 5 сентября 1894 по 1907 год — ректор Пензенской духовной семинарии.
С 1910 г. председатель Саратовского отдела епархиального училищного Совета Саратовского православного миссионерского общества и Совета Саратовского Ионникеевского Епархиального училища, цензор проповедей. Награжден Наперстным крестом из Кабинета Его Императорских Величеств.
В 1921 г. овдовел и принял монашеский постриг. 11 июля 1921 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии и назначен настоятелем Спасо-Преображенского мужского монастыря в г. Саратове.
В 1922 г. уклонился в обновленчество, надеясь, что обновленческое движение действительно сможет оживить новообрядцев, вернуть дух соборности. Назначен указом Синода №108 от 28 сентября 1922 г. на Саратовскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Однако после участия в обновленческом соборе 1923 года Владыка полностью разочаровался как в обновленчестве, так и в новообрядчестве вообще. По его словам, к этому его подтолкнули бесконечные "разделения и раздоры, которыми живут и занимаются сторонники Патриаршества и живоцерковцы в Господствующей Российской церкви". В том же году он начал вести переговоры с древлеправославным священноиноком Климентом Логвиновым (будущий родоначальник катакомбников климентьевцев) о присоединении к Древлеправославию.
4 ноября 1923 г. в Саратове, в храме св. Димитрия Солунского, древлеправославный священник Никола Тихомиров принял Владыку Николу вторым чином (через миропомазание) в сущем сане Архиепископа на основании 8 пр. Первого Вселенского Собора.

Свой приход в Древлеправославие Владыка Никола объяснил так:

"Я убедился в душе, что Истина и Правда Христова содержатся и хранятся в чистоте, святости, не поврежденности и не изменяемости только у одних старообрядцев, приемлющих священство от господствующей церкви Российской, что только они ненарушимо и твердо хранят и исполняют все древлеправославные канонические правила" (Слово к Собору 1924 г.).

19 декабря 1923 в г.Саратове собрание древлеправославных христиан признало прием законным и избрало Архиеп. Николу председателем Духовного совета и постановило именовать его Архиепископом Московским, Саратовским и всея России древлеправославных христиан.
В 1927 году арх. Никола в сослужении древлеправославного духовенства сварил новое миро.
В 1929 году он участвовал вместе с еп. Стефаном (Расторгуевым) в хиротонии свщмч. Пансофия (Ивлиева), еп. Ростов-на-Дону и Курского. В других архиерейских хиротониях Владыка Никола не участвовал.
Скончался Архиепископ Никола 1 сентября 1934 года. Похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

Из материалов Съезда Древлеправославных христиан приемлющих священство
от Великороссийской церкви (город Саратов 1923 год).

Слушали:
4) О присоединении кафедрального архиепископа в наше старообрядчество на основании канонов церкви и согласно его документов.
Постановили:
Собрание, просмотрев подробно все документы, имеющиеся на руках у архиепископа Николы, а также принимая за внимание, что он был принят нашими христианами в то время, когда он состоял кафедральным архиепископом г. Саратова, не имея в то время никакого запрещения от Высшей Церковной Власти, собрание признало прием совершенно правильным и согласным с каноническими правилами, за что и выражает Саратовскому Обществу и о. Клименту глубокую благодарность, а Святителя собрание постановляет именовать: Архиепископом Московским, Саратовским и всея России Древле-Православных Христиан.

Слушали:
5) Вопрос П. А. Панкратова: с какой кафедры, — обновленческой или старой, принят архиепископ в старообрядчество и оправдывается ли его принятие согласно 13, 14 и 15 правил двухкратнаго Собора.
Постановили:
Ввиду того, что архиепископ Никола был рукоположен в сан епископа до разделения Великороссийской церкви, а потому собрание считает рукоположение и прием его правильным, что же касается правил 13, 14 и 15 двухкратнаго собора, то таковые только возвышают его подвиг, как перешедшего от ереси в древле-православную нашу Христову церковь. После прений, собрание постановило пригласить Владыку.

6) Председатель собрания А. И. Панкратов поздравляет архиепископа Николу как первосвятителя Всероссийской Старообрядческой кафедры. От имени всего собрания и лично от себя выражает надежду, что Владыка будет строгим хранителем заветов Старообрядчества и будет им руководить в полной согласованности с каноническими правилами церкви. После чего Владыку приветствуют:

1) Св.-инок о. Пансофий (Хвалынск), 2) Рыбалов А. М. (Москва), 3) Львов М. Ф. и Никифоров И. И. (Саратов), 4) Абрамов А. П. (Дмитриев), 5) Белобородов Ф. В. (Льгов), 6) Священник о. Александр Соколов (Пензенского района), 7) Изотов (Новозыбков), Сычев (Злынка), 9) Будылин и Плужников (Сосновая маза), 10) Абрамов и Бысин (Окатная маза), 11) Шашин (Труевская маза), 12) Яковлев И. Я. (с. Чиндясы), 13) Сосунков и Соколов (Городец), 14) Юдин И. И. (Бугуруслан), 15) Субботин (с. Кряжим), 16) Рогатин (Ветка, — Гомельской губ.), 17) Томилин и Дроздов (Лужки) и 18) Красницкий (пос. Новозыбков).

Речь Архиепископа Николы:
«Я до глубины своей души, тронутый искренними приветственными вашими речами, с своей стороны также искренно приветствую всех здесь собравшихся старообрядцев лично и как представителей, и считаю своим долгом ознакомить присутствующих со своей биографией, из которой вам будет видно, что я всю жизнь старался только об одном, — это найти, где и в чем заключается истина, и в конце концов я нашел ее только в самом лице Господа нашего Исуса Христа и Его Евангельском учении, а также в писаниях и преданиях св. Апостолов, каковая истина хранится в невредимости и чистоте только в единой основанной самим Христом Апостольской церкви, а в настоящее время бережется эта Божественная Истина, только в Старообрядческой церкви, почему я под конец своей жизни и решил перейти к Вам, старообрядцам. В заключение желаю, чтобы старообрядчество хранило это сокровище, как и до сего времени хранит его, в полной чистоте и неповрежденности, и чтобы старообрядцы помогли и мне в этом, а я в свою очередь, буду стараться помогать им хранить эту Божественную Истину в чистоте и неповрежденности, о чем и призываю всех старообрядцев усердно молиться Господу нашему Исусу Христу. Аминь.»

Слушали:
7) О местожительстве архиепископа Николы.
Постановили:
Постоянное местожительство – гор. Москва, а временное – гор. Саратов.

Слушали:
8) О переходе архиепископа Николы в старообрядчество и о последующих распоряжениях Синода.
Постановили:
Архиепископ Никола в момент перехода его в старообрядчество 22-го Октября старого стиля (4 Ноября н. с.) находился в гор. Саратове как кафедральный архиепископ и в день перехода своего в старообрядчество служил последнюю Божественную Литургию в кафедральном соборе, во время которой им было совершено рукоположение во священника, а по сему видно, что архиепископ Никола не был запрещен.
Кроме того это подтверждается следующими документами:
1) Указом Синода № 26257 от 5/XI н. с. 1923 г. на имя Высокопреосвященного архиепископа Николы Саратовского о том, что он постановлением синода от 3/XI с. г. увольняется на покой, каковой указ был вручен архиепископу Николе 8/XI н. с. с тем, чтобы он сдал все дела и печати и с того числа считается уволенным на покой;
2) Указом синода за № 2947 от 7-го Декабря н. с. 1923 г. Саратовскому Епархиальному Управлению на его донесение синоду от 10/XI с. г. за № 755 о переходе архиепископа Николы к беглопоповцам. В этом указе говорится, что он был принят последними через миропомазание. За переход в старообрядчество архиепископ Никола постановлением синода от 27-го Ноября н. с. 1923 г. запрещен в священнослужении, т. е. после перехода к нам в старообрядчество через 23 дня.
Подлинные и заверенные надлежащим образом копии вышеупомянутых указов, а также и все остальные документы хранятся в гор. Москве при Храме Никольско-Рогожской Старообрядческой Общины (3-я Рогожская, 20), а копии всех этих документов имеются в гор. Саратове при храме св. Великомученика Димитрия (Приютская, 30).

Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.