Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст.

23 ноября ст.ст./6 декабря н.ст.
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, родился в Кесарии Каппадокийской, в городе, давшем миру величайших отцов и учителей Православной Церкви.
Двоюродный брат святого Григория Богослова, архиепископ Константинопольский, близкий друг святого Василия Великого, их ученик, последователь и единомышленник, святой Амфилохий много потрудился на ниве Христовой.
До того, как Господь призвал его к святительскому служению, он около сорока лет жил в пустыне, строгим аскетом. В 372 году скончался Иконийский епископ. Ангелы Господни трижды являлись в видениях святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительский подвиг. Истинность этих видений была подтверждена тем, что Ангел, явившийся в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собор Ангелов рукоположил Амфилохия во епископа.
Святитель, возвращаясь в свою келлию, встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить архипастырем Иконии.
Святитель Амфилохий рассказал им, что уже рукоположен Ангелами.
Много лет пас святитель Амфилохий вверенную ему Господом Иконийскую паству. Молитва праведника была настолько дерзновенна, что он мог испрашивать у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Мудрый архипастырь, обладавший даром писателя и проповедника, неустанно учил пасомых благочестию. Строго православный Богослов, святитель беспощадно обличал ереси ариан и евномиан. Он участвовал в деяниях Второго Вселенского Собора и возглавлял борьбу против ереси Македония.
Сохранились послания и слова святителя Амфилохия, в которых совершенная форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и догматическим содержанием.
В 394 году святой епископ Иконийский Амфилохий с миром отошел ко Господу.

Святитель Григорий, епископ Акрагантийский, родился на острове Сицилия, в селении Претория, недалеко от города Акраганта, от благочестивых Харитона и Феодотии.
Восприемником младенца Григория при Крещении был епископ Акрагантийский Патамион. К десяти годам мальчик, отданный на обучение, овладел грамотой, умел читать, петь церковные песнопения. В 12-летнем возрасте святой Григорий был поставлен в клирики. Духовное руководство над ним было поручено архидиакону Донату. Святой Григорий прослужил при церкви Акрагантийской 10 лет. Однажды Ангел Господень явился святому юноше, имевшему горячее желание посетить Иерусалим, и сказал, что Бог благословил его намерение.
В Иерусалиме святой Григорий был представлен Патриарху Макарию (563 — 574), который оставил благочестивого юношу для служения в своем кафедральном соборе, рукоположив его во диакона. Душа святого Григория жаждала иноческого подвига, и Патриарх, благословив, отпустил его в монастырь на Елеонскую гору. Через год святой Григорий ушел из обители к старцу-пустыннику, который в течение четырех лет учил его духовной мудрости, смирению и правилам иноческой жизни. Подвижник, провидя в святом Григории будущего великого светильника Церкви, благословил его покинуть затвор.
Оставив старца, святой Григорий пробыл некоторое время в Иерусалиме, а затем отправился в Константинополь, где его с любовью приняла братия монастыря во имя святых мучеников Сергия и Вакха.
Выдающиеся подвижнические труды инока Григория, его духовный опыт и богословские познания обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Евтихия (552 — 565), по настоянию которого святой участвовал в деяниях Пятого Вселенского Собора. По окончании Собора святой Григорий отправился в Рим, чтобы там поклониться гробницам святых апостолов Петра и Павла.
В то время скончался епископ Акрагантийский. Старейшие клирики и именитые граждане Акраганта прибыли в Рим с просьбой к папе определить преемника на их кафедру из тех кандидатов, которые были ему представлены. Однако папа отклонил их предложения и, по внушению свыше, призвал на епископское служение святого Григория.
Несколько лет святитель Григорий мирно управлял врученной ему от Бога паствой, был защитником обездоленных, мудрым проповедником, чудотворцем-целителем. И в архиерейском сане святитель Григорий вел жизнь инока-подвижника, ревностно храня монашеские обеты. Паства любила своего святителя, верила ему. Однако у святого владыки были и недоброжелатели, которые решились его оклеветать. Завистники тайно, когда святой Григорий был в храме, провели в его покои подкупленную блудницу, а затем перед народом, который после Богослужения провожал своего владыку до дверей дома, вывели ее и обвинили святителя Григория в смертном грехе прелюбодеяния. Святого епископа тут же взяли под стражу. Народ пытался защитить владыку, но безуспешно. На суде блудница лжесвидетельствовала против святителя Григория. Как только она произнесла слова клеветы, с ней случился приступ беснования. Тогда судьи обвинили святителя в колдовстве. Святитель Григорий был отправлен на суд к Римскому епископу вместе с доносом о его «преступлениях». Папа, прочитав донос, не пожелал видеть обвиняемого и приказал заключить его в темницу. Безропотно переносил святой свое унижение, пребывая в постоянной молитве. О его молитвенном подвиге и даре чудотворений скоро стало известно в городе и округе. В темницу стали приходить благочестивые римляне, которых заключенный святитель учил праведной жизни, а больным испрашивал у Господа исцеления.
Через два года к папе приехал прозорливый старец, по имени Марк, знавший святого Григория еще юношей. Старец не поверил доносу и упросил папу созвать Собор, чтобы разобрать дело Григория. По приглашению папы на Собор прибыли многие клирики города Акраганта, а также все, оклеветавшие святителя, в том числе и блудница. Из Константинополя прибыли в Рим три епископа и императорский сановник Маркиан. В дороге Маркиан тяжело заболел. По совету многих людей, прежде получивших исцеление молитвами святителя Григория, слуги отнесли умирающего в темницу, где томился чудотворец. По молитвам святого Григория Господь даровал Маркиану исцеление.
На Соборе клеветники пытались отстаивать свое обвинение и, как главное доказательство, представили суду обезумевшую блудницу, утверждая, что Григорий околдовал ее. Святитель, сотворив над ней молитву, изгнал беса. Женщина пришла в себя и открыла Собору всю правду. Клеветники были посрамлены и осуждены. Маркиан хотел даже казнить их, но святой Григорий испросил для них прощение.
Святитель Григорий с почестями вернулся на свою кафедру и, окруженный любовью пасомых, управлял Церковью до своей мирной кончины.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском.
Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича.
Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава.
Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет.
Святой Александр был их вторым сыном.
Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.
В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского, и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская.
С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. — «Без Божия повеления не было бы княжения его». Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. «Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю».
Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, — ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.
Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба. Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб.
И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».
Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.
Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи».
Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского и боярина Феодора,  Черниговских чудотворцев, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).
Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию — унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики -дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 — 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547 — 1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560 — 1563) и др.

633
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.