Религиозная организация
Русская Древлеправославная Церковь

Древлеправославная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Древлеправославная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Н.Заган 1.jpg

Древлеправославная церковь во имя Покрова Пресвятой БогородицыРусской Древлеправославной Церкви (РДЦ) с. Новый ЗаганМухоршибирского р-на Республики Бурятия. В марте 1767 г. северо-западнее «Заганской деревни», появилось новое поселение, которое основали старообрядцы (семейские). Эта группа староверов была выведена из Польши в 1764 г. из местности, именуемой Веткой. По прибытии сразу же срубили часовню на высоком берегу речки Заганки. Позже на этом месте поставили церковь и назвали её во имя Покрова Пресвятой Богородицы. За колоколом ездили специально на Урал. Почти три года ждали, когда его привезут. Постепенно собрали священные книги, церковную утварь. Совершались обряды: крещение, венчание, отпевание. Наряду с поповской старообрядческой часовней, была в селе часовня, в которой молились безпоповцы. В поповской часовне богослужения и обряды совершали уставщики: Иванов Фёдор, Иванов Савелий, Иванов Кондрат Иванович. Священник приезжал из России раз в год. Старообрядцы свято чтили и хранили свою веру, истово молились, крестились двуперстием, клали поклоны, осеняя себя крестным знамением. Не допускали смешения веры, хранили её чистоту.

13 ноября 1938 г. на заседании Мухоршибирского райисполкома было решено молитвенные часовни села Новый Заган отдать под культурные нужды населения. В селе осталась одна часовня. В 1940 г. в ней разместили начальную школу.

Во время Великой Отечественной войны и после неё в церкви вновь начались богослужения. Прибыл уставщик Назар Петров из Бичуры. За попом отправили в город Новозыбков Брянской области добровольцев: Филатова Патракея Ивановича, уставщика Назара Петрова, Иванова Осипа Федосеевича.

В начале 1950-х гг. из Новозыбкова по просьбе христиан прибыл священноиерей Петр Симонов с матушкой. Он совершал церковные обряды строго по канонам Древлеправославной церкви. Священноиерей Пётр Симонов проводил огромную работу по укреплению древлеправославной веры, старался через преданных прихожан воздействовать на молодое поколение, довершал окрещенных уставщиком прихожан и крестил младенцев. Не имея собственного транспорта, попутками добирался во многие семейские сёла. Благодаря его активной деятельности Новозаганская старообрядческая церковь действовала до 1963 г.

Властные структуры всячески преследовали его и прилагали все усилия, чтобы закрыть единственную оставшуюся на тот момент в Бурятии старообрядческую церковь. В 1963 г. по постановлению Мухоршибирского райкома партии церковь была закрыта и передана народному образованию для обустройства в ней спортивного зала, который был открыт в том же году. В дальнейшем это здание было перенесено на новое место и по неизвестным причинам сгорело.

Богослужения стали проводить в доме священника. В 1964 г. священноиерей Пётр Симонов скончался и был похоронен на Новозаганском кладбище. Староверы не отступили и продолжали молиться по домам с уставщиками. Молились в домах уважаемых христиан Иванова Парамона Калиновича, Ивановой Хавронии Ивановны, а чуть позже у Максимовой Арины Егоровны. Отпевали усопших, погружали младенцев.

В начале 1990-х годов произошёл развал Советского Союза, и коммунисты потеряли власть. 20 декабря 1992 г. на сходе жителей села была создана старообрядческая община, выбран совет общины и председатель – Филатов Моисей Патракеевич.

5 декабря 1997 г. решением пайщиков сельпо в собственность общины было передано здание магазина. Силами сельчан здание было побелено и покрашено. Христиане принесли иконы. Можно было начинать службу, однако ни в селе, ни во всём районе не было священника. Пригласили отца Сергия (Попкова) из Куйтунского прихода, который вёл церковные службы в родительские дни и большие праздники. Вместе с ним проводили службу уставщик Сергей Палий и певчая Анна Зайцева. С переводом отца Сергия (Попкова) в Улан-Удэ приход стал окормлять священник с. Тарбагатай отец Сергий Палий. С 2008 г. церковную службу ведёт окончивший Новозыбковское духовное училище священноиерей Александр.

23 апреля 2000 г. Устав Новозаганской старообрядческой общины был утверждён Древлеправославным Архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси Александром. С 2000 г. началось регулярное крещение детей и взрослых. По большим праздникам и воскресеньям служится литургия. Пасхальное богослужение сопровождается крестным ходом с участием большого количества христиан. За эти годы построено новое здание церкви. Освящение Новозаганской древлеправославной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 31 июля 2004 г., а открытие – 1 августа 2004 г.

С 2004 г. в стенах храма произошло уже много богоугодных событий: крещение детей и взрослых, венчание, постоянное проведение праздничных и воскресных служб, поминовение усопших. Все это сопровождалось звоном одного колокола. Прихожанам приходилось только мечтать о красивомколокольном перезвоне, средств для приобретения колоколов не было.

На колокольне Новый Заган.jpg

В сентябре 2009 г. появилась надежда, что храм будет иметь достаточное количество колоколов. Произошло это благодаря боголюбивой семье Филатова Моисея Патракеевича. Семья эта достойна огромного уважения за порядочность, трудолюбие, за воспитание в своих детях любви и милосердия. В этой семье все делается во славу и во имя Божие. Филатовы оказали финансовое пожертвование для приобретения колоколов. Сергей Филатов и его жена Ольга заказали колокола на заводе, доставили до Улан-Удэ, а затем на собственном автомобиле доНового Загана. Приняли они участие в установке колоколов на колокольню храма. 6 декабря 2009 г. после воскресной литургии и их освящения над селом раздался перезвон уже 6 колоколов.

Благодаря деятельности древлеправославного храма Покрова Пресвятой Богородицы села Новый Заган стали создаваться церковные общины в других селах Мухоршибирского р-на. Староверами села Шаралдай была создана церковная община во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

Возрождается старообрядческая община с. Никольское во имя Николая Чудотворца, которая проводит богослужения в одном из оборудованных кабинетов здания администрации сельского поселения. Богослужения проводятся в сёлах Сутай и Калиновка. В селе Сутай жителей мало, и они пока не имеют возможность построить церковь или часовню. По приезде в село священноиерея Александра из с. Новый Заган проводят службу в доме одного из верующих. 7 июня 2009 г. жители с. Сутай в праздник Святой Троицы в торжественной обстановке установили на горе Святой Крест. Был совершён водосвятный молебен, и Крест был освящён. Также освятили и родник, который бьёт у подножия горы.

Большое мероприятие в ознаменование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне прошло в с. Калиновка. Накануне 9 мая 2010 г. священноиереем Александром был освящен воздвигнутый на возвышенности крест. При этом участвовало всё население Калиновки. Затем был освящен памятник погибшим воинам, а в завершении состоялась в школе панихида по погибшим воинам и умершим ветеранам войны. Это было трогательное событие, когда во время богослужения со свечами в руках вместе со взрослыми молились школьники.

Древлеправославная вера в семейских сёлах постепенно возрождается. Дай Бог, чтобы она становилась крепче и все семейские вернулись к старой вере своих благочестивых дедов и прадедов - хранителей Святой Руси.

Л.В. Поломошнова.

Источник

1255
Нашли ошибку?
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее ее исправим.