Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ  МОНАСТЫРЬ. 25 лет после второго возрождения.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ  МОНАСТЫРЬ. 25 лет после второго возрождения.
В XVIII-XIX веках земли Стародубья просияли в Староверии подобно святому Афону. Там среди густых лесов и необжитых пустошей были устроены древлеправославные монастыри, скиты и отдельные келии со множеством монашествующих. Несколько обителей было основано и в окрестностях посада Злынка Черниговской губернии. Одна из них устроилась Божьим промыслом в местечке Каменка, отстоящем от Злынки в паре километров и в 15 километрах от города Новозыбков.

Вот как по рассказу одного из современников было положено начало этой обители: «О происхождении этой старообрядческой женской общины, вот что мы можем сообщить. В двадцатых годах местность Каменка, окруженная леском из громадных лип, с родниками и быстрою речкой, понравилась одной богатой московской дочери, девицы Евпраксии Алексеевне Мошенской. Чрез своего доверенного она устроила здесь нечто вроде скита, который состоял первоначально из одного здания с разными службами, обнесеннаго оградою. Когда все было готово, Евпраксия приехала из Москвы с десятью, или около этого числа, спутницами и поселилась в Каменке. В числе ее спутниц были две, или три монахини: из них одну старшую звали Манефой, другую Александрой; остальные были девицы; женщин между ними было немного. Половина главного здания отделена была строительницею для моленной, которая, с приездом новых обитательниц, мало по малу украсилась св. иконами в сребропозлащенных ризах, унизанных жемчугом, с бриллиантами и дорогими камнями, Открылось богослужение, при котором присутствовали, почти исключительно, одне обитательницы скита; редко кого из посторонних допускали оне в свою моленную»1.
После упокоения основательницы обители Евпраксии, в настоятельницы была избрана инокиня Манефа, которая за свою строгую жизнь, пользовалась уважением всех древлеправославных христиан, живших в окрестностях. Мать Манефа происходила из мещан Московской Каменной слободы и в миру ее звали Мария Петрова Ульянова.
При настоятельнице Манефе Успенский женский скит в Каменке расширился, число насельниц в нем значительно умножилось. К 1840-м годам в скиту проживало 42 инокини, 80 послушниц и 8 трудников2.
В 1839 году настоятельница приобрела на аукционе дом, построенный в Каменке Злынковской купчихой Ефросиньей Шишкиной. Дом состоял из 6 комнат с сенями, в одной из которых была устроена моленная, или, как ее называли в скиту, «образная»3.
В скиту имелось обширное собрание икон и библиотека старопечатных книг и рукописей.
Несмотря на все исторические перипетии, попытки закрыть скит, обратить его в единоверческий, он, тем не менее, благополучно просуществовал до самой революции и был разорен большевиками лишь в 1920-е годы.
Инокини были рассеяны по миру. Некоторые из них доживали свой век в Злынке при древлеправославном приходе. От самого же скита время не оставило ничего. На его месте был построен детский летний лагерь. После катастрофы на Чернобыльской АЭС лагерь был закрыт, а в 1992 году вся территория лагеря вместе с постройками была передана Русской Древлеправославной Церкви по ее ходатайству. Так была восстановлена историческая справедливость.
На месте старинного древлеправославного Успенского женского скита был образован мужской монастырь в честь Пресвятой Троицы.
Игуменом воссозданного монастыря было определено быть священноиноку Александру (Калинину), теперь он Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси. Но заботы Предстоятеля не ослабили попечение Владыки о монастыре. Он все так же является игуменом обители. Регулярно посещает монастырь, совершает в нем богослужение и практически никогда не пропускает храмовый праздник обители.
Монастырское подворье занимает площадь три с половиной гектара. На нем расположены храм, кельи для монахов, хозяйственные помещения. Монастырю также принадлежат сельхозугодия площадью пять гектаров.
Вся территория обители и вокруг нее утопает в лесной зелени. От этого воздух здесь постоянно свежий, легко дышится. Через монастырь с восточной и западной сторон протекают две прозрачные речушки, впадающие в речку Каменку, которая, в свою очередь, впадает в Ипуть — приток реки Сож, несущей свои воды в Днепр.
Свято-Троицкий мужской монастырь находится в стадии возрождения. Много проблем еще предстоит решить по его благоустройству.
Дорога в монастырь открыта для каждого мужчины, достигшего совершеннолетнего возраста, любящего Древлеправославную веру и желающего посвятить свою жизнь служению Господу в молитве, в послушании, в духовных и телесных трудах.
Кто имеет желание поступить в Свято-Тро­ицкий мужской монастырь, должен написать об этом по адресу: 243000, Россия, Брянская область, г. Новозыбков, ул. Первомайская, 7.
Все, у кого душа лежит к принятию монашеского пострига, пусть с помощью Господа осуществят это свое желание. Много преимуществ имеет монаше­ское житие перед мирской жизнью. И каждый, кто почувствовал в своей душе зов к иной жизни—иночеству, пусть не отклонит этот призыв Божий.

Да поможет Господь Бог возрождению Свято-Троицкого мужского монастыря,
которому в этом году исполняется 25 лет от его второго возрождения,
чтобы на прославленных духовными подвигами землях Стародубья
вновь собрались многие лики верных,
возлюбивших житие иноческое!
Обсудить статью на форуме
1179
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.