Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Новые Святые Русской Древлеправославной Церкви (часть 1)

Новые Святые Русской Древлеправославной Церкви (часть 1)
Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви прославил в лике святых около 30-ти христиан, засвидетельствовавших своей жизнью и своей кончиной верность и стойкость в вере!
Вот имена и краткие жития новопрославленных святых из доклада комиссии по канонизации.

 
Преподобные отцы Нифонт и Серапион Кожеезерские

Сии святые преподобные отцы являются начальными старцами славного впоследствии Кожеезерского Богоявленского монастыря. Если о преподобном отце Серапионе мы имеем некоторые сведения, то о священноиноке старце Нифонте мы знаем очень мало. По монастырскому преданию, свой подвиг отшельничества на Кожеезере стал нести блаженный старец Нифонт с 50-х годов 16 века. Кто он был и откуда, сие осталось неведомым, но то, что старец Нифонт был жизни святой и Духоносной об этом свидетельствует благой плод его иноческого наставничества святой Серапион первый устроитель Кожеезерского монастыря. О сием же святом муже Серапионе мы имеем следующие сведения. Был будущий святой отец Серапион родом из Казанского ханства и носил имя Туртас, и по своему происхождению относился к людям знатным и благородным, к мурзам (князьям) татарским. 
Случилось так, что после взятия Казани войском Иоанна Грозного попал сей князь Туртас в плен и был определен на жительство к боярину Захарию Плещееву, в дому которого он и просветился Святым Крещением, став р.Б. – Сергием. По некоторому времени познав суетность мирского пребывания, оставляет сей Сергий боярский дом и в поисках спасительной пустыни отходит в дальние края. По воле Божественного Провидения, после многих странствий, приходит сей взыскующий Горнего Мира, р.Б. Сергий на Кожеезеро к старцу отшельнику Нифонту и принимает от него мнишеский постриг, становясь с тех пор – Серапионом. К двум отшельникам вскоре стали приходить и другие ревнители духовного подвига и так составилась братия Кожеезерской обители. Видя умножение братии, блаженный старец Нифонт, отходит в Москву ходатайствовать об устроении обители, но, Бог судил ему иначе и первоначальный старец Нифонт преставился в неведомом для братии месте. Не дождавшись своего первого старца, начальническое бремя принял на себя преподобный отец Серапион, который столкнулся со многими испытаниями и тяготами в деле устроения обители. Но милостью Божьей все невзгоды были преодолены, и по некоторому времени уже сам отец Серапион отошел в Москву ходатайствовать об учреждении обители на Кожеезере. Святой благоверный Царь Феодор Иоаннович благосклонно принял сие прошение, дав нарождающейся обители многие милости и подаяния. С той поры Кожеезерская обитель стала сиять благочестием и прирастать иноками и храмовым благолепием.
В 1613 году постриженик Кожеезерского монастыря инок Боголеп Львов, впоследствии ревностный защитник Древлеправославной Веры, написал Житие о его первых старцах — строителях преподобных отцах Нифонте и Серапионе. 
Память преподобного отца Серапиона Кожеезерского с давних пор зафиксирована в рукописных Святцах, в том числе и в Месяцеслове древлеправославных христиан под 27 июня (10 июля н.с.). Так как памяти преподобного отца Нифонта Кожеезерского в рукописных Святцах не значится, полагаем, что возможно установить им общее празднество под 27 июня.

Преподобные отцы Паисий и Иаков Галичские. 
 


Преподобный отец Паисий Галичский (+ 1460) пришел в конце 14 века в Галичский Успенский монастырь (именовавшийся тогда Никольским) и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева, тем самым наши благочестивые предки свидетельствовали свое почитание высокой духовной жизни преподобного. Многие труды приложил угодник Божий для благоустроения монастыря, для утверждения в нем правил подвижнической иноческой жизни.
Во время иноческой жизни преподобного отца Паисия совершилось чудесное явление Овиновской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1434 году Великий Князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, разрушил окрестности Галич, а в том числе и Успенский монастырь преподобного отца Паисия, и взял из обители чудотворную Овиновскую икону в Москву. Однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь. Впоследствии преподобный Паисий со списком от святой иконы посетил столичный град. Зная о совершившемся чуде, москвичи во главе с самим Великим Князем торжественно встретили галичскую святыню и благоговейно поклонились ей, а затем так же торжественно проводили обратно в Галичскую землю. С этого времени обитель преподобного Паисия стала пользоваться особым покровительством Великих Князей Московских.
Преподобный отец Паисий скончался 23 мая 1460 года в глубокой старости. Он был погребен в Успенском храме своей обители. Святые мощи преподобного отца Паисия почивали под спудом в Успенском храме, там же находилась и чудотворная Овиновская икона Божией Матери.
Насельник того же Успенского монастыря преподобный отец Иаков, по свидетельству древнего «Сказания» совершил великий дерзновенный подвиг Веры вынеся из огня чудотворный образ Овиновской Богоматери, при этом, по Милости Божьей, не получив никакого вреда от нестерпимого пламени. После того случая, он отходит из Успенского монастыря и основывает в том же граде Галиче Статоржский Никольский монастырь, где после многих трудов и молитвенных подвигов преставился ко Господу схимником являя от своей раки многие посмертные чудеса. 
Местная традиция монастырского молитвенного почитания преподобного отца Паисия, ведет свое начало с 15 века. Память же преподобного отца Иакова, стала прослеживать по рукописным источникам значительно позже. Ныне нами вносится для Соборного рассмотрения вопрос по общецерковному прославлению сиих преподобных отцов града Галича, вкупе с восстановлением повсеместного празднества Овиновской иконе Пресвятой Богородицы. К Соборному рассмотрению подготовлен и переведенный на современный русский язык агиографический материал на основе древнего «Сказания» о чудотворной иконе Богородицы Овиновской и о преподобных отцах Галичского края, Паисия и Иакова. Нам видится вполне уместным Соборно установить им единый день памяти, который мог бы приходиться под 23 мая (5 июня н.с.), в день преставления ко Господу (в 1460 году от Р.Х.) преподобного отца Паисия, так как день и год преставления преподобного отца Иакова достоверно не известен. Празднество же Овиновской иконе издревле совершалось в граде Галиче в Великий Праздник Успения Божией Матери.

Святая благоверная княгиня Иулиания Вяземская.
 
 Изображение

Сия святая благоверная жена Иулиания была супругой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленского княжества  Литвой они отошли из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий Князь Московский Василий Димитриевич дал им в удел город Торжок. На новом месте, в Торжке, князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к тайному прелюбодеянию, но его все нечестивые усилия были тщетны. Однажды во время княжеского пира князь Юрий, разжегшись страстной похотью, попытался насильно овладеть Иулианией, ее муж князь Симеон Мстиславич встал на защиту супруги, но был убит вошедшим в гнев князем Юрием. Благоверная жена Иулиания, защищаясь от насилия, ударила сластолюбца ножом, нанеся ему тяжелую рану. Разъяренный князь Юрий приказал предать благоверную жену Иулианию лютой казни – отрубить ей руки и ноги и еще живой бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «… бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 году.
Мучимый совестью от совершенного злодейства, князь Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Рязанскую землю в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах.
Весной 1407 года некий больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.
В 1598 году один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: «не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы.
Память святой благоверной княгини Иулиании Вяземской отмечалась местно и приходилась под 21 декабря (4 декабря н.с.). Видимо в 16 веке было составлено и «Житие» благоверной княгини Иулиании, сия история нашла свое отражение и в «Лицевом Летописном Своде» времен Царя Иоанна Васильевича (Грозного). Есть сведения, что имелся и рукописный канон сей благоверной жене, который пока не введен в общецерковный обиход. 

Святая преподобномученица Евпраксия Псковская.
 
В своем мирском пребывании святая жена носила имя Евфросиния и являлась супругой Псковского князя Ярослава Владимировича. По неким неясным обстоятельствам князь Ярослав оставил свою законную супругу Евфросинию и отошел из Пскова в Ливонию и там взял в жены дочь одного из ливонских рыцарей. Вместе с иноверными иноплеменниками он не раз совершал грабительские набеги на Русь, и даже в 1231 году участвовал в захвате Изборска.
После ухода мужа Евфросиния обратилась к подвигам благочестия, приняв иноческий постриг с именем Евпраксия. В 1243 году она построила на берегу реки Великой монастырь во имя святого Иоанна Предтечи и стала его первой игуменьей.
Уже будучи игуменьей приняла приглашение своего супруга Ярослава посетить его в Ливонии. Видимо большие надежды игуменьи Евпраксии были связаны с тем, что ее муж выказывал сердечное раскаяние за свое предательство перед ней и всей русской землей. Прибыв в Ливонский городок Оденсе (Медвежья Голова), святая Евпраксия приняла там мученическую кончину, будучи убитой (8 мая 1243) пасынком, вероятно, сыном Ярослава от немки. Несомненно, что руку того отрока направили против русской игуменьи коварные люди не желавшие примирения и покаяния князя Ярослава. Потрясенный смертью супруги князь Ярослав оставляет Ливонию и возвращается на Русь, где в последствии храбро сражался на русских рубежах защищая свое Отечество от ратей иноплеменников.
Тело же игуменьи Евпраксии привезли во Псков и погребли в соборном храме устроенного ею монастыря. Через десять дней после смерти святой Евпраксии над ее гробом совершилось чудо: от иконы Спасителя излилось миро. Икона была названа «Спас Мироточивый». 
Память святой преподобномученицы Евпраксии издавна чествовалась во Пскове под 16 октября (29 октября н.с.), но общецерковной памяти сей угоднице Божьей не установилось. Так же неизвестно и древнее «Житие» сей святой благоверной жены. 

Святой, блаженный Христа ради Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский чудотворец.
Сей угодник Божий творил подвиг смиренного блаженства во граде Ростове Великом. Его происхождение и Отечество нам неизвестно. Подвизался в городе Ростове Великом в царствование Иоанна Грозного в подвиге юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих, в том числе и блаженного Иринарха, затворника Ростовского (+ 1616). Блаженный всегда носил с собой и читал Псалтирь.
Скончался в глубокой старости 3 сентября 1580 года. Был погребен, по завещанию, возле церкви святого Власия, за алтарем.
Он имел «власы на главе велики», потому и назывался «Власатым». Наименование «милостивый» блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также, возможно, в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в.), имя которого он вероятно носил.
Память блаженному Иоанну Власатому, Ростовскому чудотворцу издавна отмечалась в Ростове Великом под 3 сентября (17 сентября н.с.), местно. Общецерковного прославления до сегодняшнего дня сему угоднику Божьему не было. Ныне же вопрос о повсеместном общецерковном прославлении святого блаженного Иоанна Власатого вносится для Соборного суждения. «Житие» святого переведенное с древнего Ростовского оригинала также предоставляется к Соборному рассмотрению.

Святые благоверные князья Роман и Олег Брянские. 
Святой благоверный князь Роман Брянский был достойным сыном своего святого родителя, мученика и исповедника Черниговского князя Михаила Всеволодовича. Сестрой же его была великая Православная подвижница — преподобная мати Евфросиния Суздальская. Князь Роман считается родоначальником правителей Брянска, куда после разорения Черниговской земли стал переселяться русский народ со всех сожженных монгольским нашествием сторон. О князе Романе Михайловиче сохранились некоторые летописные известия. Он, и впоследствии его сын  Олег Романович упоминаются в Волынской летописи несколько раз, как Брянские (Дебрянские) князья.
С 1246 г. князь Роман сделал град Брянск фактически новой столицей Черниговской земли, но и свою старую Отчину — Чернигов он в 1263 году отвоевал у литовцев. Период правления Романа Михайловича – это время наивысшего расцвета Брянска, да и всей черниговской земли.
В 1288 г. князь Роман ослеп, но вновь обрел зрение благодаря молитвам перед чудотворной Свенской (Печерской) иконой Божией Матери, которая по его просьбе была принесена из Киево — Успенской обители преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских. Тогда же по своему исцелению, князь Роман исполнил свой обет, дав начало основанию Свенского Успенского монастыря по образу Успенского монастыря в Киеве.
После 1288 года имени князя Романа в письменных памятниках не встречается, и можно предполагать, что он вскоре скончался. Вполне может быть достоверным сообщение «Синодального родословца», о том, что князь Роман был убит в Орде по приказу хана Тохты.
Сын же его князь Олег Романович Брянский, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 -1307), приняв от своего отца благоустроенное княжество, впоследствии прославился делами мудрого благочестивого правления над вверенной ему Богом Брянской землей. Но через некоторое время, познав суетность земного бытия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. В 1275 году он соорудил Петровскую обитель в Брянске, где принял постриг с именем Василий. Церковное предание свидетельствуют о том, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме. Мощи же его, никем не потревоженные, с тех пор пребывают под спудом основанного благоверным князем Олегом монастыря.
На рассмотрение Собора предоставляется агиографический материал, написанный нами на основе летописных и других исторических данных. В основу же написанного нового «Жития» благоверных Брянских князей Романа и Олега легло древнее «Сказание о зачале Свенского монастыря…», которое в православной традиции передает драгоценные сведения о той эпохе.
Память же святым Брянским князьям, полагаем, следует праздновать совместно.
Предлагаемым днем к их совместному чествованию предлагается дата почитания их родителя святого мученика и исповедника князя Михаила Черниговского и болярина Феодора под 20 сентября (3 октября н.с.).

Святой, блаженный Христа ради Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский чудотворец.
Сей угодник Божий творил подвиг смиренного блаженства во граде Ростове Великом. Его происхождение и Отечество нам неизвестно. Подвизался в городе Ростове Великом в царствование Иоанна Грозного в подвиге юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих, в том числе и блаженного Иринарха, затворника Ростовского (+ 1616). Блаженный всегда носил с собой и читал Псалтирь.
Скончался в глубокой старости 3 сентября 1580 года. Был погребен, по завещанию, возле церкви святого Власия, за алтарем.
Он имел «власы на главе велики», потому и назывался «Власатым». Наименование «милостивый» блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также, возможно, в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в.), имя которого он вероятно носил.
Память блаженному Иоанну Власатому, Ростовскому чудотворцу издавна отмечалась в Ростове Великом под 3 сентября (17 сентября н.с.), местно. Общецерковного прославления до сегодняшнего дня сему угоднику Божьему не было. Ныне же вопрос о повсеместном общецерковном прославлении святого блаженного Иоанна Власатого вносится для Соборного суждения. «Житие» святого переведенное с древнего Ростовского оригинала также предоставляется к Соборному рассмотрению.

Святые преподобные отцы Афанасий и другой Афанасий, ученик его, игумены Серпуховские.
Афанасий Высоцкий Старший (?, примерно + 1401-1412), игумен, первый настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный. В миру носил имя Андрей, был учеником прп. Сергия Радонежского. 
В 1374 году преподобный отец Сергий Радонежский благословил благоверного князя Владимира Серпуховского (Храброго) на основании обители в честь Зачатия Пресвятой Богородицы близ Серпухова, поручив монастырское устроение своему ученику Афанасию. По некоторому времени, после многих настоятельских трудов и молитв преподобного Афанасия, Зачатьевская обитель была построена и наполнилась мнихами. В 1382 году преподобный Афанасий, выполняя Церковное послушание, отправляется в Киев, а затем и в Царьград, где останавливается в Студийском монастыре, взяв на себя подвиг перевода на церковнославянских язык многих книг Уставного и учительного характера. «Оком Церковным» переведенным с греческого языка преподобным отцом Афанасием «старшим» Святая Церковь пользуется и до сего дня.
Отойдя в Царьград, отец Афанасий назначил себе преемника, своего ученика другого Афанасия, который в миру носил имя Амос. Сей второй Афанасий (+1395) с честью продолжил дело своего наставника, приведя Зачатевский монастырь к образу для иноческого подражания для других обителей Руси. Находясь в Царьграде отец Афанасий «старший» не оставил вниманием и свою первоначальную обитель посылая туда, по возможности, Богослужебные книги и греческие иконы.
Память первых игуменов Зачатьевского монастыря, до середины 17 века отмечалась местно. Но в конце того же века, состоялась их канонизация новообрядцами. Тогда же, на основании древних источников, было написано их житие.
Ныне же сии преподобные отцы представляются к Соборному рассмотрению для их общецерковного прославления. «Житие» преподобных отцов Афанасия и другого Афанасия, переведенное на современный русский язык с агиографического источника второй половины 17 века, так же вносится для рассмотрения и согласования Церковным Собором.
Память сиих отцов, по сложившейся традиции, отмечается под 12 сентября (25 сентября н.с.). Полагаем, что сия дата вполне обоснованно отражает древние данные по их местному почитанию.

Святые преподобные отцы Марк, Иона и преподобная мати Васса Печерские.
Сии угодники Божии стояли у истоков основания великого Псково – Печерского монастыря. Первоначальный старец Марк еще за много десятилетий до устроения обители имел уединенное отшельническое житие на том Богоугодном месте. Впоследствии его гроб был обретен при копании первых пещерных обительских келий и стал пользоваться непременным почитанием от монастырской братии. 
Непосредственным же основателем Псково – Печерского монастыря стал Юрьевский священник Иоанн Шестник и его супруга Марья. Ранее они от латинских гонений покинули место своего служения город Юрьев Ливонский (ныне Эстонский город Тарту) и отошли в Псковскую землю. Там они услышали горестную весть, что их товарищ по священническому служению отец Исидор Юрьевский вместе со своими 72 духовными чадами приняли мученическую смерть от еретиков латинян. 
В великой скорби от такой вести священник Иоанн со своей супругой Марьей и чадами удалились в пустынное место, где впоследствии их трудами и молитвенным усердием и образовалась Псково – Печерская обитель. Через некоторое время его супруга Марья занемогла и приняла постриг с именем Васса и в том же образе и преставилась ко Господу. И сам отец Иоанн вскоре становится в Ангельском образе иноком Ионой, дважды узрев чудо Божие от гроба своей преставившейся супруги.
Таким образом, время основания славной Псково – Печерской обители относится ко второй половине 15 века. Пещерный вид сей обители был крайне непривычен в лесном краю Северо – Западной Руси и поэтому долгое время подземный храм ископанный отцом Ионой не был освящен Псковским священством, пока, наконец, по благословению Новгородского Архиепископа новая обитель получает антимис и прочую Богослужебную утварь для образования мнишеской обители.
Местная память преподобным отцам Марку и Ионе и преподобной матери Вассе Печерской, неизвестно с какой поры, совершалась в Псково — Печерской обители под 29 марта (11 апреля н.с.). Видимо это было, как то связано с вероятным Ангельским именем первого Печерского старца Марка, которое, по мысли монастырской братии, приходилось на день памяти преподобного отца Марка, епископа Арефусийскаго под 29 марта (11 апреля н.с.). Ведь ни дня ни даже года, когда преставились ко Господу начальные Печерские отцы Марко и Ионо нам не ведомо. Несколько приблизительно можно предположить время преставления ко Господу инокини Вассы Печерской (возможно она преставилась ко Господу в 1472 или 1473 году от Р.Х.). Нам же видится, что при общецерковном прославлении Печерских начальных старцев, вполне уместно установить день их общего молитвенного почитания под 7 марта (20 марта н.с.). Эта дата обоснована монастырской летописью, именно тогда состоялось первое переложение святых мощей Печерских старцев при Псковском Архиепископе Геннадии в 1600 году.

Священномученика Исидора и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших
 
Изображение 

Священномученик Исидор был священником Никольскогохрама в городе Юрьеве (Дерпте, современном Тарту в Эстонии). По договору,заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III иливонскими рыцарями, последние обязывались оказывать всяческое покровительствоправославным в Дерпте. Однако ливонцы нарушили договор и стали принуждатьправославных к унии.
В 1472 го­ду в г. Юрье­ве (Тар­ту) в празд­ник Бо­го­яв­ле­нияо. Ис­и­дор во вре­мя ве­ли­ко­го освя­ще­ния во­ды на ре­ке Омо­в­же был схва­ченпо при­ка­зу ли­вон­ско­го бис­ку­па и за­клю­чен в тем­ни­цу. С ним бы­ли аре­сто­ва­ныи все при­хо­жане его церк­ви, вклю­чая жен­щин и де­тей. Ли­вон­цы си­лою при­нуж­да­лиот­речь­ся их от ве­ры пра­во­слав­ной, но ис­по­вед­ни­ки бы­ли непре­клон­ныи твер­ды. В тем­ни­це о. Ис­и­дор при­ча­стил за­пас­ны­ми да­ра­ми всех быв­шихс ним му­жей, жен и де­тей. Все ис­пол­ни­лись ду­хов­ной ра­до­сти и на рас­све­тевме­сте со сво­им пас­ты­рем при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть: бы­ли ввер­же­ныпод лед на р. Омо­в­же, в том са­мом ме­сте, где о. Ис­и­дор освя­щал во­ду вдень Бо­го­яв­ле­ния.
Бы­ло всех стра­даль­цев семь­де­сят два, и ни­кто неот­рек­ся от пра­во­слав­ной ве­ры, все, как один, по­шли они под лед за сво­имна­сто­я­те­лем.
О страш­ной каз­ни пра­во­слав­ных ли­вон­ски­ми ры­ца­ря­мидол­го вспо­ми­на­ли в Юрье­ве и его окрест­но­стях.
На­сту­пи­ла вес­на, и раз­лив­ша­я­ся Омо­в­жа вы­сту­пи­лаиз бе­ре­гов сво­их. То­гда яви­лись и те­ла ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых: внесколь­ких ки­ло­мет­рах от Юрье­ва, вверх по ре­ке, они ле­жа­ли под де­ре­вому го­ры, ни­чем не по­вре­жден­ны­ми, в той же одеж­де, как буд­то спе­ци­аль­нопо­ло­жен­ные там. И сре­ди них о. Ис­и­дор в пол­ном об­ла­че­нии, в ко­то­ромон был бро­шен под лед. Так Гос­подь про­сла­вил свя­тых Сво­их угод­ни­ков. Ихте­ла с лю­бо­вью бы­ли по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми око­ло юрьев­ской церк­висвт. Ни­ко­лы.
 

Иргенские мученики, за древлее благочестие Симеон, Киприан, Иосиф и Василий с дружиною. (? — + между 1657-62 гг.)
Сии мученики за Веру и древлее благочестие были казаками из отряда первого Даурского воеводы Афанасия Пашкова. За свое исповедование Веры и за дружество и помощь протопопу Аввакуму были замучены до смерти в Иргенском остроге злым воеводой Пашковым. Пожалуй, это первые известные нам мученики за Старую Веру в Восточной Сибири. 
Сии благочестивые казаки прошли вместе со ссыльным протопопом и его многострадальной семьей весь Сибирский путь, от Тобольска до Енисейска, в Братский острог и до самой Даурии. Воеводе Пашкову было дано указание от самого патриарха Никона, мучить и издеваться над Аввакумом и прочими приверженцами Древлего благочестия. Афанасий Пашков, как воевода злосердечный, ревностно исполнил поручение сего виновника Церковного раскола, показав себя жестоким и немилосердным начальником, беспричинно лютовал и всячески издевался над казаками. Протопоп Аввакум в своем «Житие» и письмах Царю приводит многочисленные случаи жестокой расправы воеводы Пашкова над своими подчинёнными.
Как это не покажется недоуменным, но лютый воевода Пашков, несмотря на все суровости, сам был сторонником «Старой Веры». Об этом свидетельствует сам святой протопоп Аввакум, который исповедовал перед его кончиной покаявшегося за жестокости сурового воеводу и благословил Пашкова на иноческий постриг. В челобитной Царю Аввакум пишет: «…но мое он чадо, Афонасей Пашков, и чадо мое и брат мне по благодати: едина купель всех нас породила, едина мати всем нам Церковь, един покров – небо, едино светило – солнце. Аще и досаждают, но любовию их нам приимати». Это объясняет факт, что первую часовню на месте замученных казаков, по преданию, построили родственники воеводы Пашкова. В той часовне, под спудом, были положены телеса умученных казаков: Симеона, Киприана, Иосифа и Василия с дружиной. 
Первые Сибирские поселенцы, как воинского, так и крестьянского звания вскоре стали чтить память сих мучеников за Веру. И, как это не покажется странным, почитанию древлеправославных казаков всячески поспособствовали новообрядческие священники и архиереи. Конечно, об их приверженности и мученичестве за «Старую Веру» сии миссионеры не распространялись.
Во второй половине 19 века древнюю часовню над могилой мучеников никониане перестроили в храм с Престолом в честь святых Симеона, Киприана и Иосифа, бывших небесными покровителями умученных казаков. Когда, по неким обстоятельствам, эта церковь сгорела, то после пожара разрыв угли, съехавшиеся люди узрели, что гроб-колода с чтимыми останками воинов, находившимися под полом храма, осталась совершенно не тронутой пламенем. Хотя вокруг гроба и лежала громадная куча горящих углей, но даже бывшая на гробе парчовая пелена осталась целой. Народное предание свидетельствует нам, что сии мученики однажды явились бурятским пастухам, которые пасли скот на месте их погребения, и просили не допускать животных на их могилы. Осквернение и забвение места их упокоения будет сопровождаться угрозой засухи и голода. О святости сиих древлеправославных казаков есть свидетельство и никонианских миссионеров, которые в 1911 году составили Акт осмотра мощей мучеников: «…спустились под пол названной церкви, где в особом гробе, поставленном поверх земли, покоятся останки похороненных, по преданию, здесь замученных воинов … все кости в обоих гробах – в целости и вполне сохранившиеся».
Ныне же вопрос об общецерковном прославлении мучеников Древлеправославия, благоверных воинов — казаков Симеона. Киприана, Иосифа, Василия и дружины их, умученных в Иргенском остроге, и об установлении им дня памяти, выносится на суждение Освященного Собора. 
Предлагаемый день памяти – дата 20 июня с.ст. В этот день в 1654 года царским Указом убийца святых мучеников Афанасий Пашкрв был назначен первым воеводой в Нерчинск «на Амур-реку в Китайской и Даурской землях».

Преподобный отец Авраамий Кожеезерский (? — +1634 г.)
Сей преподобный отец, возжелав иноческой жизни, пришел из неведомого нам места в нарождающийся северный монастырь к преподобному отцу Серапиону Кожеезерскому. Отец Серапион, после должного испытания послушника, постригает его в монашество с именем Авраамий. Из исторических и житийных источников нам известно, что отец Авраамий вместе со своим наставником отцом Серапионом ходили в Москву по делам нарождающейся обители. Святейший Патриарх Иов тогда назначил преподобного отца Серапиона строителем Кожеезерского монастыря, а его ученика Авраамия рукоположил во иеромонаха и благословил освятить первый построенный в обители храм в честь Богоявления Господня. 
В 1608 году Митрополит Новгородский Исидор поставил Авраамия во игумена Кожеезерского монастыря, так как устроитель обители отец Серапион последние 3 года жизни провел в строгом затворе. По ходатайству отца Авраамия Кожеезерскому монастырю была пожалована река Кожа от озера до впадения в реку Онегу, что значительно облегчило существование монастыря, в котором братия нередко голодала. Отец Авраамий сам часто бывал на полевых работах, вместе с братией трудясь на самых тяжелых послушаниях. Перед кончиной Авраамий принял схиму и был погребен рядом со своим учителем преподобным отцом Серапионом.
Время местной канонизации Авраамия Кожеезерского неизвестно, но в «Описании о российских святых» (кон. 17- начало 18 века) свидетельствует о почитании преподобного Авраамия, как и других Кожеезерских отцов как «новых чудотворцев». 
Возможно, их местная канонизация совершилась в 1648-1652 гг. при Новгородском Митрополите, впоследствии печально известном Патриархе Никоне, который в 1634-1646 гг. жил в Кожеезерском монастыре и даже 3 года был его игуменом. Кроме того Авраамий Кожеезерский в лике преподобных отцов упоминается под 27 июня в древних рукописных Кайдаловских святцах конца 17 века.
Ныне к Соборному суждению вносится вопрос об общецерковном почитании сего преподобного отца Авраамия.

Преподобный отец Варфоломей Россанский (ок.981 — ок. +1050 г.)
Сей преподобный отец верный ученик и достойный последователь своего духовного наставника отца Нила Россанского, родился в провинции Калабрия, в граде Россано в конце 10 века от Р.Х. По своему происхождению, его родители, по всей видимости, были греки, либо грекоязычные представители италийских народов. В миру, будущий преподобный отец, носил имя Иоанн. Благочестивые родители его с детства решили посвятить своего отрока на служение при кафедральном храме града Россано в честь Нерукотворной иконы Пресвятой Богородицы, которая особо чтилась жителями Россано. Впоследствии отрок Иоанн поступил в один из монастырей города. Уже в отроческие годы он строго постился, зачастую отказываясь от пищи, которая полагалась по монастырскому Уставу, и не брал пищу, приготовленную его родителями, ссылаясь на то, что уже поел в монастыре. В это время в округе распространилась молва о благочестивом и праведном житии святого Нила. Варфоломей оставил Калабрию и пришел к преподобному отцу Нилу и стал одним из верных его учеников, часто беседуя с ним наедине о Священном Писании. Вскоре преподобный отец Нил основывает в провинции Кампания знаменитый впоследствии Православный монастырь по Уставу Василия Великого, который назывался — Гроттаферрара, где собралось около 60 монахов. После смерти преподобного отца Нила и 2 его преемников Варфоломей, несмотря на молодость, стал игуменом этого монастыря. Благодаря ревностному исполнению Варфоломеем своих обязанностей монастырь процветал, и число иноков с каждым годом увеличивалось. Он основал величественную церковь с мраморными колоннами и мозаиками, посвященную Богородице, своим попечением украсив ее дорогой церковную утварью.
Еще при жизни отец Варфоломей прославился многими чудесами и пользовался большим авторитетом. В то время, еще до оформления Церковного раскола (в 1054 г.) Папский престол занимал Бенедикт 9, светский молодой человек, предававшийся различным удовольствиям. Однажды, мучаясь угрызениями совести, он исповедался Варфоломею. И святой Варфоломей, не убоявшись папского гнева, запретил ему далее осуществлять его служение. И тогда папа Бенедикт 9 отрекся от престола и возвратился к мирской жизни. 
Отец Варфоломей отличался милосердием и утешал многих страждущих. Во время голода он открыл для бедняков житницы монастыря. Он изнурял себя постами, бодрствованием и тяжелым физическим трудом. Как и его учитель, святой Нил, он был превосходным каллиграфом. Автор древнего жития отца Варфоломея пишет, что в этом искусстве он был непревзойден, и его предпочитали всем другим каллиграфам. Многие из написанных им рукописей сохранились до наших дней, некоторые из них до сих пор находятся в библиотеке монастыря Гроттаферрара. В житии описано посмертное явление отца Варфоломея, который, представ сидящим на троне в чудесном дворце, завещал инокам монастыря строго придерживаться оставленных им правил.
Святой отец Варфоломей известен как Гимнограф, написавший около 30 канонов, 17 кондаков, стихиры в честь Христа, Богородицы и святых Его именем надписана служба преподобному отцу Нилу. Видимо, он является автором жития своего учителя. Житие Варфоломея было написано вскоре после его отшествия ко Господу. Почитание святого отца было издавна распространено среди православных жителей Италии, даже и во времена латинского господства. Местная греческая память святому отцу приходится под 11 ноября. 
Ныне же вопрос об общецерковном прославлении сего италийского святого отца выносится на суждение Освященного Собора.
1.76K
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.