Чинопоследование Всенощного бдения под воскресный и праздничный седмичный дни (Часть I, Великая вечерня).
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ
Перед началом Всенощного бдения (Великой вечерни) по обычаю служатся Малая вечерня и Малая Павечерница.
Священнослужители облачаются во все священнические облачения с соответствующими молитвами на чтении Малой Павечерницы.
Пономарю: Готовится кадило и диаконская свеча.
Малая павечерница заканчивается Символом веры и троекратным Господи помилуй.
По окончании Малой павечерницы отверзается завеса и Царские врата. Священник (если есть диакон, то с диаконом) в полном молчании совершает каждение св. Престола и всего алтаря. Диакон со свечёй во время каждения св. Престола находится на противоположной стороне от священника, после каждения св. Престола диакон идет со свечой впереди священника. Диакон и священник выходят через Царские врата на амвон:
Диакон: «Восстаните!»
Диакон: «Господи, благослови».
Священник в Царских вратах: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице…»
Клирос: «Аминь».
Духовенство : «Приидите, поклонимся…» (3) «Приидите, поклонимся и ...»
Священник Начинает пение 103 Псалма: Благослови душе моя Господа, благословен, еси Господи
Клирос: Псалом 1031: «Благослови, душе моя, Господа…». Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Священник с предыдущим ему диаконом во время пения 103 псалма совершают полное каждение храма. По окончании каждения Царские врата закрываются, завеса остается открытой до конца.
Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…».
Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всяка слава…».
Клирос: «Аминь». 1-й кафизма: «Блажен муж…» .
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...».
Священник: Возглас: «Яко Твоя держава…».
Клирос: «Аминь».
Пономарю: Готовится кадило и диаконская свеча.
Священник запевает Господи воззвах... на глас недели (или по гласу стихер праздника)
Стихеры на «Господи воззвах»:
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихеры Октая); «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Клирос: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…», «Да исправится молитва моя…» Клирос: «Положи, Господи…» (от пометы «на 10» Канонарх: стих: «Изведи из темницы душу мою» Клирос: поет окончание стиха: «Исповедатися имени Твоему» и далее — первую стихеру Октая. Всего поется 10 стихер (3 — воскресные (Октая), 4 — «анатолиевы» или «восточны» (Октая), 3 — Минеи). Перед каждой стихерой Канонарх произносит первую половину очередного стиха, а хор поет окончание стиха и очередную стихеру. При смене гласа (если следующая стихера другого гласа) или при переходе к пению другой группы стихер, Канонарх перед стихом произносит: «Глас N» (по гласу стихеры, например, Минеи) и первую половину очередного стиха, хор допевает стих на новый глас и поет очередную стихеру на этот же глас. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихеры-славника Минеи). Клирос: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (Слава:) Поется стихера-славник Минеи. Канонарх: «И ныне, глас N» (по гласу богородична-догматика Октая). Клирос: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (И ныне:) Воскресный Богородичен «настоящего гласа» или Догматик2 (Октай). | Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихеры Минеи); «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Клирос: «Господи, воззвах…», «Да исправится…» Клирос: «Положи, Господи…» (до пометы «на 8») Канонарх: стих: «Из глубины воззвах к Тебе...» Клирос: поет окончание стиха: «Господи, услыши глас мой» и далее — первую стихеру Минеи. Всего поется 8 стихер (все из Минеи). Перед каждой стихерой Канонарх произносит первую половину очередного стиха, а хор поет окончание стиха и очередную стихеру. При смене гласа (если следующая стихера другого гласа) или при переходе к пению другой группы стихер, Канонарх перед стихом произносит: «Глас N» (по гласу стихеры, например, другой группы) и первую половину очередного стиха, хор допевает стих на новый глас и поет очередную стихеру на этот же глас. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихеры-славника Минеи). Клирос: «Слава:» Поется стихера-славник Минеи. Канонарх: «И ныне, глас тойже» Клирос: «И ныне:» Воскресный Богородичен или Догматик (из 1-го приложения Минеи: по гласу славника). |
Во время пения Догматика совершается Вход с кадилом:
Диакону подаётся кадило, вместе со священником совершается три поклона перед св. Престолом, свещеносец возжигает свечу и через горнее место все идут через северные двери на солею, подходят к Царским вратам.
Диакон кадит образа Спасителя, затем Богородицы на Иконостасе, потом поворачивается и кадит священнослужителя.
Дождавшись окончания пения Догматика:
Диакон: «Премудрость, прости. Свете Тихий..».
Клирос: «святыя славы...»и поёт всё до конца.
Пока клирос поёт Свете Тихий... Диакон совершает каждение св. Престола, потом отдаёт кадило и через Царские врата выходит на амвон, затем:
Диакон: «Вонмем!»
Священник: «Мир всем!»
Клирос: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость, вонмем»
Воскресный день | Седмичный день |
Диакон: Прокимен, Псалом Давыдов: «Господь воцарися в лепоту облечеся». | Диакон: Прокимен, Псалом Давыдов: текст прокимна дня. Клирос: Поет прокимен дня на соответствующий глас. Диакон: Стих прокимна дня. Клирос: Прокимен дня. Диакон: Полностью первый стих. Клирос: Полностью первый стих. |
Если святой имеет знак Полиелея и выше, то читаются три паремии святого из Минеи «наряду». См. седмичный вариант. | Диакон: «Премудрость». Чтец: Название книги, из которой будет читаться Паремия (например: «Бытия чтение»). Диакон: «Вонмем». Чтец читает положенные по Уставу три паремии из Минеи «наряду». Перед каждой паремией Диакон произносит: «Премудрость», чтец называет название книги, Диакон: «Вонмем», и чтец читает очередную паремию. |
Диакон: Сугубая ектения: «Рцем вси...».
Священник: Возглас: «Яко Милостив...».
Клирос: «Аминь».
Чтец: «Сподоби, Господи...».
Диакон: Просительная ектения: «Исполним вечерняя молитвы наша…».
Священник: Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...».
Клирос: «Аминь».
Священник: «Мир всем!»
Клирос: «И духови твоему».
Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните!»
Клирос: «Тебе Господи».
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения.
Священник: Возглас: «Буди держава царствия Твоего....
Клирос: «Аминь».
Лития:
Воскресный день | Седмичный день |
Клирос: «Стихера храма»3. | Клирос: Стихеры на литии святого Минеи4. |
Во время пения стихер на Литии духовенство выходит из Алтаря в западную часть храма или в притвор. Диакон совершает каждение всего храма от Иконостаса, Духовенства, клирошан и всех молящихся.
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Слава и ныне, глас N» (по гласу Богородична Октая из числа стихер «на стиховне»). Клирос: И ныне: Богородичен «настоящего гласа» (Октая) из числа стихер «на стиховне» на Малой вечерне5. | Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихеры-славника на литии из Минеи). Клирос: «И ныне:, глас тойже», Богородичен на литии из Минеи. |
Диакон по окончании пения стихер на Литии произносит 1-ое литийное прошение:
Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…».
Клирос: «Господи, помилуй» (40).
Диакон: «Еще молимся о православном христианстве…»
Клирос: «Господи, помилуй» (30).
Диакон: «Еще молимся о Великом Господине…».
Клирос: «Господи, помилуй» (50).
Священник: Возглас: «Услыши ны, Боже...».
Клирос: «Аминь».
Священник: «Мир всем!»
Клирос: «И духови твоему».
Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните!»
Клирос: «Тебе, Господи».
Священник: Молитва: «Владыко Многомилостиве...» .
Клирос: «Аминь».
Стихеры на стиховне:
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихеры на стиховне Октая) и возглашает первую фразу первой стихеры (Октая). Клирос: поет первую стихеру Октая | Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихеры на стиховне святого Минеи) и возглашает первую фразу первой стихеры. Клирос: поет первую стихеру Минеи |
Во время пения воскресных стихер на стиховне духовенство входит в храм и останавливается на его середине перед приготовленными для освящения хлебами, пшеницей, вином и маслом.
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: возглашает 1-й стих: «Господь воцарися». Клирос: поет окончание 1-го стиха: «В лепоту облечеся» и 2-ю стихеру Октая. Канонарх: возглашает 2-й стих: «Ибо утверди вселенную». Клирос: поет окончание 2-го стиха: «Яже не подвижится» и 3-ю стихеру Октая. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихеры-славника Минеи) . Клирос: «Слава:» и поет стихеру-славник Минеи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Клирос: «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихеры-славника; 2) с надписанием «на стиховне». | Канонарх: возглашает 1-й стих из Минеи «наряду». Клирос: поет окончание 1-го стиха 2-ю стихеру святого Минеи. Канонарх: возглашает 2-й стих: из Минеи «наряду». Клирос: поет окончание 2-го стиха 3-ю стихеру святого Минеи. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихеры-славника Минеи) . Клирос: «Слава:» и поет стихеру-славник Минеи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Клирос: «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихеры-славника; 2) с надписанием «на стиховне». |
Примечание: Если в Минее на стиховне нет стихеры-славника, то Устав определяет: Канонарх: «Слава и ныне, глас тойже». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Клирос: «И ныне:» и поет Богородичен Октая(Октая «наряду»). |
Клирос: «Ныне отпущаеши…».
Чтец: Трисвятое по «Отче наш...»6.
Священник: Возглас: «Яко Твое есть царство...»
Клирос: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Клирос: «Богородице Дево, радуйся…» (3)7 | Клирос: тропарь святого Минеи (2); |
Во время пения «Богородице, Дево, радуйся…» или тропаря святого священнослужитель трижды кадит приготовленные для освящения хлеб, пшеницу, вино и елей.
Диакон: «Господу помолимся»
Клирос: «Господи, помилуй».
Священник: Молитву на благословение хлебов.
Клирос: «Аминь». «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (3).
Во время пения «Буди Имя Господне…» совершаются крестное знамение и поясной поклон трижды, после этого духовенство входит в Алтарь.
Псалом 33 (первая половина): «Благословлю Господа на всякое время…» (до слов: «не лишатся всякого блага»).
Священник: «Благословение Господне на вас...»
Клирос: «Аминь».
1 Дореформенные Уставы XVII века приводят следующий вариант исполнения: Чтец читает стихи 103-го пслама на середине храма, останавливаясь на некоторых стихах, которые поют Клироса с припевами, попеременно. Припевы к стихам: от начала псалма до стиха 5-го — «Благословен еси, Господи», от 6-го стиха до 11-го — «Дивна дела Твоя, Господи» и от 12-го стиха до конца «Слава Ти, Господи, сотворившему вся».
2 Воскресный Богородичен «настоящего гласа» или Догматик находится в Октае «наряду».
3 Под термином «стихера храма» Устав разумеет одну из стихер на литии из службы «храма», то есть праздника или святого, в честь которого освящен храм. Кроме этого возможно пение стихер Богородицы, творения «Павла Аморейского». Эти стихеры находятся в Октоихе после воскресных и «анатолиевых» стихер на «Господи, воззвах…».
4 Иногда Устав предписывает петь сначала стихеру храма, а затем стихеры на литии святого.
5 Устав не определяет конкретно, какой богородичен следует петь. Уставные руководства и богослужебная практика предлагают несколько вариантов: пение стихеры на стиховне, писанной «И ныне:» с Великой или Малой вечерни; богородичен из Минеи по гласу стихеры храма с надписанием «на стиховне». После стихеры храма могут петься и стихеры Павла Аморейского, писанные в Октая на «Господи воззвах»: в этом случае может быть спета последняя из этих стихер на Слава и ныне:.
6 Под фразой «Трисвятое по «Отче наш…» понимается последовательность молитв: Трисвятое («Святый Боже…») (3), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (3), Слава и ныне:, «Отче наш…»
7 Если святой имеет праздничный знак бдения и выше, то «Богородице Дево...» поется дважды, а затем тропарь святого Минеи один раз.