Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Краткий очерк

Краткий очерк
Господи, благослови!
 
Краткий очерк 
о древлеправославной общине в честь святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи
в селе Моты, Шелеховского района.
 
Село Моты одно из древнейших русских селений на территории нынешней Иркутской области. Датой его основания считают первую треть семнадцатого века, когда первые вольные переселенцы с севера Руси стали проникать в Приангарье и дальше на Восток.
Вероятно, что некое русское укрепленное поселение на месте нынешнего села возникло исходя из обстоятельств  по надзору за старым монгольским путем, который пролегал вверх по реке Иркут и уходил за «мунгальский камень».
Первые упоминания о реке Иркут  в русских источниках относят к сороковым годам 17 века, впрочем, есть все основания полагать, что первые русские землепроходцы проникли в Прибайкалье раньше, но пока документальных свидетельств тому исторической науке не предъявлено, но таковые свидетельства вполне могут быть найдены в не разобранных документах Сибирского приказа. По некоторым оценкам, таких документов, пока не введенных в научный оборот, более 90 % от их общего количества. Это колоссальный объем не обработанной информации о Российской Сибири.
Открытие земель в низовье Иркута надежно связывают с казачьим атаманом Иваном Похабовым, это следует из его челобитных и расспросов, поданных в Сибирский приказ. Датировка этих челобитных начинается с 1644 года. В 1647 году атаман Иван Похабов «ходил войной в зиме на Иркут на братцких людей и на тынгусов»  (т.е. на бурят и сойотов) и «взял на реке Иркуте в аманаты иркуцкого князца Нарея» селение которого располагалось в среднем течении Иркута. Через пару десятилетий  сведенья о «старом монгольском пути» множатся в связи с тем, что обложенные ясаком местные народности откочевали в верховье Иркута и далее в Монгольские пределы. Так есть известие под 1658 годом, что енисейский сын боярский Яков Тургенев ходил по поручению енисейского воеводы Ртищева на «новую реку Иркут и на усть той реки Иркута». Естественно, такие походы были бы невозможны без ранее оборудованных зимовий и стоянок. Вероятно, одним из таких «зимовий-острожцев»  и было будущее село Моты, которое расположено в особо удобном месте на Иркуте, которое позволяло  контролировать как водный летний путь, так и зимний, по льду Иркута.
Как значимый населенный пункт село Моты появляется на первой сибирской карте Семена Ремезова, в самом начале 18 века.

(карта Ремезова 1701г.)

К тому времени, данная местность, входит в земли подведомственные Иркутскому Вознесенскому монастырю, который был основан старцем Герасимом с братией вскоре после раскола Православной Церкви. Благословенную грамоту строителям монастыря выдал митрополит Сибирский Корнилий в 1672 году. Можно с уверенностью говорить, что в те времена, священство в Сибири служило по старым Служебникам, несмотря на большие старания  по изменнению Богослужебных Чинов Сибирских Архииереев — митрополита  Корнилия и его предшественика владыки Симеона. Лишь позже, при следующем Сибирском Митрополите Павле, удалось насадить приходскому священству новообрядные Чины. Таким образом, можно сказать, что Иркутский  Вознесенский монастырь был основан старцами еще «древлего» благочестия. 
Но вскоре и в далекой от Москвы Восточной Сибири установились «новолюбские» церковные правила, особенно этому поспособствовали  священнослужители, которые зачастую были выходцами из разных городов и местечек Малороссии и Белоруссии.
Местность с селом Моты, как и другие обширные земли с селами и заимками по Иркуту и Ангаре были в собственности Вознесенского монастыря, с которых он получал кормление, эти земли были его экономической базой. Был в истории Иркутского Вознесенского монастыря период, когда туда как в монастырскую тюрьму были определены (1735- 36 гг.) древлеправославные чернецы с Ветки (территория нынешней Белоруссии). О их дальнейшей судьбе сведений не сохранилось, но как знать, может быть кто то из них был использован на монастырской работе в местности у села Моты.
Самым значительным по количественному составу был поток водворяемых в Забайкалье древлеправославных христиан, которых в последствии стали называть «семейскими». Выводились они также из местности Ветковских слобод  и расселялись по воле империатрицы Екатерины  Второй на окраинах государства. К  1765 году первые партии древлеправославных переселенцев достигли Прибайкалья. Хотя как бы считалось, что сие переселение происходило по «доброй воле» людей, на самом деле это было величайшим потрясением для наших духовных предков выведеных «административным порядком» из одного привычного природного окружения в суровые условия Восточной Сибири. Внешне, это выглядело вполне пристойно и законно, но по сути «государственная машина» мнения и желания переселенцев не учитывало. 
Вот  некоторые пункты из  правительственного манифеста и указа Сената «Всем живущим за границей Российским раскольникам»:
1. Что … в рассуждение добровольного их выхода не томо за побега в винах их, но и во всех до сего преступлениях… прощаются и отнюдь ничем истязаны не будут;
2. Как в бритье бород, так и в ношении указанного платья никакого принуждения им чинено не будет, но оное употреблять на месте…безпрятятственно
3. Дается каждому на волю… а против желания никто приневолен быть не имеет, и только должны они платить такой раскольнический оклад, какой и прочие здешние раскольники платят
4. С начала выхода их раскольников при населении каждому дается от всяких податей и работ льготы на шесть лет… по прибытии их в определенные места в поселении ни от кого никагого препятствия не было б, показывано б было им при том новом поселении все удобь вспоможение, — о том по всем губерниям и воеводам указами из Сената накрепко подтверждено и повелено»
(Архив Троицкого Селенгинского монастыря 1763  г.)

Казалось бы, история переселения «семейских» практически никак не относится к истории села Моты, но если учесть, что в Прибайкалье, команды переселенцев задерживались на многие месяцы в ожидании благоприятных условий для дальнейшего путешествия через Байкал, то можно с некоторой долей уверенности говорить, что на временное жительство они  распределялись по селам и деревням близ Иркутска. И еще немаловажный факт: материальным обеспеченьем переселенцев занимались именно сибирские монастыри, которые в рамках политики секуляризация были обязаны нести финансовое и хозяйственное бремя государства. Таков был указ  императрицы Екатерины Второй. А село Моты, до того, было в полном хозяйственном ведении Иркутского Вознесенского монастыря.
Неясен путь, какой проделывали команды переселенцев из «семейских» в Забайкалье, либо это была дорога через Байкал — зимой по льду, летом же на огромных плотах по водной Байкальской глади. Либо наших духовных предков провели по уже действующей «кандальной дороге», через тайгу и горы на южном берегу Байкала. Тогда, несомненно, Мотский острожек был на этом пути, одним из самых значимых пунктов, в котором путники, вольные или невольные обязательно делали привал.
Через несколько десятилетий, в конце 18 века, официально началось строительство Култукского (Кругобайкальского) тракта. Тракт прошел уже по старому, наезженному до этого многими десятилетиями пути, но как «государева» дорога Кругобайкальский тракт стал функционировать с 1801 года, когда по нему прошел первый обоз. От Иркутска дорога шла уже через старые селения: Смоленское, Введенское и Мотское и далее до села Култушного (Култук), Тункинскую долину и до Монгольских пределов.
К середине 19 века Кругобайкальский тракт приобрел вполне цивилизованный вид, по которому путники относительно безопасно могли путешествовать и перевозить почту и прочие грузы. Приметами такой цивилизованности стали почтовые станции. Здание Мотской почтовой станции было построено в 1862 году. 
Новая «государева» дорога стала притягивать к себе много  людей, разных чинов и званий, из многих мест Российской Империи, которые находили себе занятие в обслуживание потребностей  Кругобайкальского тракта. Теперь уже и не узнать, были ли среди жителей Мотского селения, даже и на временной основе, ревнители «старой веры», но то что, что таковые проезжали через Мотскую почтовую станцию сомнений быть не может. Так как множество административных и хозяйственных  дел связывало «семейских» Забайкалья с губернским центром — Иркутском.
В архивах сохранились некоторые сведения о количестве жителей села Моты на первую треть 18 века. Известно это из «Ведомости церкви Верхне-Иркутской слободы за 1835 год», «Ведомость» отмечает количество прихожан по селам при Введенской церкви — в  Мотском селении там значится 153 человека. Но и в самих Мотах было место для молитвы — это часовня «господствующего вероисповедания» в честь Святаго благоверного князя Александра Невскаго. Увы эта часовня, как и множество других «культовых сооружений» России не пережила годы лихолетий и безбожия.
Есть великолепное описание села Моты сделанное иркутским писателем и краеведом  М.В.Загоскиным в 1864 году:
 
(Гора Шаманка на Иркуте. Фото конца 19 в.)

«Из всех селений по Иркуту Моты стоят на самом лучшем месте. Иркут делает здесь довольно крутой изгиб, огибая выдающуюся с левой стороны невысокую скалу, голый бок которой издали представляется кусочками обработанной земли… Селение расположено полукругом в изгибе реки; из-за которого в какой- нибудь версте выглядывает угол скалы и лоскуток её обнажённого ребра. Южный конец деревни упирается в  лесистую гору. От дома станции этот край деревни кажется весёленькой усадьбой, расположенной среди сада. Решительно Моты- самая весёлая деревня, какую я только видел. Но жизнь здесь едва ли  весела. В Мотах меньше, чем где- нибудь по Иркуту, удобных для хлебопашества мест, и здешние жители частью звероловы, частью лесопромышленники, а больше то и другое. Лесной промысел, как уже упоминали, есть главное средство  существования   для здешних жителей.»
(М.В. Загоскин — очерк «От Иркутска до Ниловой пустыни»)
 
Бурный и кровавый двадцатый век привнес в жизнь Восточной Сибири много нового. Ритм жизни и скорости перемещения  значительно выросли, за Урал потянулись  люди из различных уголков Российской Империи. Вначале это были добровольные переселенцы — крестьяне, рабочие и мастеровые разных профессий и торговцы. Затем, с двадцатых годов прошлого века, после установления богоборческой власти, в Сибири оказалось множество людей прибывших сюда не по своей воле.
Так рядом с Мотами возникло новое селение – Шаманка. И с тех пор уже нельзя отдельно рассматривать историю одного селения в отрыве от другого. Село Шаманка ведет свое начало с 1927 года как лесозаготовительный участок, в котором работали, так называемые, «спецпереселенцы» с Украины, родом из городов Житомира, Каменец-Подольска, Харькова. После Великой Отечественной войны, в 1948 году, туда же были высланы сотни невольных переселенцев из Литвы. Был в те же послевоенные годы в  местности по Иркуту и лагерь японских военнопленных, которых использовали на заготовке леса. 
В 60-е годы в  села Шаманка и Моты прибыли на работу в лесопромышленном комплексе и переселенцы из других районов страны — Нечерноземья, Поволжья, Восточного Казахстана, Урала. Именно с тех пор  появились в этих краях молодые люди из традиционно «староверческих» мест России, отцы и деды которых являлись приверженцами древлеправославной Веры. Конечно, советское безбожное время не позволяло обычным «советским» людям открыто придерживаться «религиозных воззрений». Но все же некоторая часть  из этих людей, на «культурном» и житейском уровне, осознавали,  что они родом из «старообрядцев — староверов».
Еще больший приток новых людей произошел, когда началось строительство нового сибирского города  Шелехово  и градообразующего предприятия — Шелеховского  алюминиевого завода. Всесоюзная стройка потребовала привлечения множества молодых рабочих рук, и они начали прибывать со всех уголков огромной страны.
Села Моты, Шаманка и ряд других прилегавших к новому городу сел, с тех пор, прочно вошли в орбиту влияния города металлургов — административно-хозяйственную, социальную так и культурную. Относительно небольшое расстояние  до районного центра и поныне позволяет рассматривать села Моты и Шаманку, как дальними пригородами города Шелехова.
При смене общественно-политической формации государства произошел и слом идеологического безбожного аппарата и жители страны обрели долгожданную духовную свободу. При множестве негативных факторов сопровождавших этот непростой процесс, одной из немногих  положительных сторон, явилось то, что люди безпрепятственно могли организовываться на молитву. Открыто заявлять властям и светскому обществу, что они веруют в Бога.
Как при всякой природной буре сначала на поверхность всплывает различный хлам и мусор, так и в духовном плане, первыми, при сломе советского и атеистического мировоззрения, проявились чуждые русскому народу псевдокульты  и еретично — иноземные верованья. Лишь спустя некоторое время все управилось, и по Воле Божией, вышло на круги своя.
Так и Вера Древлеправославная стала возрождаться в Шелеховском районе лишь на рубеже нового тысячелетия. Этому способствовала ситуация, что в соседней Республике Бурятия восстановилась полноценная церковная жизнь среди «староверов-семейских» духовных чад Русской Древлеправославной Церкви. Была основана древлеправославная архиерейская кафедра в городе Улан-Удэ. Возродились и построились многие древлеправославные храмы, следом образовалась  в областном городе Иркутске и  древлеправославная община в честь Преподобного Феодосия Печерского. Именно в это время небольшая группа жителей Шелеховского района начала искать духовного окормления. Их взор обратился на Новозыбков, где располагалось издательство Русской Древлеправославной Церкви. Туда и написали письмо, в котором рассказали  о своем духовном поиске истинной Веры. Это письмо из издательства в городе Новозыбкове Брянской области было переправлено в ближайший к Шелеховскому району  древлеправославный  Приход города Иркутска. Так и установилась связь между еще малой Иркутской общиной и ищущей православного духовного окормления общиной благочестивых людей из жителей Шелеховского района.
После бесед вероучительного и канонического порядка рядом людей из жителей села Шаманка было принято твердое решение присоединиться к Церкви. И свое решение они вскоре воплотили в жизнь.  В Шаманский сельсовет, который объединяет села Шаманка и Моты, было подано уведомление о том, что образована религиозная группа (община) древлеправославных христиан в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи.
Присоединял новую общину к Церкви сам Сибирский владыка – Сергий (Попков). Все чинопоследования полагающиеся в таком случае были соблюдены:  Крещение, довершение, венчание. С тех пор владыка Сергий является и духовным отцом древлеправославных христиан сел Шаманка и Моты.
Так на Иркуте возникла новая ячейка Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви.
В то же время Иркутский Приход в честь Преподобного Феодосия Печерского изыскивал все возможности для организации молитвенной жизни в городе Иркутске. Конечно, для христиан основным вопросом было организация приличествующего места для соборной молитвы. Получив множество отказов на свои запросы в органах власти города Иркутска на выделение земельного участка под строительство общинного храма, Приходской Совет решил, на первую пору, обратить свое внимание на близлежащие к Иркутску села, где возможность получить искомую храмовую землю была бы значительно выше, чем в самом областном центре. Села Шаманского сельсовета к таковым не относились, так как расстояние от них до Иркутска более пятидесяти километров. Но все же поразмыслив, и памятуя о том, что в селе Шаманка есть наши христиане, и уповая на Волю Божию, был подан запрос в органы власти Шелеховского района на выделение земельного участка под строительство древлеправославного храма.
И Божия Воля проявилась — неожиданно для многих христиан такой участок был предложен местными властями к рассмотрению: предлагаемый участок располагался практически в центре села Моты.
Взвесив свои возможности и испросив благословение владыки Сергия,  было решено начать оформление участка со сбора приличествующих в таком случае документов. После первоначальных согласований и создания пакета документов по планировке храмового участка и эскиза храма, христиане Иркутска и Шелеховского района начали освоение участка.

 (одобренный  владыкой Сергием 
эскиз древлеправославного  храма)

По благочестивой русской православной традиции каждое храмостроительство начинается с воздвиженья Креста на церковной земле. И сей лиственничный осьмиконечный Крест и был установлен на Праздник Вознесенья Господня в 2013 году.
Через некоторое время документы на церковный участок были  должным образом оформлены, и  отдел Архитектуры Шелеховского района   одобрил и утвердил проект чаемого древлеправославного храма  в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Оригинальный проект храма был выполнен предприятием  ООО «Шелеховстройпроект»: автор проекта — архитектор Рычков М.В.

 
(Проект храма на участке Подворья)
 
Можно было приступать к строительству первого, с послераскольных времен, древлеправославного храма на земле Приангарья.
С Божией помощью, усердием членов общины, и на пожертвования благотворителей основной периметр участка был расчищен и огорожен. Была поставлена церковная сторожка и стали выполняться некоторые начальные работы по планировке участка.
Изначально было решено, что все строения на храмовом участке будут выполнены из дерева в русле традиций деревянных храмов Северо-Восточной Руси. Огромную благотворительную помощь оказал Иркутский леспромхоз, Центральная контора которого расположена в селе Шаманка. На начальном этапе по освоению храмового участка руководство леспромхоза выделило общине христиан лиственничные столбы для ограды периметра Древлеправославного Подворья, а в дальнейшем, для строительства дома причта работниками леспромхоза было специально заготовлено и доставлено на  площадку плотников-рубщиков  более  70 кубометров прекрасного лиственничного леса большого диаметра.

 
(Сторожка на Подворье. Лето 2014 г.)
Когда сруб нашего дома причта был готов, следом началась работа и по его монтажу на участке подворья. По старинной русской плотницкой традиции сруб был установлен на так называемые «стулья» из лиственницы с подложкой из бересты. Стены сруба клались на мох.  В дальнейшем предполагается, что открытое пространство под домом причта будет закрыто  глиняной завалинкой, как с внешней стороны, так и внутренней.
В церковном доме предполагается разместить многие службы приличествующие древлеправославному подворью. Там же в доме разместится и крестильное помещение, для чего прямо под домом был устроен особый бетонный колодец для слива воды после Святого Крещения.


(Строительство дома причта.  Лето 2015 г.)
 
После сборки сруба нашего церковного дома была подготовлена и размечена площадка под строительство храма.
Как и в случае с церковным домом решено было ставить храм на «деревянный фундамент». И в этом случае Иркутский леспромхоз безвозмездно, во Славу Божию, предоставил  прекрасный строевой лиственничный лес  большого диаметра, как на «стулья» фундамента, так и на первый венец чаемого древлеправославного храма.
Кроме того местный леспромхоз, так же безвозмездно, организовал доставку всего объема длинномерных лиственничных бревен прямо на участок Подворья.
 
(Лиственничный деревянный фундамент храма. Лето 2015 г.)

Уже с первых шагов освоения участка началась и молитва на храмовой земле. Молились под открытым небом перед ранее установленным поклонным Крестом.
На такие молебны, проходившие еще без участия священства, а лишь мирским Чином, собирались как наши христиане из жителей Шелеховского района, так и специально приезжавшие из Иркутска чада Древлеправославной Церкви.
На празднование явления иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской  (9 июля н.с. 2015 г.) произошло знаменательное событие.                   По поручению правящего архиерея Сибирской епархии владыки Сергия  для исполнения  прилучившихся треб христиан Шелеховского района  прибыли два древлевлеправославных священника из Бурятии  - о. Александр (Бочкарев) и о. Алексий (Васильев).
Иереи крестили в реке Иркут новых чад Церкви, присоединяли к Древлеправославной Вере ранее имевших канонически правильное погружательное крещение христиан других исповеданий, исповедовали и причащали чад Русской Древлеправославной Церкви, и все это происходило под открытым голубым небом, лишь под сенью деревьев на участке Древлеправославного Подворья.
Сей знаменательный и благочестивый день навсегда оставил глубокий положительный след в сердцах наших христиан.

(Святое Крещение на реке Иркут.  Лето 2015 г.)
 
В октябре 2015 г., по окончании основных работ по закладке опорных лиственничных стульев под древлеправославный храм в честь святых мучениц   Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи на участок Подворья прибыл правящий архиерей Сибирской епархии владыка Сергий. После общей молитвы и исполнения духовных треб христиан Шелеховского района был совершен молебен–чинопоследование на основание храма. Правящий архиерей ознакомился с общим ходом работ и благословил продолжать сие благое начинание по возведению первого в Приангарье древлеправославного храма и ряда других церковных строений на территории Подворья.
 
 
(Чин закладки храма. Осень 2015 г.)
 
Все древлеправославные  христиане Шелеховского района с чувством глубокого воодушевления готовы продолжать работу по возведению храма и прочих приличествующих Архиерейскому Подворью  церковных зданий  в селе Моты, Шелеховского района. В церковном доме, по чаяниям наших христиан и благотворителей, даст Бог, разместится Воскресная школа. Сия школа при Архиерейском Подворье старанием преподавателей и наставников  будет вести просветительскую и культурную миссию древлего русского благочестия среди жителей сел Моты и Шаманка, да и всего Шелеховского района.
За все время освоение участка Древлеправославного Подворья не было случая негативного отношения к  христианам, чадам Русской Древлеправославной Церкви. Наоборот, как и местные сельские жители, так и представители районной и сельской власти оказывали и оказывают  явное благорасположение к  нарождающейся христианской общине при Древлеправославном Подворье. Вполне корректные и доброжелательные  отношения сложились  и с чадами  Московского Патриархата  РПЦ, которые строят свой храм в селе Шаманка.
Древлеправославные христиане молят  Господа Бога о том, что бы в скором времени  над  Иркутом встал бы  благолепный  бревенчатый храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, сей храм  явился  бы ярким украшением села Моты.
И в  храме  сем  воздавалась бы молитвенная хвала Спасу, Пресвятой  Богородице и всем святым Божиим, о благополучии града, народа и всей страны нашей Российской.
Слава Богу за все!


Банковские реквизиты для пожертвований на строительство древлеправославного храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи в селе Моты, Шелеховского района, Иркутской области:

Номер счета: 42307810218357960070
Банк получателя: Иркутское отделение N8586 ПАО СБЕРБАНК Г.ИРКУТСК
БИК: 042520607
Корреспондентский счет: 30101810900000000607
КПП: 380843001    ИНН:  7707083893
ОКПО: 51514864  ОГРН: 1027700132195
Получатель: староста общины  Калинина С.В. (Фотиния).
Обсудить статью на форуме
1031
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.